Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Во второй книге Торы, Шмот, в ее седьмой недельной главе, которая называется Трума («Приношения»), рассказывается о возведении евреями переносного Храма. В нем они совершали жертвоприношения все те годы, пока скитались по пустыне после Исхода из Египта. Назывался этот переносной Храм — Мишкан. И служил он евреям ровно 479 лет, вплоть до возведения царем Шломо (Соломоном) так называемого Первого (стационарного) Храма в Иерусалиме.

Из Египта евреи вышли в 2448 году от Сотворения мира, что соответствует 1313‑му году до начала принятой европейскими народами эры. На следующий год наши предки приступили к сооружению своего первого святилища. Затем в течение 39 лет его на своих плечах носили по пустыне евреи из колена Леви, левиты, прямые потомки третьего сына нашей праматери Леи, жены Яакова, внука Авраама… Вы еще не забыли еврейскую историю? Ей были посвящены наши выпуски, выходившие в те месяцы, когда в синагогах читают первую книгу Торы — Берешит. Давайте, пользуясь случаем, приведем в порядок наши знания и выпишем важные события мировой истории, как она представляется в свете Торы.

Создание мира и Адама:1-й год (он же 3760 до ныне принятой эры).

Потоп:1656 от Сотворения мира (2105 до н.э.).

Рождение Авраама:1948 (1813 до н.э.).

Вавилонская башня:1996 (1765 до н.э.).

Семья Яакова спускается в Египет:2238 (1523 до н.э.).

Рождение Моше:2368 (1393 до н.э.).

Исход из Египта и дарование Торы на Синае:2448 (1313 до н.э.).

Вступление в Эрец Исраэль:2488 (1273 до н.э.).

Начало царствования царя Давида:2854 (907 до н.э.).

Освящение Первого Иерусалимского Храма:2928 (833 до н.э.).

Разрушение Первого Храма:3338 (423 до н.э.).

Чудо Пурима:3405 (356 до н.э.).

Чудо Хануки:3622 (139 до н.э.).

Разрушение Второго Храма:3828 (68 год ныне принятой эры).

Завершение Вавилонского Талмуда:4260 (500).

Рождение Раши, великого комментатора Торы:4800 (1040).

Рождение Рамбама:4894 (1134).

Изгнание из Испании:5252 (1492).

Начало Первой мировой войны:5674 (1914).

Дальше вам самим все известно.

Вернемся к переносному Храму, Мишкану. Представлял он собой достаточно просторное разборно-сборное сооружение, внутри которого (а также в его дворе) во время остановок евреев в их блужданиях по пустыне размещались следующие священные предметы: Ковчег, стол, светильник, жертвенники и специальный медный умывальник для омовения рук и ног священников.

Центральным элементом являлся Ковчег, по-еврейски — Арон, или Арон Абрит, Ковчег завета. Сделан он был из дерева акации и покрыт золотом изнутри и снаружи. В Ковчеге находились Лухот Абрит, две каменные Скрижали с начертанными на них Десятью заповедями. Именно эти Скрижали получил Моше на горе Синай. Сверху Ковчег покрывала крышка из чистого золота, которая называлась Капорет. Крышку украшали Керувим — две крылатые фигурки, изготовленные вместе с Капорет из цельного куска золота, причем вся композиция была создана не литьем, а чеканкой.

Покрытый золотом стол Храма — по-еврейски Шульхан — предназначался для двенадцати хлебов, которые возлагались на него каждую неделю от двенадцати колен.

Внутри Мишкана постоянно горел светильник, Менора. С ее изображениями мы знакомы; наряду с Щитом Давида, Маген-Давидом, она с древних веков является символом еврейства, своего рода нашим национальным гербом. Только не путайте ее с Ханукией, ханукальным светильником: у последней восемь стеблей, а у Меноры — семь. Она, как и крышка Арона, была сделана чеканной — из одного куска чистого золота.

Храм представлял собой как бы микромодель всей вселенной.

Менора символизировала мудрость, а Шульхан богатство.

Кстати, именно в честь чуда с Менорой Храма (свершившегося, правда, несколько позже, во времена Второго Храма) мы и зажигаем ханукальные свечи в праздник Хануки. О событиях того времени мы уже рассказывали: народ, восставший против засилья греко-сирийцев, освободил Иерусалим и очистил Храм от всех идолов, которых натащили туда идолопоклонники; было решено немедленно зажечь Менору, однако во всем Храме нашелся только один сосуд с чистым оливковым маслом, которого хватало лишь на один день. Что было делать? С одной стороны, заповедано, чтобы Менора горела постоянно. С другой стороны, масла хватит на день, и снова зажечь Менору можно будет только через неделю, когда приготовят другое масло. Может, в таком случае не стоит спешить? Победители решили зажечь огонь. И чудо свершилось: масла хватило не на один день, а на восемь… Так и мы, евреи: всегда стоит совершить то, что требует от нас наше еврейство, не откладывая на потом. А Тот, Кто возложил на нас обязанность быть евреями, нам поможет.


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»