Из цикла «Знание Субботы», темы: Первородный грех, Суббота, Неевреи, Будущий мир, Рав Эуд Авицедек
«Имеется в виду, что есть три вида дней: один — будние дни, которые стоят вне святости, и потому в эти дни разрешены 39 видов работ, которые соответствуют 39 проклятиям, полученным Адамом, Хавой, Змеем и землей. И если бы Адам не согрешил, он не должен был бы опускаться до того, чтобы пахать и сеять. Он пребывал бы в саду Эдена, выполняя заповедь “обрабатывать и хранить” духовным образом, как это будет в Грядущем, после воскрешения» ( Шней лухот аБрит). Будние дни — это следствие греха Первого человека. Они соответствуют его уровню после греха. После того, как был проклят будничной работой: «в горести будешь есть ее»; «в поте лица твоего будешь есть хлеб», и такова сущность и форма этих дней. У нас сегодня нет возможности постичь, что такое «дни» до греха, так же как нет возможности постичь суть работы «духовным образом» до греха. В будущем, после воскрешения, когда человечество вернется в состояние до греха, исполнятся слова пророка: «Обнови дни наши, как прежде» — сущность дней обновится, как это было издревле.
«Всевышний, чтобы очистить и освятить нас, поднял нас над этими внешними шестью днями и облек властью над Израилем святое Управление» (Шла). «Будние дни» остались для уровня язычников, их суть — «днем и ночью не останавливаются»: прилепленность к материальности, подверженность управлению природных законов. «Будние дни» находятся вне святости, они «стоят вовне, для язычников» (Зоар).
Но для Израиля — «облек властью святое Управление»; это более внутренние дни, стоящие ближе к святости. Дни, которые посредством изучения Торы и молитвенного служения можно возвысить до категории субботы (суть данного служения будет объяснена далее, в эссе «Шесть дней работай»).
В этих днях не содержится свечения из раскрытия внутренней сути мироздания, — ведь они управляются через законы природы, и Божественное присутствие скрывается за завесой этого Управления. На Израиль возложено служение: раскрыть внутренний свет этих дней, осветить субботу — раскрыть царство Всевышнего в мироздании:
«Есть будние дни во внешних и есть внутри шесть дней недели, которые находятся в духовной чистоте — для управления Израилем. Два эти аспекта подобны дереву и его коре: хорошее внутри и злое снаружи, Древо познания добра и зла. Сказано, что эти шесть дней держатся за святую точку, и из контекста понятно, что эта точка — Шехина (Божественное присутствие).
…И в шесть дней действия Шехина есть утаенная точка внутри упомянутых шести дней, и эти дни светят из нее. А она в скрытости изливает благодать на каждый из этих дней» ( Шней лухот аБрит).
Круг дней, в центре которого — суббота, относится к Израилю — «народу, освящающему седьмой день».
«Внутренние дни» — это те свечения, что были эманированы Всевышним, и они — корни всех дней реальности: «Есть шесть дней в мире Ацилут, это шесть краев от Хесед до Йесод, которые произвели весь акт творения мира, и о них сказано “ибо шестью днями сделал Г-сподь небо и землю”» (Шла).
* * *
В соответствии с тезисом о том, что время дано человеку в качестве инструмента для служения, нам становится ясным непонятный ранее вопрос: известно, что качества, эманированные от Творца, нисходят по ступеням, по порядку: первое самое высокое и т.д., а последнее из них — это качество Малхут, «у которого нет ничего от себя». Возникает вопрос: как может быть, что седьмой день относится к данному качеству, в то время как он — самый высокий из всех дней, источник их благодати и благословения?
Но если следовать сказанному выше, данный вопрос получает свое объяснение. Как формулирует автор книги Сфат Эмет: «Все будние дни спустились в материальный мир и облачились в будние дни, а суббота осталась на высоком месте, и потому от нее благословляются шесть дней… Становится понятным, почему они называются “днями работы” (ימי מלאכה, слово однокоренное со словом מלאך — ангел), ведь они управляются через ангелов (в отличие от субботы, управляемой напрямую Свыше). И потому, хотя эти шесть дней в своем корне выше субботы, только лишь суббота осталась такой, как была, и пойми это как следует».
В начале данного эссе мы выразили удивление по поводу суровости наказания за такое преступление. Но после всего, что мы объяснили, есть у нас определенное понимание данного вопроса: идолопоклонники находятся в другой временной реальности, а суббота — в более высокой системе дней, относящейся только к Израилю. Идолопоклонник, соблюдающий субботу, подобен заходящему за Завесу, как профан, подступивший к жертвеннику в Храме, где могут находиться только священники. Принцип таков: каждый, кто заходит в более высокую и святую реальность, превышающую возможность его выбора — как в отношении места, так и в отношении времени — теряет реальность своей жизни.
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.