Из цикла «Даат тфила», темы: Разум, Мудрость, Хохма, Первородный грех, Древо Познания, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
Мы объяснили в вышеупомянутом эссе, что корень всякого греха — в видении. И так это было и с грехом Древа познания: «и увидела женщина, что хорошо древо для пищи…». Сейчас мы попытаемся понять данный вопрос на более глубоком уровне: корень греха Адама и Хавы — в отделении хохмы от бины. По словам р.И.А. Хавера: «Древо жизни — это Тора, и все, что сказано в Пятикнижии о Древе Жизни и Древе познания, сказано о Торе. Древо познания добра и зла — это внешние премудрости по отношению к мудрости Торы, которые царь Шломо уподобил блудящей женщине в книге Притч».
Объяснение: восприятие действительности, «видение», происходит без постижения смысла видимого предмета. Восприятие внешней реальности в абсолютном виде без того, чтобы человек дал ей внутреннее содержание, ее смысл, посредством своего понимания. «Зрение может постичь только открытое для видения глаза в этом мире». «Зрение чувствует ощущаемое снаружи» (Маараль). Тем самым, видимый предмет выражает свой внешний смысл: «приятно дерево для познания», «вожделенно оно для глаз» и т.п. В этом суть «внешних премудростей».
Там объясняется, что сила зрения способна заставить видящего получить воздействие от зрелища, открывшегося его глазам. Получая воздействие от внешнего зрелища, человек потерял способность судить в знании, мудрости и понимании (даат, хохма и бина). Он спустился со своей возвышенной духовной ступени — совершенства «образа Б-га».
Слово Элоким, Б-г, означает «Судья». Человек должен быть выбирающим, судьей мироздания. Своим выбором, своим восприятием внутренней сущности мироздания, силой своего понимания, он решает судьбу всего мира в лучшую или худшую сторону, поскольку она зависит и получает воздействие от его действия, речи и мыслей.
Сила зрения соединяет видимую вещь со всей мощью ощущения жизни. Посредством видения греха, человек соединился с материей и опустился со своей вечной духовной ступени, и ему была присуждена смерть, как говоритВиленский Гаон: «За свой грех Первый человек был проклят “смертью умрешь”, и у него отобрали слух и зрение». Упомянул эти два чувства, поскольку они тонкие, относящиеся к разуму и присоединенные к Письменной и Устной Торе видением и слышанием, как известно. И они соответствуют двум первым буквам Имени йуд-эй, от которого зависит душа, будучи божественной частью, как написано: «Каждая душа восславит Г-спода (йуд-эй)». (О связи Письменной и Устной Торы со зрением и слухом будет идти речь в следующей главе).
Получение Торы у горы Синай и получение Десятисловия — это исправление данного греха. Тора есть смысл мироздания. Тора называется бина, она есть раскрытие воли Всевышнего, глубинное внутреннее содержание мироздания. Десятисловие есть внутренняя сущность Десяти речений, которыми был сотворен мир — смысл глубин природы, мира, человека и их цель. Это раскрытие на уровне видения, постижения органами чувств, восприятия жизни. Это совершенное исправление качеств даат,хохма и бина.
Тогда человек вернулся на совершенный уровень «образа Б-га» («Я сказал: Вы — боги» и был аннулирован приговор о смертности человека.
Поразмыслите хорошенько нал этим. Мы еще поговорим далее об этом исправлении при стоянии у горы Синай.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»