Гавриил - от еврейского Гавриэль – архангел. Имя его означает буквально «Всевышний – сила моя». Вместе с архангелом Михаэлем упоминается в книге Даниэля, где он разъясняет пророку видение (Даниэль 8, 16-26; 9, 21-27). Гавриэль – один из четырёх ангелов, стоящих по четырём сторонам престола Б-га и исполняющих обязанности стражей на четырёх концах мира (Ханох 9, 1). Эти четыре архангела (Гавриэль, Михаэль, Уриэль и Рефаэль; в русской традиции Гавриил, Михаил, Юрий и Рафаил), которые и поныне призываются в молитве на сон грядущий, часто упоминаются вместе. Эти четыре имени выгравированы на одной золотой таблице, найденной в гробнице супруги императора Гонория, – без всякого сомнения, заимствование из еврейской традиции (Kopp, Palaeographia critica 3, § 158). Чаще всего он упоминается рядом с Михаэлем, как занимающий второе после него место. На одной гностической гемме имеется греческая надпись: «Михаэль – высочайший, Гавриэль – могущественнейший», что свидетельствует о довольно раннем заимствовании от евреев основ ангелологии (Kopp, loc. cit., 4, § 766).
Три ангела, явившиеся к Аврааму (Бэрейшит 18), были Михаэль, Гавриэль и Рефаэль (Йома 37а). Михаэль занимает место по правую руку Господа, Гавриэль – по левую. Гавриэль имел образ «мужа» (Даниэль 8, 15; 9, 21), и, согласно Талмуду, именно он был тем самым «мужем, одетым в лён», о котором повествуется в книге Йехезкеля 9, 3 и 10, 2 (Йома 77а).
Гавриэль – владыка огня, Йоркеми – владыка града и холода. Тем не менее, не второму, а первому из них поручается освободить из огненной печи как Авраама, так и Хананью, Мишаэля и Азарью (Псахим 118а; Шмот Рабба 18, параллельные места). Только в одном случае (Таргум к Эйову 25, 2) Михаэль назван владыкой огня, а Гавриэль – владыкой воды. Гавриэль вместе с тем заведует и созреванием плодов (Сангедрин 95 б).
В одежде рабочего Гавриэль явился Моше и научил его делать семисвечник (Мнахот 29а). Как и у всех ангелов, у Гавриэля есть крылья, но, в то время как Михаэль облетает весь мир одним взмахом своих крыльев, Гавриэлю нужно для этого два взмаха (Брахот 4 б, внизу). Очень часто архангелы Михаэль и Гавриэль действуют совместно (см. Псахим 55а), но первый как ангел-хранитель Израиля и небесный первосвященник более занят на небесах, тогда как последний исполняет перед Всевышним обязанности посланника, приводящего в исполнение на земле все Его предначертания.
Каждые три колена Израиля имеют своих ангелов-хранителей в лице вышеупомянутых четырёх архангелов (Бэмидбар Рабба 2, 10). Михаэль и Гавриэль защищают евреев от преследователей (Ялкут Хадаш 57 б) и возносят молитвы перед Б-жьим престолом о благополучии всего рода человеческого и об освобождении еврейского народа из неволи. Они умоляли защитить Израиль, когда Всевышний предначертал сожжение Храма (там же, 2, 1009). Он же восстанет войной на Ливьятана (Бава Батра 74 б). Наконец, он вводит души в тела благочестивых людей (Ялкут Хадаш 68 б, 65).
Помимо указанных действий и обязанностей, возложенных на Гавриэля, он ещё действует часто как орудие Всевышнего. Так, после посещения Авраама с другими двумя ангелами он отправляется разрушить Сдом и спасти Лота (Бава Меция 86 б). Злой дух Самаэль, желая погубить Тамар (Бэрейшит 38), чтобы от неё не произошёл Давид, похитил оставленные Йеудой у неё вещи, которыми она могла бы доказать свою верность ему; однако Гавриэль их снова восстановил (Сота 10 б). Он обучил Йосефа всем семидесяти языкам (там же, 36 б), и он же привёл Йохевед к Амраму (там же). Когда рабыни фараоновой дочери хотели убедить её отказаться от спасения Моше, он поразил их ударом. Во время женитьбы царя Соломона на дочери одного из фараонов он воткнул тростник в середину моря. С течением времени вокруг него собралось много морской тины, из которой образовался остров, и на нём впоследствии был воздвигнут Рим (Шабат 55 б). Он поразил чумой полчища Санхерива (Сангедрин 26а, 95 б). Чело праведных и грешных людей он отмечает особыми знаками (Шабат 55а; ср. Йехезкель 9, 4). Именно на его долю выпало метать на Храм и город огонь, который ангел брал из рук херувима (Йома 77а). Гавриэль помешал царице Вашти явиться на зов царя Ахашвероша и восстановил снова историю об услугах, оказанных этому царю Мордехаем, воспоминание о которых уничтожил Шимшай (Мегила 12 б, 16а). Наконец, согласно уже позднейшему преданию, он поразил судей, которые отказались принять сторону Шимона бен-Шетах в его борьбе с царём Александром Яннаем (Сангедрин 19 б).
