Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Цфат, Каббала, Рав Александр Кац, Мусар
Раби Элияу бар Моше Ди Видас (ок. 5270-ок. 5345 /ок. 1510-ок. 1585/ гг.) – выдающийся кабалист, автор этического трактата Решит хохма (Начало мудрости).
Жил в Цфате. Изучал тайны кабалы у р. Моше Кордоверо, а затем и у р. Ицхака Лурии (Аризаля) – оба наставника были гораздо моложе.
Восемнадцатого адара 5335 /1575/ года завершил работу над трактатом Решит хохма, ставшим одним из шедевров литературы мусара. Книга разделена на пять больших частей, посвященных, соответственно, трепету перед Всевышним, любви к Нему, раскаянию в грехах, святости и смирению. В книге исследуются пути подлинного служения Всевышнему – она стала руководством для приобретения тех свойств и качеств характера, которые необходимы для такого служения. По ходу изложения автор часто ссылается на своих учителей, р. Кордоверо и Аризаля, – и весь трактат проникнут духом кабалы.
Впервые книга была издана в Венеции, в 5338 /1578/ году – еще при жизни автора. Она пользовалась популярностью во всех концах еврейского мира, и выдержала более сорока изданий.
В общинах йеменских евреев до сих пор принято после каждой утренней молитвы изучать отрывки из этой книги.
Последние годы жизни р. Элияу Ди Видас провел в Хевроне, там он и похоронен.
Из книги "Еврейские мудрецы", изд. Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»