Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Всё, что ты видишь в этом мире, всё, что есть в этом мире, всё это — чтобы поставить тебя перед выбором и испытать»Раби Нахман из Бреслава
Творец раскрывается в мире в двух книгах. Одна, скрытая и запечатанная, — это мир творения, природа. Вторая, открытая для тех, кто слышит, — это Тора.

«Суть субботы в том, что каждый из шести первых дней раскрывал свои действия, а в субботний день все покоились. И хотя все было сотворено в те шесть дней, все находилось в потенции, а в реальности Всевышний обновляет каждый день, постоянно, творение мира, и Он делает их реальными. И каждый из них выводит свое действие в свой день постоянно, а в субботу они прекращают делать это. Об этом говорит стих: “…которые сотворил Б-г, чтобы делать”, то есть — сотворил все, кроме завершения в реальности» (Виленский Гаон, Адерет Элияу 2:3).

Это высказывание разъясняется в соответствии со сказанным выше: эти шесть дней — есть высшие качества, корни всего сотворения неба и земли, и каждое качество вложило в свой день нечто от своей сути и силы. Все мироздание со всем, что наполняет его, включается в эти дни, но «потенциально», а их актуализация происходит на протяжении всей истории — Шести тысяч лет. Отсюда можно понять слова Рамбана и рабейну Бехайе на стих «…и закончены были небо и земля и все воинство их», где они подробно объясняют, как все года и события Шести тысяч лет соответствует Шести дням творения, а Седьмое тысячелетие соответствует субботе. Это подробно объясняет Реканати:

«После действия этих Шести дней нет действия, которое не было бы в них заложено и находилось в потенциале от первого дня до того момента, когда приходит его время раскрыться в мире в актуальной реальности. И сказали Мудрецы: “Сказал Всевышний Гавриэлю: Твой серп наточен? Сказал перед Ним: Властелин мира, он наточен еще с Шести дней творения!” И сказал раби Тарфон: Предназначен был кит с Шести дней творения проглотить Йону. Причина в том, что все установлено с Шести дней творения, как сказал пророк Ирмеяу: “Ты сделал небо и землю, ничто не сокрыто от Тебя” И когда что-то приходит в мир — это только раскрытие того, что уже сотворено. В этом смысл стиха “…которые сотворил Б-г, чтобы делать”: завершил строительство системы, которая производит объект или действие в тот момент, когда им приходит время раскрыться в реальности, ибо нет ничего нового под солнцем».

Более глубокое понимание вопроса

«Ибо шестью днями сделал Г-сподь небо и землю…» — не сказал «за шесть дней», но «шестью днями», и потому можно сказать, что слово «сделал» относится к обеим частям предложения, то есть «сделал шесть дней вместе с землей и небом, с морем и всем что в них». Другими словами, вместе с каждым из перечисленных объектов сделал шесть вещей, все вместе 24. Это и есть «24 Книги», которые называются «днями» от слова «свет», ведь сказано: «И назвал Б-г свет днем»; «свет», о котором сказано: «Ибо заповедь — свеча, а Тора — свет» (Рамбан, Эмуна уВитахон, 19).

Попробуем объяснить эти слова.

Творец раскрывается в мире в двух книгах. Одна, скрытая и запечатанная, — это мир творения, природа. Вторая, открытая для тех, кто слышит, — это Тора.

Распространение воли Всевышнего в мире — это творение Шести дней, «все вместе — 24». Однако обращение Творца к человеку скрыто за завесой природы. В Торе, состоящей из 24 книг Священного Писания, полностью открывается воля Всевышнего. В корне сотворения природы, Десятисловии, воля Всевышнего в мире была сокрыта. Десять Речений, записанных на скрижалях Завета на горе Синай есть внутреннее содержание Десятисловия, которым был сотворен мир. В этих Речениях слово Б-га раскрывается человеку напрямую.

Но и в нашем мире есть один день, свет которого прорывается и освещает внутреннее содержание Книги Творения — это суббота: «И дал (Всевышний) Моше, когда закончил говорить с ним на горе Синай, две скрижали». Слово «закончил» (ככלותו) можно читать как «как его невесту»: была дана ему Тора в дар, как невеста, которая вручается жениху. Сказал Рейш Лакиш: Как невесте требуется двадцать четыре вида украшений, как сказано: «и привел ее к Адаму». Числовое значение слова «привел» (ויביאה) — 24, намек на то, что Всевышний украсил Хаву 24 видами украшений… Так мудрец Торы должен досконально знать 24 книги и быть «украшенным» ими. Суббота также называется «невестой», и мы находим, что в талмудическом трактате о субботе 24 главы» (Рабейну Бехайе, 31:18).

Суббота включает в себя шесть будних дней, она — их внутренняя точка, раскрывающая и освещающая корень их святой реальности.

«Ворота внутреннего двора, обращенные на восток, будут закрыты в шесть рабочих дней, а в день субботний откроются» (Йехезкель 46:1).

«Суббота называется речью» (Зоар).

Поймите все это как следует. Более подробно данный вопрос будет обсуждаться в эссе «В субботу была дана Тора».


Зажигание светильников золотой Меноры было важной частью служения в Храме. Первая такая Менора описана еще в Пятикнижии: она была создана во время сорокалетних странствий евреев по пустыне. Там же описано строение и форма золотого семисвечника. Rогда римляне разрушили Храм, они вывезли большую часть храмовой утвари. На известной арке Тита есть барельеф с изображением семисвечника, захваченного Титом в Иудее. Но где сегодня находится храмовая Менора — точно не известно.

В данном материале мы попытаемся осветить, что символизирует собой золотая Менора и в чем смысл зажигания Меноры в Храме.

Читать дальше

Менора

Браха Губерман

Настоящее чудо жизни скрыто в самом процессе возвращения еврея к Торе и заповедям. Человеку, который оторван от еврейской традиции, часто приходится двигаться к ней в полной темноте. И вдруг из одного горячего желания узнать, кто ты и понять это, возникает зажженная свеча, и путь становится чуть-чуть яснее. Уже можно разглядеть далекий-далекий слабый свет перемен к лучшему и всей душой стремиться к нему.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Трума

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Строительство Мишкана - переносного Храма

О том, почему в Торе отрывки об обращении Б-га к Моше из Шатра Собрания и о зажигании свечей расположены рядом

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Светильники храмовой меноры символизировали различные разделы мудрости. Между ее конструкцией и словами Торы есть много общего.

О меноре - семисвечнике в Храме

Рав Шимшон Рефаэль Гирш

В чем символическое значение меноры?

Недельная глава Беhаалотха

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Беhаалотха»

О том, почему в Торе отрывки об обращении Б-га к Моше из Шатра Собрания и о зажигании свечей расположены рядом

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Графические символы: еврейские и не очень…

Батшева Эскин

У христиан есть крест, у мусульман — звезда и полумесяц, у буддистов — колесо закона, у иудеев — шестиконечная звезда? Или менора? Или, может быть, хамса? Существует ли вообще универсальный еврейский графический символ?

Избранные комментарии к недельной главе Трума

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тора регистрирует не юридические принципы вообще, а прежде всего индивидуальные, конкретные случаи