Из цикла «Месилат Йешарим, перевод одноименной книги раби Моше Луцатто», темы: Обида, РАМХАЛЬ, Месилат йешарим, Отношения между людьми
А теперь поговорим о грехах, побуждение к которым порождается [отношениями между людьми] в человеческом обществе или в группе людей[1]. Примеры таких грехов: нанесение обиды словом, причинение стыда в присутствии других людей, введение в заблуждение «слепого» [неопытного или некомпетентного в каком-то деле] дурным советом, сплетни, ненависть и мстительность, клятвы, лживые речи и осквернение имени Всевышнего… И кто же сможет сказать: «Чист я и незапятнан во всем этом!» Ведь проявления этих грехов так многочисленны и тонки, что остерегаться их — серьезный труд.
Нанесение обиды словом означает, в общем, что один человек говорит в присутствии другого [и даже только его одного] слова, причиняющие тому стыд косвенно, и тем более — прямо, или причиняет стыд действием. Об этом говорится в главе «Заав» (Баба меция 58б): «Если он раскаявшийся грешник, не говори ему: вспомни свои прежние дела! Если его осаждают болезни, не говори ему так, как сказали друзья Иову (Иов 4:7): “Вспомни, пропал ли кто [был наказан] невинным?”. Если погонщики ослов попросят у него зерна, пусть не говорит им: идите к такому-то, зная, что тот никогда не продавал зерна». И еще сказали мудрецы (там): «Урон, [наносимый] словами, хуже, чем урон имуществу, потому что [только] о первом сказано (Ваикра 25:17): “И бойся Б-га твоего, Всесильного”, а о втором [этого] не сказано. И тем более, если стыдил ближнего в присутствии других людей, ведь о таком [грешнике] учат особо (Авот 3:15): “У того, кто заставляет побледнеть [стыдит] другого прилюдно, нет доли в будущем мире”. И сказал Рав Хисда (Баба меция 59а): “Все врата [молитвы] замкнуты, кроме ворот обиды, наносимой словом”[2]. И сказал раби Элазар: “За все Святой, благословен Он, взыскивает посредством посланника, кроме обиды, наносимой словом”. И сказали: “Есть три [греха], перед которыми не закрывается паргод[3], и один из них — обида словом”. И даже в случае обиды, причиняемой в связи с исполнением заповеди, как, например, при исполнении сказанного в Торе (Ваикра 19:17): “Наставляй и увещевай ближнего своего [на путь истины]”, предупредили нас наши мудрецы (Арахин 16б): “Может быть, [необходимо наставлять], даже если меняется его лицо [наставляемого — от обиды или оскорбления]? Говорит нам Тора (там): “…и не понесешь за него греха””[4]. Из всего этого мы видим, насколько всеобъемлюще это предупреждение и как тяжело наказание [за невнимание к нему]».
А о советах учат нас в «Торат коаним» (Ваикра 19:14): «“Перед слепым не ставь преткновения”, — перед слепым в этом деле [о котором он просил совета]. Спросит тебя: “Разрешена ли дочь такого-то для коэна?”, не говори ему, что разрешена, если она запрещена. Если он просит у тебя совета, не давай ему [такого] совета, который не подходит для него… Не говори ему: “Продай поле свое и купи себе осла”, с тем, чтобы после этого обходным путем перекупить у него [поле]». Может быть, ты скажешь: «Я даю ему добрый совет ", — но ведь [истинность] этого зависит от того, что у человека в сердце…, как сказано: “Бойся Б-га Всесильного твоего” [который знает, что было у тебя на сердце, когда ты советовал!]». Отсюда мы учим, что как в вопросе, который, может быть, касается самого [советчика], так и в вопросе, который его не касается вообще, нужно наставлять пришедшего за советом на [путь] чистой и ясной истины. И заметь, что Тора проникла в глубины замысла обманщиков! Ведь речь идет не о глупцах, которые могут дать совет, зло которого очевидно и понятно всем, а об умудренных в злодействе. Они дают советы, внешне действительно полезные другому, однако, в конце концов, оборачивающиеся во зло ему, ради выгоды советчика. Поэтому написано: «Может быть, ты скажешь: “Я даю ему добрый совет”, — но ведь [истинность] этого зависит от того, что у человека в сердце…». И сколь же часто люди находят преткновение в этих грехах, день за днем, покоряясь сильнейшей жажде к стяжательству! И Тора предупреждает о тяжком наказании за это (Дварим 27:18): «Проклят сбивающий слепого с пути». А обязанность порядочного и честного человека советовать ближнему то, что посоветовал бы самому себе, не имея в виду ничего, кроме блага пришедшего за советом, — никакой другой цели, близкой или далекой. А если случится, что он увидит ущерб для себя в этом совете [во благо другому], то, если сможет указать ему на это, пусть укажет, а если нет, пусть устранится, и не будет советовать. Но ни в коем случае не давать совета, цель которого — что-либо иное, кроме блага пришедшего за советом, — если, конечно, нет злого умысла у самого пришедшего. Ибо тогда обмануть его — значит исполнить заповедь, как сказано (Псалмы 18:27): «С хитрецом [то есть злодеем] — петляй [то есть хитри]»[5]. Доказательство этому мы находим в истории Хушая а-Арки (см. Шмуэль 2, гл. 15).
[1] В этом месте существует разночтение между различными изданиями. По объяснению р. Спинера, до сих пор Рамхаль говорил о грехах, источником которых является собственно природа каждого отдельного человека, а теперь речь пойдет о грехах «внешних», источник которых — в отношениях между людьми, т.е. о грехах, порождаемых природой человеческого общества, а не природой человека как индивидуума.
[2] Это значит: взывающий к Всевышнему из-за обиды, нанесенной словом, всегда будет услышан.
[3] Преграда между Всевышним и небесным воинством. Те, перед кем она не закрывается, постоянно находятся перед глазами Всевышнего, пока не будет взыскан их грех.
[4] Трактовка Гемары соответствует здесь объяснению Раши: не позорь его в присутствии других людей (в этом состоит грех, который понесешь за него). «Кли Якар» объясняет: «понесешь грех», если не будешь увещевать его (и он останется без исправления), и грех его будет возложен на тебя, ибо «все евреи ответственны друг за друга» (Швуот 39а).
[5] Перевод согласно «Мецудат Цион».
Редакция благодарит рава Лейба Александра Саврасова за любезно предоставленный материал
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.