От евреев вера в ангелов перешла в христианство, но в противоположность последнему иудаизм совершенно запретил поклонение ангелам. «Не молись ни Михаэлю, ни Гавриэлю, но только Мне, и Я непосредственно тебе отвечу» (Йерушалми Брахот 13а).
Имя Гавриэля играет значительную роль в некоторых геммах, во многочисленных папирусах, трактующих о магии среди христиан и мусульман. «Как в христианстве, так и в иудаизме Гавриэль стоит рядом с архангелом Михаилом, но не на одинаковой с ним ступени» (L?ken). Ещё и поныне Гавриэль играет значительную роль в мистической литературе, христиан и магометан.
В арабской литературе есть много преданий, прямо или косвенно заимствованных из еврейской Агады. Архангел Гавриэль («Джибриль») упоминается в Коране только дважды: в Суре 2, 91-92 и 66, 4. Впрочем, по мнению комментаторов Корана, о Гавриэле неоднократно говорится, лишь под другими названиями; так, например, он именуется «Рух аль-Кудс» («дух святости», Сура 2; 81, 254; 5, 109; 6, 104), «Рух аль-Амин» («дух веры», 26, 193), «Шадид аль-Кувва» («грозный по преимуществу», 53, 5) и «Расул Карим» («благородный посланец», 81,19). Согласно объяснению Бейдави, имя Гавриэль обозначает «слуга Б-жий».
По преданию, Гавриэль открыл и сообщил Мухаммаду содержание Корана. Смешно, но ввиду этого некоторые арабские писатели (Бохари, Бейдави, Замахшари) полагали, что евреи считали Гавриэля врагом своим! Это подтверждали заявлением самого пророка (Сура 2, 91), что враги Гавриэля – враги Б-жьи. Гавриэль представлялся как бы посредником между Аллахом и пророком. Этим объясняется и то, что в начале некоторых сур Корана стоят три буквы, алеф, ламед и мэм; Ибн-Аббас (ср. Бейдави к суре 2, 1) толкует их таким образом: алеф – обозначение Б-га, ламед – Гавриэля, мэм – Мухаммада. Гавриэль произнёс перед пророком повеление Б-га: «Читай!». Ввиду этого он почитается у мусульман как «хранитель небесных сокровищ (Откровения)». Он – один из ангелов, непосредственно общающихся с Б-гом (аль-Муккарабим). Вместе с тремя другими ангелами Гавриэль переживёт день Страшного суда, когда погибнут все прочие создания.
В качестве «посланца Б-жия» Гавриэль принимал участие в сотворении Адама, т.к. Б-г повелел именно ему собрать всякого рода глину, из которой и было создано тело первого человека. После изгнания прародителей из рая, Гавриэль сжалился над ними: он дал Адаму и Еве небольшой мешок с пшеницей и научил их посеять её и собрать затем зерно. Он же подарил Адаму и вола, чтобы тот мог на нём вспахать землю (см. тракт. 21 «Братьев чистоты», изд. Детирици, Табари и Ибн аль-Асира). По сообщению Табари, этот же архангел обучил Адама добывать огонь при помощи кремня и железа. Гавриэль относился также дружелюбно к патриарху Аврааму, оказав ему помощь, когда Нимрод вверг его в пылающий костёр (ср. Бэрейшит Рабба 38, где говорится о раскалённой печи). Нимрод при помощи катапульты взметнул Авраама в воздух, и тот обязательно упал бы в огонь, если бы Гавриэль не подхватил его и не удержал в воздухе (Замахшари и Бейдави).
Подобно еврейским преданиям (Бава Меция 86 б), арабские изображают Гавриэля одним из трёх ангелов (Джибриль, Михаил и Исрафил, который соответствует еврейскому Уриэлю), посетивших Авраама (Сура 11, 72). Табари присовокупляет, что ангелы не желали отведать пищи, предложенной им патриархом, не уплатив предварительно стоимость муки. Тогда Авраам ответил: «Вы уплатите за неё прославлением Всевышнего», на что Гавриэль одобрительно кивнул головой и сказал: «Воистину этот человек достоин именоваться другом Б-жьим».
