Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Не Б-г уходит от нас, а мы прячемся от Него за закрытыми дверьми. Какова природа этих дверей? Где и в какой области мы строим между Ним и собой экраны?

Итак, не Б-г уходит от нас, а мы прячемся от Него за закрытыми дверьми. Посмотрим, какова природа этих дверей. Где и в какой области мы строим между Ним и собой экраны?

Всего таких уровней пять, и на каждом из них может быть возведено множество дверей:

1. вера

2. интеллект

3. эмоции

4. практические действия, поступки

5. духовный уровень.

Посмотрим, как работают двери-экраны всех этих уровней, а затем — что нужно сделать, чтобы их приоткрыть.

ПЯТЬ УРОВНЕЙ

Посмотрим на каждый из этих уровней. Как с их помощью человек может спрятаться от Всевышнего?

1. Начинаем с веры. Никаких тут сложностей нет. Каждый может дать определение веры: это такое отношение к явлению, факту или утверждению, когда их истинность (правильность, полезность, подлинность) принимается без критики, что называется, доверительно (опять тот же корень вера), без вопросов и сомнений. Мироощущение, которому предстоит перерасти в мировоззрение, формируется у ребенка в самом раннем возрасте. У маленьких детей, как правило, начисто отсутствует критическое мышление. Все ими принимается на веру. Слово родителей или учителей – для них закон. Так в семьях атеистов детям внушаются идеи атеизма. Именно так: атеизм внушается, а не принимается как осознанный акт действия рационального начала. Большинство атеистов просто-напросто с детства верят в то, что Б-га нет.

Понятно, что определенные идеи можно внушить и взрослым людям. Взрослые тоже могут многое принять за чистую монету – в том числе мысль о неуправляемом мире, который возник сам по себе или вообще живет без начала и конца. Но, как правило, истоки неверия в любую идею о Б-ге надо искать в наивной и некритической вере, берущей начало с дошкольного воспитания.

За верой легко спрятаться. Неверие во Всевышнего в этом плане ничем не отличается от других экранов, которые мы возводим между собой и Им.

2. Вторая преграда – интеллект. С интеллектом сложней, чем с верой. Он противоположен ей по своей природе. Для простоты работы предположим, что под интеллектом понимается способность человека к восприятию логических доводов. Но в том-то и дело, что главным тут является не наше отношение к логике, а система аксиом – то, о чем мы только что говорили. Человек об этом часто забывает, он склонен думать, будто придерживается вполне объективной точки зрения, основанной на надежных выводах и критериях, забывая спросить, откуда взялись те краеугольные камни, на которых возведено все здание.

Возьмем для примера ученого, всю жизнь проработавшего в области марксистско-ленинской, скажем, философии, или какой-нибудь алхимии. Наука как наука, не хуже остальных. Он годы отдал этой науке, кончил университет, аспирантуру, докторантуру, написал кучу серьезных книг, создал собственную школу, председательствовал на десятках конференций, признан многими академиями и королевскими обществами, его имя печатается в самых роскошных энциклопедиях, – одним словом, всеобщее признание. Да и на самом деле он является серьезным ученым – никого не обманывает, прекрасно владеет всеми приемами научного анализа, тонкий логик и аналитик. Все хорошо – и вдруг в конце жизни он узнает, что все, чем занимался, – блеф и обман публики. Все дело в аксиоматике!! Оказалось, что основные положения его науки (алхимия, марксизм-ленинизм и пр.) в корне неверны.

Такова первая проблема интеллекта. В гуманитарной области мы с ней встречаемся, например, когда нам говорят об "интеллектуалах". Вы заметили, у "интеллектуалов" по всем вопросам современности своя, особая точка зрения? Неважно, кто дал им такое название и что интеллектуального вносят они в культуру своим противостоянием общественному мнению, которое само подчас бросается из крайности в крайность. Главное, что в слове интеллектуализм используется понятие интеллект, то, что связано с работой интеллекта, с работой ума. Считается, что обладатель мозгов должен по-особому, критически относиться ко всему, что все остальное общество склонно принять на веру. И они на самом деле "работают" честными критиками и "санитарами" общественных идей. Но забывается, откуда они берут свои основные положения, на которых строят "конструктивную критику". Что в ней от интеллекта, а что от простой незамутненной веры?

