Темы: Семья, Мир Торы, Заработок, Диаспора, Бааль Тшува, Община, Материальные блага
В Москве становится все больше религиозных еврейских семей. В основном, это молодые или относительно молодые пары. Некоторые из них до женитьбы учились 2—3 года в ешиве, кто-то посещал вечерние уроки. Таким образом, в российской столице образуется общность евреев, стремящихся к познанию и соблюдению Торы. При этом религиозные евреи Москвы практически не связаны с традиционной еврейской общиной. Эта оторванность порождает целый ряд проблем в разных областях жизни. Попробую объяснить почему.
Еврейская традиция включает в себя не только знание различных еврейских книг, правильное понимание и выполнение законов, в них записанных, но и принадлежность к еврейской общине, внутри которой и осуществляется прямая и непрерывная передача Торы от отца к сыну, от Моше и поколения пустыни до наших современников. Именно там, где существуют традиционные еврейские общины, члены которых являются продолжателями традиции, обычно приобщаются к Торе люди, выросшие в семьях, оторванных от иудаизма. Даже в самой небольшой общине какого-то маленького городка человек, недавно принявший на себя выполнение заповедей Торы (на иврите его называют баал тшува) может увидеть, понять и впитать в себя атмосферу еврейской семьи, обратив внимание на нюансы и детали, которые невозможно вычитать в книгах. Но в Москве практически нет еврейских семей, в которых муж и жена были бы детьми религиозных родителей.
Необходимо отметить еще одно отличие ситуации в России и в Москве от обыкновенных еврейских общин. Когда мы знакомимся с еврейскими религиозными семьями, то оказывается, что в одной из них отец был учеником очень большого раввина, а его дед — хасидом великого ребе. Кто-то рассказывает о своем дедушке, который очень серьезно учил Тору, был уважаемым человеком в общине и отличался особенными качествами. Практически мы не найдем ни одного человека, который бы не соприкоснулся лично с большими мудрецами Торы и праведниками. Баалей тшува тоже любят находить среди прабабушек и прадедушек каких-то выдающихся людей: раввинов, знатоков Торы, но ни у одного из нас не было личной связи с этими людьми.
Оторванность от традиционных еврейских общин у соблюдающих семей в Москве сочетается с отдаленностью от центров изучения Торы и минимальным, а иногда просто отрывочным и поверхностным знанием Торы. Это порождает различного рода недопонимание отдельных законов, путаницу в их практическом исполнении, неправильное толкование различных мест в Торе и пророках и иногда до смешного наивное представление о знатоках и авторитетах Торы, благодаря чему мелкие жуликоватые евреи, внешне похожие на ортодоксов, с успехом представляются московским религиозным евреям, как знатоки Талмуда и каббалы.
Отсутствие связи с традиционной общиной выражается и в менее определенных вещах, понимание которых очень важно для человека, вставшего на путь соблюдения заповедей. Ведь еврей, выросший в традиционной соблюдающей семье, воспринимает от своих родителей и других родственников и окружающих его соблюдающих евреев стиль и форму поведения в различных бытовых ситуациях, отношение ко всем жизненным вопросам. Баалей тшува не с кого брать пример. Чаще всего их учителя Торы также начали соблюдать заповеди в зрелом возрасте, общаются они в своем кругу, а настоящие исконно традиционные еврейские семьи видят лишь во время праздников.
Все эти причины, прежде всего, порождают проблемы в отношениях между супругами. Человек, выросший в современном светском обществе, даже воспитанный неразведенными родителями, что является большой редкостью в наших краях, не представляет стандарта отношения к супруге или к мужу, являющегося нормой для основной массы традиционных еврейских семей. Это естественно, так как он не видит перед собой конкретных примеров отношений супругов, не наблюдает ежедневную жизнь традиционных еврейских семей. Ему трудно понять, что парень, выросший в соблюдающей семье, совершенно искренне считает создание семьи единственно возможной связью с женщиной. Женившись в двадцать с небольшим, такой человек живет со своей женой всю оставшуюся жизнь. Такое изначальное осознание уникальности выбранного спутника жизни и ряд других духовных моментов, объединяющих молодоженов, постепенно превращает новую еврейскую семью в прочную пару.
Конечно, парень, выросший в соблюдающей традицию семье, представляет, что существуют совершенно другие формы поведения, он видит на улицах светских евреев и неевреев в разных ситуациях. Однако в его мироощущении подобное поведение является таким же преступлением, как, например, ограбление. Ведь любой взрослый крепкий мужчина может с легкостью ограбить более слабого человека и с помощью чужих денег решить многие финансовые проблемы, но абсолютное большинство людей даже не задумываются над такой «доступной» возможностью решения экономических сложностей. Человеку, пришедшему из другого мира, без специальных усилий: внимательного наблюдения и анализа — трудно смоделировать подобное поведение в его жизни.
Баалей тшува также сталкиваются с серьезными сложностями при построении гармоничных отношений с детьми, так как не имеют никакого практического представления о многодетной семье. Им трудно балансировать между необходимостью материально обеспечивать растущую с каждым годом семью и желанием изучать Тору. С точки зрения еврейской традиции изучение Торы является важнейшим моментом, в то же самое время стабильность семейной жизни и успех в воспитании детей зависит от некого уровня достатка, который необходимо обеспечить. Но баалей тшува, увлеченные идеей познания Торы, часто поступаются материальными интересами и этим наносят тяжелые удары по семье.
Представим себе, например, молодого интеллигентного московского мальчика, который стал религиозным человеком и учится в серьезном израильском колеле. Его супруга тоже приняла решение соблюдать заповеди Торы. Она единственный ребенок в семье, выращенный заботливой мамой и бабушкой. Эта девушка стала соблюдать заповеди, но в отличие от своего мужа не успела достаточно изучить Тору, так как довольно быстро вышла замуж за молодого талмудиста из Москвы. Раз в год или два у нее рождается ребенок, кроме этого она работает, иногда в нескольких местах, и для того чтобы эта семья благополучно воспитала своих детей и состарилась в мире и согласии, требуется немало чудес.
Кто-то удивится моему утверждению и скажет, что все религиозные семьи ведут подобный образ жизни. Легко ответить на подобное возражение. Обычно религиозная женщина сама выросла в многодетной семье, с детства освоила навыки ухода за детьми. Но не только в этом причина. Есть колоссальное различие в самом жизненном восприятии на подсознательном и ментальном уровне, которое невозможно изменить за 2—3 года тшувы по мановению волшебной палочки. Поэтому в обществе баалей тшува мы наблюдаем гораздо более высокий процент разводов, нежели в исконно религиозной общине. Есть много семей, где отношения между супругами очень сложные. Такая же ситуация и с воспитанием детей.
Кто-то спросит, зачем об этом говорить? Что с этим делать? Ответ очень простой. Понимание проблемы является частью ее решения.
из журнала «Мир Торы», Москва
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.