Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как себя вести с клеветником?

Темы: Обида, Злословие, Месть, Яков Шуб

Отложить Отложено

Здравствуйте! Недавно я прочла, что в процессе изучения законов учителями были сформулированы три типа речей, которых следует избегать:1. Неклеветнические и правдивые сведения и замечания о других. 2. Негативные, хотя и правдивые сведения. 3. Ложь и сплетни. Скажите, как следует реагировать на сказанную ложь человеку, которого оклеветали? Как ему себя вести с клеветником, и что он может предпринять? Заранее спасибо. Анастасия

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемая Анастасия,

Большое спасибо за Ваш актуальный вопрос. Сказано в Торе (Ваикра 19:18): «Не мсти, не храни злобы в сердце на сыновей народа твоего и возлюби ближнего своего, как самого себя». «Не мсти» — то есть не поступай с ним так же плохо, как он поступил с тобой. «Не храни злобы» — если он причинил тебе боль или страдание, не храни в своем сердце злобу и ненависть.

В книге Мэсилат йешарим Рамхаль пишет, что одна из причин, по которым человеку очень трудно расстаться со своими планами мести, — то, что в его сердце не затихает боль от нанесённой обиды и ему кажется, что месть его успокоит. Поэтому, если человеку удастся перебороть себя и отказаться от мести, то боль и воспоминания об обиде уйдут сами собой.

Отказаться от желания мстить очень сложно, если мы не осознаем и не замечаем, что все события несут в себе особый смысл. Однако, понимая, что все, что с нами происходит, контролируется Вс-вышним, и часто это всего лишь отголосок прошлых событий и наших проступков, — мы с легкостью откладываем в сторону карающий меч. Именно поэтому наша главная задача — открыть свое сердце такому пониманию. Кроме того, стоит обратить внимание, какую пользу приносит нам выполнение этой заповеди. Если многие из нас станут сдержанней и не будут хранить в сердце злобу, мир, несомненно, изменится к лучшему.

Однако запрет мстить не нарушается, если «мщение» совершается в сам момент конфликта. В это время человеку трудно молчать и не реагировать на оскорбления, поэтому Тора не запрещает отвечать обидчику той же монетой. Все сказанное относится к обычным людям, мудрецу же следует быть более сдержанным. Он не должен позволять вовлечь себя в конфликт, не должен гневаться. Что же касается праведников, то они полностью контролируют себя и вовсе не реагируют на нападки и оскорбления — опасаясь рассердиться сильнее, чем это необходимо.

Следует отметить, что если человека оскорбляют родители, Тора запрещает реагировать на их замечания в той же форме, что и они, тем же тоном и в той же манере.

В заключение приведём рассказ из книги рава Ицхака-Айзека Сильвера о законах взаимоотношений между людьми, которая скоро, с Б-жьей помощью, выйдет на русском языке.

Один из учеников рава Натана-Цви-Финкеля рассказал нехорошие вещи о своем товарище, что привело к отмене помолвки этого товарища с девушкой из хорошей семьи. Но на этом все не кончилось. Поскольку ученик остался неженатым, его забрали в царскую армию, и ему пришлось пройти много тяжких испытаний.

Через несколько лет ученик рава Финкеля написал раву письмо, в котором признавал свою вину и просил учителя сделать все возможное, чтобы товарищ простил его. Учитель связался со вторым учеником и рассказал обо всем. Выслушав его, ученик встал и сказал: «Я полностью прощаю его (мехила гмура)». Рав был очень удивлен. Чтобы после стольких страданий так быстро простить, нужно обладать особыми душевными качествами и сильной волей. Рав Финкель обратился к ученику еще раз: «Ты действительно не хранишь на него зла?» Тот без всякого промедления повторил: «В моем сердце нет ни капли обиды, ни желания мстить и никакой злобы». Учитель подошел, поцеловал его и назвал его настоящим праведником.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его