Из цикла «Избранные комментарии на недельную главу», темы: Менора, Аарон, Моше, Беаалотха, Ицхак бен-Иегуда Абарбанель
Такое соседство придает дополнительный смысл самой этой заповеди. Тора рассказала о численности еврейского народа, о том, что левиты были выделены в особую группу служителей Б-га взамен первенцев, и о жертвах, которые принесли главы колен в честь освящения Мишкана. И теперь Тора переходит к рассказу о том, на каких уровнях совершенства находились главы народа. Рассказ начинается с Моше, который получал пророчество от Б-га во всякое время, когда оно было ему нужно, и во всякое время имел право войти в Святая Святых: «…И когда приходил Моше в Шатер Собрания…» Определив тем самым исключительное положение Моше, Тора говорит об Аароне, который каждый день заходил в Шатер Собрания, чтобы чистить и зажигать светильники Меноры. В главе Трума я уже говорил, что, согласно мнению многих наших мудрецов, Менора и ее семь светильников символизировали семь небесных тел. Центральный светильник символизировал Солнце, а остальные — прочие шесть планет, три из которых расположены над ним, а другие три — под ним. И я отмечал, что, по моему мнению, Менора символизирует исследовательский разум и что ее семь светильников соответствуют семи разделам мудрости, освещающей душу человека. Аарон в совершенстве владел ими всеми, поскольку «уста коэна хранят знание», и когда Тора здесь решила указать на его уровень идеального мудреца, она сказала, что он зажигал светильники Меноры и что семь ее светильников «светят напротив нее», то есть, символизируемая этим светом мудрость согласуется с лежащими в Ковчеге Скрижалями Завета, с Б-жественной Торой. Именно из-за этой подробности Тора заговорила здесь именно о Меноре, а не о воскурении, глубинный смысл которого тот же самый.
Тора говорит здесь, кроме того: «И вот как сделана Менора: из цельного куска золота…» Тора имеет в виду, что в ней нет пустот, незаполненных мест, она вся представляет собой цельный кусок золота, то есть, цельный свод знаний. И этот стих помещен в том месте в Торе, где речь идет о предназначении Меноры, в котором нет ничего пустого или неверного. На совершенство символизируемой Менорой мудрости указывает и выбор золота в качестве материала. Золото не ржавеет и не портится, а навечно сохраняется неизменным, как и Б-жественная мудрость. А о форме, строении Меноры сказано: «От основания и до цветка — вся она из цельного куска». Другими словами: и основание, то есть, наиболее грубые и примитивные части, и цветки, то есть, самые развитые и утонченные структуры, — все, что входит в состав Меноры, сделано из одного и того же куска золота, то есть, содержит в себе равно глубокий смысл, и ничем в ней не следует пренебрегать. А совершенство ее изготовления подчеркнуто в стихе «…По тому образу, который был показан Моше на этой горе, — так он сделал Менору». Таким образом, Тора утверждает безукоризненность Меноры со всех четырех точек зрения: смысла, формы, материала и мастерства ремесленника. И здесь Писание ведь не ставит себе целью просто рассказать нам о Меноре, поскольку это уже сделано в той главе, где Б-г дает Моше повеление изготовить ее! Здесь Тора намеревается лишь поведать нам о совершенстве Аарона, обладавшего безупречной мудростью и исчерпывающими познаниями в движении небесных сфер и во всех остальных областях исследовательского разума, который символизирует Менора.
Итак, Писание говорит о совершенстве Моше, наивысшего из пророков, который имел право в любое время входить в Святая Святых, и о совершенстве Аарона, наивысшего мудреца, которого Тора связывает с Менорой во всех ее деталях. Именно эта связь позволила Аарону беспрепятственно входить каждый день в Шатер Собрания. А левиты, находящиеся на более низком уровне, не имели права входить в Шатер Собрания, однако помогали коэнам в их служении Б-гу. Поэтому сразу после рассказа о Моше и Аароне Тора переходит к левитам, говоря: «…Возьми левитов…»
с разрешения издательства Швут Ами
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Когда человек предстает перед судом, его спрашивают: “Торговал ли ты честно? Уделял ли время Учению? Исполнял ли приказанное плодиться и размножаться? Ожидал ли ты спасения? Изучал ли остроту мудрости? Старался ли понять одно из другого? И если даже на все ответил утвердительно, то хорошо, если страх пред Всевышним — его сокровищница, а если нет, то плохо”
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Глава из классической книги по мусару (этике) — «Орхот цадиким». «Стыд — это великая препона и железная стена, установленная перед всеми преступлениями».
Переводчик Виктория Ходосевич
Приближается Йом Кипур, и, готовясь предстать перед Судом, нам следует помнить, что все наши поступки записаны и учтены.
Рав Гершон Эдельштейн,
из цикла «Подготовка к Дню Суда»
Сущностью периода между месяцем Элуль и месяцем Тишрей является искреннее раскаяние. Человек должен помнить о том, что главным является Будущий мир, а не этот.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Месилат Йешарим, перевод одноименной книги раби Моше Луцатто»
Большинство сообразительных, умных и острых разумом людей строят свое образование, в основном, на тонкостях различных наук
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
«Что прежде был Петербург? Пустыня. А теперь же это — Бердичев!»
Рав Лейб-Нахман Злотник
Статья р. Лейба Нахмана Злотника о тайне ста благословений, которые предписано произносить каждый день
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Экев»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Йохевед и Пуа рисковали жизнью, нарушая приказ фараона убивать еврейских младенцев. Кто спас одного человека — как будто спас весь мир.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
На горе Синай Всевышний дал евреям законы о седьмом годе. Это место было выбрано неслучайно: Творец продемонстрировал, что только Он является истинным хозяином и владельцем еврейской земли.
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»