Из цикла «Месилат Йешарим, перевод одноименной книги раби Моше Луцатто», темы: Ненависть, Дурное начало, Злословие, РАМХАЛЬ, Месилат йешарим, Месть, Исправление качеств
Следующий грех — сплетни и злословие. Тяжесть их известна, а формы так многочисленны, что наши мудрецы, благословенна их память, сказали (Баба батра 165б) в уже упомянутом высказывании: «И все [ошибаются] в грехе “пыль злословия”». И еще сказали (Арахин 15б): «Что такое злословие? Например, когда отвечают [в ответ на вопрос, где можно достать огня]: “Где же еще найти огонь, как не в доме такого-то”»[1]; другой пример — когда рассказывают о добродетелях человека перед его ненавистником, и тому подобное. Несмотря на то, что такие слова кажутся безобидными и далекими от сплетен, на самом деле они — «пыль злословия». В общем, у дурного начала множество путей, и всякое слово, способное принести ущерб или позор другому, как сказанное в лицо, так и за спиной, относится к злословию, ненавистному и отторгаемому Всевышним, как сказано (там): «Всякий, кто злословит, как будто отрицает основы [веры]». И в Писании сказано (Псалмы 101:5): «Наушничающего на другого втайне отвергну Я».
Также ненависть и мстительность — качества, которых трудно избежать недалекому[2] человеческому сердцу, ведь человек очень чувствителен к оскорблениям и сильно от них страдает. А месть для него слаще меда, ибо лишь она умиротворяет его. Поэтому, если он окажется в силах оставить то, к чему вынуждает его природа, преодолеет свои свойства и не возненавидит того, кто пробуждает в нем ненависть, не отомстит ему, когда появится возможность, и не припомнит ему [зла], а забудет и изгонит [обиду] из сердца, как будто ее никогда не было, — он очень силен и крепок. Легко это только ангелам-служителям, у которых нет дурных [природных] качеств, а не созданным из праха обитателям материального мира. Тем не менее, именно таков закон Царя. А слова Писания [об этом] открыты, ясны и не нуждаются в объяснении (Ваикра 19:17-18): «Не возненавидь брата своего в сердце, не мсти и не храни [зла] на сынов народа своего».
Мстительность и злопамятство — хорошо известные качества. Мстительность — это отказ в услуге тому, кто отказал тебе в чем-то или причинил зло. Злопамятство проявляется тогда, когда человек, оказывая услугу тому, кто ранее причинил ему зло, напоминает ему о том зле. Дурное начало воспламеняет сердце человека и всегда требует оставить какой-то след или память о зле; оно подстрекает человека: если не можешь оставить много — постарайся сохранить хоть чуть-чуть [памяти о причиненном зле]. Оно советует: «Если ты захочешь дать ему то, что он не захотел дать тебе, когда ты нуждался, так, по крайней мере, не давай ему этого с радостью». Или: «Если ты не хочешь причинить ему зло, то, по крайней мере, не делай ему много добра и не помогай ему очень много». Или: «Если захочешь помочь ему много, то делай это скрыто». Или: «Не становись ему снова другом, раз уж ты прощаешь его и не становишься врагом; хватит с него и этого! А если уж ты хочешь остаться его другом, то не проявляй к нему той любви, что была вначале». И так далее, и все это — советы из арсенала дурного начала, которыми оно старается соблазнить человеческие сердца. Поэтому Тора соединила все в одно правило (там): «Люби ближнего своего, как самого себя». «Как самого себя» — без всяких отличий. «Как самого себя» — безраздельно, без хитростей и задних мыслей. «Как самого себя» — буквально!
[1] Постоянно горит огонь в доме, — значит, там все время готовят еду, и это — прозрачный намек на чревоугодие.
[2] Перевод согласно Раши к книге «Йешаяу» (44:20).
Редакция благодарит рава Лейба Александра Саврасова за любезно предоставленный материал
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В чем виноват Эйсав?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Дети похожи на стрелы. Их легко выпустить из рук, но тяжело догнать и скорректировать ошибки в воспитании.