Итак, первая проблема интеллекта – внушаемость. Вторая проблема связана с тем, что по своей природе человек –существо не столько интеллектуальное, сколько эмоциональное. Интеллект часто уступает эмоциям и привычкам. Разум воспринимает доводы, но человек не руководствуется положениями, рекомендованными разумом. Пример: мы можем доказать курильщику, что каждый раз, когда он сует в рот горящую сигарету, им совершается акт медленного самоубийства. Он с нами согласится, разволнуется – и от волнения пойдет курить... Человек строит психологическую защиту. Он защищается от угрозы. Бросить курить труднее, чем убедить себя в том, что все не так уж и страшно, – мол, когда еще я начну болеть; к тому времени я, конечно же, преодолею себя и брошу курить... Человек защищается от угрозы тем, что перестает ее воспринимать. Так работает не разум, а наше восприятие мира через привычки и эмоции. Если то, что вы мне говорите, угрожает моему здоровью, а я очень дорожу своим здоровьем, то мне надо перестать вас слушать. Мой внутренний голос, голос разума, говорит: не обманывай себя, ты же видишь, что они правы. Что я отвечаю своему внутреннему голосу? Замолчи, никто мне ничего не доказывает! Человек не хочет жить с болью. Вот и делает так, чтобы не ощущать боль, –ничего не слышит. Внутренняя защита говорит, выступая против голоса разума: не ходи, не слушай, иначе будет больно, иначе попадешь в состояние дискомфорта. Для некоторых этого аргумента достаточно. Для других надо возвести вторую линию защиты: не пойду слушать вашу лекцию о вреде курения не потому, что делаю вид, будто такой проблемы не существует, а потому, что нет времени. Извините, занят...

3. Эмоции. Часто мир эмоций влияет на людей намного сильнее, чем мир интеллекта. Если человек чувствует присутствие Создателя, то он начинает верить в Него, даже не обращаясь за помощью к разуму.

Но как можно закрыться от Всевышнего за ширмой эмоций?

Допустим, перед нами – картина представлений о вселенной, в которой нет места Б-гу. Давайте посмотрим, что переживает атеист в созданном им мире без Б-га. Итак, возьмем на себя его роль и выйдем в чистое поле, чтобы посмотреть на звездное небо его глазами. Звезды – раскаленные тела немыслимых размеров, удаленные от нас и друг от друга на поражающее разум расстояние. Его нельзя представить и даже выразить словами, недаром ученые для выражения линейных размеров пользуются не пространственными, а временными единицами – световыми годами и тысячелетиями: от нас до ближайшей звезды свет летит столько-то лет, а до далеких галактик – столько-то миллионов лет; и в таком "временном" измерении явно присутствует наше изумление перед величием всей картины: мы видим галактики не такими, какие они сейчас, а такими, какими они были в далеком прошлом... Вот мы стоим, маленькие ничтожные существа, затерянные в пустом пространстве и времени, случайно появившиеся на случайной пылинке по названию Земля. И никого, кроме нас, в этом гигантском и пустынном мире нет. Как мы себя чувствуем? Что ощущаем, представ перед безбрежностью космоса? Обычный ответ: чувство одиночества и оставленности.

Ничего удивительного, нормальный человек с цельной, неизмотанной психикой должен испытывать, оставшись наедине со звездами, страх, одиночество, беспомощность, бессмысленность и безнадежность. Ему действительно кажется, что его кто-то оставил, предал, бросил. Он понимает, что никто его не бросал, ибо, как он считает, в мире нет Творца, но от этого чувства ему не уйти. Как он спасается от этих страхов, угрожающих ему разрушением? Часто созданием защитной реакции: чтобы преодолеть собственную беспомощность, он объявляет себя покорителем вселенной, тем, кто может преодолеть все препятствия, завоевать галактику, подчинить себе не только природу Земли, но и освоить вселенную, навязав свою волю победителя пространству и времени. Он делает себя богом – что вообще-то неудивительно, поскольку Б-га-то он как раз и выкинул из своей картины мира.

