Из цикла «Знание Субботы», темы: Сотворение мира, Суббота, Каббала, Единство Б-га, Рав Эуд Авицедек, Имя Творца
«В Твоей книге записано все: дни, для меня сотворенные, — для Него все одно» — это день субботний (Тана девей Элияу).
«Иди и смотри: высшая тайна этого — все эти шесть дней объединяются в тайне святой точки, и все дни объединились в ней» (Зоар 2, 204).
Шла объясняет этот вопрос так: «Все дни черпают из субботы, поскольку суббота является центральной точкой, вокруг которой обращается круг шести дней. Она называется внутренней средней точкой… у которой нет пары, она единственна, и все наполняется от нее».
Мы можем различить три основных принципа в вопросе субботы как центральной точки:
1. Суббота соответствует букве йуд из четырех-буквенного Имени Всевышнего. Эта буква — источник всех букв, которыми были сотворены земля и небо. Она — основа сотворения Грядущего мира, корня ступенчатого нисхождения мира материального. Грядущий мир является также и целью материального мира — к нему он вернется в День, который весь — суббота. Грядущий мир порождает существование материального мира, — ведь по своей сути материальный мир пуст и не содержит никакого изобилия и благословения. Срединная точка относится к категории йехида (единственная), поскольку в ней раскроется Единство Всевышнего. Это — Грядущая Суббота.
2. Эта точка, когда она раскрывается, чтобы стать корнем процессов управления материальным миром, становится срединной точкой, выпускающей свои лучи на все шесть сторон. В этой реальности заложена основа всего раскрытия воли Всевышнего в мире. Это пути Его управления (величие, мощь, совершенство и т.д.), на которых Всевышний раскрывается в мире. Известно, что корень каждого управления и ее сущность — одно из Имен Всевышнего. Известно также, что в раскрытии Его Имен заключено раскрытие Его воли в мироздании. Тора является раскрытием воли Творца, и вся она состоит из сочетаний Его Имен. Таким образом, срединная точка, раскрывающаяся во всем своем великолепии, есть Суббота дарования Торы.
3. Можно заметить двоякое отношение между срединной точкой и шестью сторонами. С одной стороны, центральная точка воздействует на них, давая существование и благословение. С другой, они соединяются вместе, чтобы оказать на нее обратное воздействие. Такова сущность царицы-субботы: с одной стороны, она является источником благословения для шести будних дней, она дает им форму, содержащую их всех в единстве. Цель этого единства — раскрытие славы царства Всевышнего. Суббота дает каждому из дней на протяжении всех Шести тысяч лет. форму — внутреннее содержание, и возможность достичь этой цели. С другой стороны, у субботы нет ничего от себя, а есть лишь то, что приготовили и принесли ей: труды в течение шести дней. Так это в простом материальном смысле: в субботу едят то, что приготовили заранее, в будни; и так это и в глубинном, духовном аспекте: служение в течение шести дней имеет целью привести к тому дню, когда раскроется царство Всевышнего в мироздании. Именно тогда человек получит благодать и благословение в награду за свои деяния. В данном аспекте шесть будних дней воздействуют — «сегодня исполнять их (заповеди)», а суббота — получает («завтра получать награду»).
В день, когда был сотворен Первый человек, был заложен фундамент для раскрытия царства Творца, и в этом состояла его задача: объединить все сотворенные существа ради этого воцарения. Если бы он выдержал испытание, то он и все мироздание вошли бы в день, который весь — суббота. В данном аспекте срединная точка является субботой Творения. Поразмыслите хорошенько над всеми этими принципами.
Теперь, обогатив свои представления, мы можем вернуться к вопросам, которые задали в начале нашего эссе.
«Если человек идет по пустыне и не знает, когда наступает суббота, пусть отсчитает шесть дней (со дня, когда заметил, что забыл) и соблюдает седьмой (как субботу)» (Шабат 69). Мы задали вопрос: как можно сделать из буднего дня — субботу? Но после того, что мы узнали по поводу «круговорота дней», это становится понятным. Как объясняет автор книги Решит Хохма: «Я слышал от своего учителя… что разрешено ему сделать субботу, хотя на самом деле это не суббота. А причина в том, что центральная точка, суббота, идет со всеми днями, чтобы оказать на них воздействие, и в каждом дне есть немного от субботы».
Нам открывается замечательный принцип: «в любом дне есть немного от субботы», — ведь любой день черпает душу своей жизненной силы из того же чертога святости — срединной точки, субботы: «Подобно тому, как есть краеугольный камень, с которого началось творение, и он — корень всего мира… так и во времени есть время, которое включает все дни. Это день Субботы… и смягчение каждой вещи происходит в ее корне, и в субботу можно смягчить все дни недели, перевернув их во благо, ибо в корне легко смягчить, как известно во всем» (раби Цадок аКоэн).
Дадим определение в соответствии с тем, что мы уже объяснили: в каждый из шести будних дней есть свечение из корня мироздания, из источника его жизненности и из цели ее сущности. Поскольку царица-суббота придает форму (другими словами, содержание, в котором есть сущность и предназначение), объемлющую все будние дни на протяжении всей истории, дабы привести их к изначально задуманной цели — Дню, который весь суббота. Таким образом, в каждом дне есть нечто от субботы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тора не напрасно описывает всё происходящее с Авраамом. Ведь Б-жественное воздействие выражалось в самых разных сферах.
Рав Аарон Штейман,
из цикла «Словарь ивритских терминов»
Властелин, господин и другие синонимы этого слова
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Даже если Всевышний скажет «НЕТ» на Небесах, человек все равно должен исполнять свой долг на земле! Авраам не знал, что город не удастся спасти, поэтому он должен был сделать все возможное для его спасения. Так же и врач прилагает все усилия для спасения больного, при этом хорошо понимая, что «конечный результат» не в его руках…
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Ради помощи путникам Авраам прерывает беседу с Творцом. Потомки патриарха унаследовали способность любить всех людей. Раввин Гирш о справедливости и человечности.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»