Комментируя в Суре 11, 83 рассказ о Лоте и ангелах, явившихся к нему в Сдом, чтобы сообщить о каре, ожидающей местных жителей, Бейдави и Замахшари поясняют, что Гавриэль прикоснулся к жителям города своими крылами (Замахшари особенно подробно описывает эту процедуру) так, что они ослепли. Этими же крылами Гавриэль поднял весь город на воздух на такую высоту, что на небе ясно были слышны лай собак и пение петухов Сдома. Затем ангел перевернул весь город в воздухе и с силою сбросил его вниз, на землю. Ибн-Асир сообщает о том, что Авраам упросил Гавриэля пощадить город, если в нём найдётся десять верующих (мусульман). В конце концов, архангел обещал патриарху содействовать спасению Лота и его семьи за исключением жены Лота. Однако найдя в поведении Лота подтверждение слов Всевышнего о полной испорченности жителей Сдома, Гавриэль покончил с городом вышеуказанным образом (ср. также Абульфеду, Historia anteislamitica 24).
В рассказе о миссии Моше к фараону (Сура 28) арабские комментаторы приписывают Гавриэлю видную роль. Повествуя о башне, сооружённой правителем Египта с целью подняться к Б-гу Моисея (28, 38), Замахшари говорит, что Гавриэль прикоснулся к ней крылом своим и она развалилась, расколовшись на три части: одна обрушилась на фараоново войско и вмиг умертвила тысячу человек, другая упала в море, а третья рухнула на землю, придавив строителей, из которых ни один не остался в живых. Когда же фараон был уже готов уверовать в Б-га Моисея, Гавриэль схватил горсть морского ила и замазал им рот царю (Табари и Ибн-Асир). Впоследствии, беседуя с Мухаммадом, Гавриэль похвалялся этой своей предусмотрительностью, объясняя её своим опасением, как бы Всевышний не проникся состраданием к фараону.
В сурах 2; 60, 87; 4, 153 и 7, 170 сообщается, что Б-г грозил низвергнуть гору Синай на израильтян, если те не примут Закона (см. Авода Зара 2 б; Шабат 88а). Арабские комментаторы дают подробности этого происшествия: когда израильтяне стали упорствовать, Гавриэль был вызван на гору и стал держать её вершину над головой собравшегося у её подножия народа.
Гавриэль также явился к Моше с сообщением, что великан Ог находится в беспомощном положении, попав в собственную западню, и побудил его убить этого царя (Табари, Хроника, перев. Цотенберга 1, 391).
Гавриэлю же выпало на долю быть посланцем к царю Давиду, сокрушённому своей греховностью, и заявить ему о прощении, дарованном Б-гом. Этот же ангел собрал отовсюду массу демонов и доставил их новому их повелителю царю Соломону (Казвини 1, 351 и далее). В другом предании (Аль-Кисаи, История пророков) Всевышний собрал птиц, чтобы они преклонились пред царём Соломоном. Гавриэль же доставил последнему из рая и магический перстень с надписью «Нет Б-га, кроме Аллаха, и Мухаммад – пророк Его». Прежде этот перстень принадлежал Адаму. Всё это произошло в пятницу, в 27-ой день месяца Мухаррама.
О деяниях Гавриэля сохранились также рассказы в народных преданиях морисков. Гавриэль играл роль свидетеля (нотариуса) при бракосочетании Адама и Евы (ср. Бэрейшит Рабба). Он побудил Авраама взять в жёны Агарь. Он заменил Ицхака овном на горе Мория и удержал Авраама от принесения в жертву собственного сына. Гавриэль объявил Сарре о рождении Ицхака. Когда Йосеф сидел в темнице, Гавриэль научил его пользоваться, за отсутствием воды, песком для ритуальных омовений. В книге “Legendas de Jos?, Hijo de Jacob” (1888) рассказывается, что Гавриэль, приняв вид отца Йосефа, оградил последнего при покушении жены Потифара на его целомудрие. Об этом повествуется также у арабских писателей (Табари, Замахмари).
По словам Бейдави и Замахмари, одежда Йосефа была подарком Гавриэля, который выткал её из небесного шёлка для Авраама, когда последнему угрожала опасность ввержения в огненную печь. Авраам отдал её Ицхаку, Ицхак – Яакову, а тот подарил её в качестве амулета Йосефу. Гавриэль предстал перед Йосефом, развернул это одеяние и облёк его в него. Тот же Гавриэль, положив предварительно маленькое дитя в колыбель, чтобы оно могло свидетельствовать в пользу Йосефа, установил чрез этого ребёнка невинность последнего, когда жена Потифара обвинила его в покушении на свою честь. Продолжительность тюремного заключения Йосефа, по объяснению Гавриэля, была потому так значительна, что Йосеф более верил людям, чем Б-гу. По словам комментаторов, Гавриэль удержал Йосефа от отправки письма отцу своему для того, чтобы Яаков тем самым понёс наказание за одно своё прежнее, правда, незначительное, прегрешение (ср. Бава Кама 50а).
Читайте также:
Ангелы и Ангелология в Иудаизме
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.
Рав Бенцион Зильбер
Одна из основных тем нашей недельной главы — «Жизнь Сары» — уважение к умершим
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.