Человек боится внутренней пустоты. Поэтому начинает заполнять ее "нереальностью" – например, верой в свои будущие победы. Он сочиняет. Так работает сознание атеиста, которое, по существу, насквозь религиозно.

4. Уровень действий. Единственное спасение человек находит в работе, труде, действиях, которые позволяют ему спрятаться за ними, придумав локальную цель и объяснив смысл своего существования. Многие психологические школы объявляют поиск смысла жизни главным стержнем человеческого бытия. Пока такой смысл осознается человеком – он жив. Как только смысл исчезает –пропадает воля к жизни, и человек умирает. В любой деятельности людей можно увидеть попытки найти смысл и самооправдание.

Интересно, что деятельность людей не только ориентирована (на поиски смысла), она еще влияет на все уровни, о которых мы только что говорили. Действия, совершаемые нами, оказывают влияние на формирование веры и на сам интеллект, они окрашены в глубокие цвета эмоционального переживания и толкают нас на новые поступки.

Если интеллект работает на уровне сознания, то поступок работает и на уровне подсознания. Можно все продумать, представить в виде мысленной картины и даже пережить заранее то, что случится. Но как только это происходит, как только мы впрямую втягиваемся в совершение поступка, сразу же происходит переоценка или более глубокое понимание вкупе с переживанием. Только действие обучает человека полностью. Без практики нет усвоения и понимания. Кстати, на этом построена вся система воспитания и образования в иудаизме. Понять смысл заповедей может только тот, кто их ежедневно исполняет. Причем исполняет не как упражнение для лучшего усвоения теории, а как жизненную необходимость.

Евреи считают, что действия, совершаемые любым человеком в физическом мире, удаляют его от Создателя или приближают к Нему. Строго говоря, эта фраза не совсем понятна, если ее не объяснить. Действие совершается в физическом мире. Создатель проявляется в мире духовном. Как одно влияет на другое? Нельзя же сказать приятелю: подставляй руки, я тебе сейчас подкину идею, – он тут же начнет искать фигуральный контекст. Объяснение: правильно, существуют два мира – физический и духовный. В физическом есть время и пространство. А что можно сказать о духовном мире? Там нет ни пространства, ни времени. Не в том смысле, что они там другие, а в том, что там вообще нет таких категорий. Впрочем, поискать параллели можно. Если в физическом мире под пространством мы понимаем некое поле отношений между предметами (рядом, далеко, близко), то такие же отношения мы можем ввести и для идей (симпатия ближе к любви, чем к ненависти). То, что в физическом мире является приближением, в мире духовном является уподоблением.

Уподобление, или похожесть, мы видим вокруг себя на каждом шагу. Профсоюзный комитет и работодатель ведут долгие переговоры, отстаивая свои интересы. Наконец, по ходу этих переговоров обе стороны начинают проявлять взаимную гибкость, все более склоняясь к компромиссу. Пока, наконец, не подписывают соглашение, которое выражает их общее мнение. Только теперь рабочие и служащие приступают к работе. 

Действие, совершаемое человеком, обитающим в материальной среде, или идет вразрез с целью, внесенной в мир его Создателем, или служит этой цели. В результате, они или удаляют человека от его Творца, или приближают к Нему, поскольку, выполняя Его "желание", человек уподобляется Творцу.

В кратком изложении устройство механизма, лежащего в основе отношений человека и его Творца, выглядит так. Творец как бы говорит: если ты делаешь то, что Я "хочу", чтобы ты сделал (ради чего ты и создан Мною), то ты приближаешься ко Мне, становишься все более подобным Мне; но если ты поступаешь вопреки Моему "желанию", то ты удаляешься. Я тебя предупредил, а теперь поступай, как хочешь...

В этом проявляется еще одно отмечаемое нами качество Всевышнего – полное Его бескорыстие: Он ничего не берет (поскольку Ему ничего не нужно). Он только дает.

Чтобы продемонстрировать механизм этого качества, представим себе два случая, когда один человек устраивает другого на работу. В первом случае он помогает приятелю связаться с другим своим знакомым, который как-то обмолвился, что ему требуется хороший работник в такой-то области. Получается, что наш доброхот помог и тому, кто искал работника, и тому, кто искал работу. Своей личной выгоды он не преследовал, ему хорошо от того, что он помог двум людям. Во втором случае все происходит так же, но с маленьким отличием: теперь они оба мне должны! И как-нибудь при случае отплатят добром; собственно говоря, для этого я все и затеял... Чисто риторический вопрос: в каком из этих двух эпизодов он чувствует себя лучше?

Все знают, что альтруизм приятнее расчетливости. В "атеистическом", случайном мире нам предлагаются, под видом главных, две биологические цели – выживание и размножение. Очевидно, что в первом случае хорошо двум участникам эпизода, во втором – всем трем участникам. Но посмотрите на наш пример глазами того, кто живет в мире, где есть Б-г. Все, что Создатель дает Своим созданиям, Он дает из чистого альтруизма, ибо у Него все есть и Ему ничего не надо. Поэтому, давая бескорыстно, мы уподобляемся Создателю. Но уподобление в духовных мирах – это приближение. Приближение же к источнику счастья дает человеку положительное ощущение.

5. Духовный уровень. Посмотрим, каким способом человек способен использовать свою духовность, чтобы, используя ее, закрыться от своего Творца. Есть несколько способов. Первый, самый простой – отказать миру в духовности. Объявить, что мораль и этика создаются самими людьми, обществом, что они выполняют только утилитарные функции, позволяя обществу выжить, самосохраниться. Проще говоря – что нет ничего святого, какой бы смысл мы ни вносили в понятие святости. Таким путем шли французские "энциклопедисты", а за ними все их ученики.

Более простые люди, не обремененные желанием под все подводить научную базу (с единственной целью оправдать свои поступки), понимают, что миром, кроме физических законов, управляют законы, которые носят явно духовный характер, в частности законы морали. Одно дело – закон тяготения, и другое – правило, согласно которому все, что ты сделал людям, рано или поздно будет сделано тебе. Нарушение моральных законов чревато не менее печальными последствиями, чем небрежное отношение к законам физического плана. Но как ведет себя человек? Падая с окна, он не кричит Всевышнему: зачем Ты мне это сделал? Он знает, что падение – это всего лишь следствие того, что он ходил без страховки по карнизу. Резь в желудке у ребенка пяти лет – не наказание за то, что он в отсутствии мамы опорожнил трехлитровую банку варенья, а простое следствие совершенного им гастрономического акта. Наказание произойдет, когда мама вернется, а пока это только следствие.

То же самое происходит в случае нашего нарушения моральных законов. Мы получаем последствия, но отнюдь не наказание. Примерами следствий подобного рода могут служить такие очевидные явления, как духовное разложение общества, наблюдаемое в самые различные эпохи развития мировой цивилизации (Древний Рим, СССР и пр.). Тора говорит нам: есть и у беззаконий своя мера, превышение которой грозит катастрофой (примеры: Сдом и Амора. Страна Кенаана, Египет во время Десяти казней). Увидеть связь между поступком и следствием очень трудно, особенно если поступок совершается не столько в сфере физических взаимодействий, а в области этики и морали. Но такая связь существует, ее только надо научиться обнаруживать. Лучший учитель в этой области, как всегда, – наш опыт, то, что мы называем практикой жизни. Дело в том, что любое действие в плоскости морали обладает одним крайне выразительным свойством: оно рано или поздно "возвращается" к тому, кто его совершил. Возвращение эффекта не обязательно трактовать, как совершение с тобой такого же действия, что сделано тобою, –действие может быть и другим, но его эффект будет абсолютно таким же.

То же самое происходит и с чисто духовными законами. Нарушение евреем святости субботы не может не вести к неприятным последствиям, хотя поначалу нам мешает наша нечувствительность к проявлениям духовного мира, в результате чего мы не всегда замечаем эти последствия. Но чувство духовности можно развить. При этом человек способен достичь таких высот, о которых атеисты даже не догадываются.

 

 


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше