Из цикла «Месилат Йешарим, перевод одноименной книги раби Моше Луцатто», темы: Клятва, РАМХАЛЬ, Честность, Месилат йешарим, Ложь, Исправление качеств
Хотя, как правило, любой человек, если он не из невежд, остерегается произнести имя Всевышнего напрасно, тем более в клятве, есть в запрете клясться некие частные законы, которых — хотя они и не из самых тяжелых — все же следует остерегаться тому, кто хочет быть чист. Именно это сказано в Гемаре (Швуот 36а): «Сказал раби Элазар: [иногда] “нет” — [тоже] клятва и “да” — [тоже] клятва. Сказал Рова: это только если человек говорит: “Нет! Нет!” — два раза или “Да! Да!” — два раза». И также сказано (Баба меция 49а): «“Весы верные… и hин [мерный сосуд] верный да будут у вас” (Ваикра 19:36), — [учит тебя], чтобы твое “нет” было праведным и твое “да” было праведным»[1].
Лживые слова — это тоже дурная болезнь, очень распространенная среди людей. Однако есть в этом различные ступени. Есть люди, буквально достигшие во лжи мастерства. Они выдумывают откровенную ложь ради поддержания разговора или чтобы казаться умными и эрудированными. О них сказано (Притчи 112:22): «Мерзки Всевышнему лживые уста», и еще сказано (Йешаяу 59:3): «…их губы изрекали ложь, а язык произносил неправду». И сказали наши мудрецы (Сота 42а): «Четыре вида [злодеев] не будут допущены [предстать] пред Всевышним», и один из них — лжецы.
Есть и другие [лжецы], близкие к ним, хотя это и не одно и то же. Есть люди, которые присочиняют в рассказах и беседах. Они не мастера выдумывать то, чего никогда не было, но в ходе рассказа добавляют к нему все, что только придет им в голову, и так привыкают к подобному сочинительству, что оно становиться их второй натурой. Это те самые выдумщики, словам которых невозможно верить, как сказали наши мудрецы (Сангедрин 89б): «Таково наказание выдумщика: даже если он говорит правду, ему не верят». Ведь зло, не позволяющее выйти из их уст словам, чистым ото лжи, уже стало их натурой. Об этом сожалел пророк (Ирмеяу 9:4): «Приучили свой язык говорить ложь, — тяжело потрудились, чтобы искривить [свою природу]».
Есть еще другие [лжецы], их болезнь легче, чем болезнь предыдущих. Это те, которые не погрязли [окончательно] во лжи, но и не стараются отдалиться от нее и лгут при всякой возможности; часто они делают это ради шутки, без дурных намерений. Однако мудрейший из людей[2] учит нас, что любая ложь противоречит желанию Создателя, благословен Он, и качествам праведников, как сказано (Притчи 13:15): «Лживые слова возненавидит праведник». Об этом же предупреждает Тора (Шмот 23:7): «От лживых слов отдались». Заметь, не сказано: «Остерегайся лжи», но сказано: «От лживых слов отдались», дабы побудить нас отдаляться [лжи] как можно дальше и всемерно избегать ее, как сказано (Цфания 3:13): «И остаток Израиля не сотворит несправедливости, и не будут говорить неправду, и не будет в их устах двуличных речей…». А наши мудрецы сказали (Шабат 55а): «Печать Святого, благословен Он, — истина!». Очевидно, что если истина избрана Им, чтобы быть Его печатью, то насколько же отвратительна Ему ее противоположность!
Святой, благословен Он, строго предупредил нас [о необходимости придерживаться] истины, как сказано (Захария 8:16): «…говорите правду друг другу…», и сказано (Йешаяу 16:5): «Приготовлен трон в доброте, а воссядет на нем в истине», и еще (там 63:8): «И сказал: но они — народ мой, сыновья мне [и] не солгут!». Мы учим отсюда, что одно зависит от другого[3]. Для того, чтобы подчеркнуть важность [Иерусалима], сказано (Захария 8:3): «…и назовется Иерусалим городом истины…». Сказали также наши мудрецы (Макот 24а): «“И говорящий правду в сердце” (Псалмы 15:2) — это человек, подобный Раву Сафра»[4]. Этим мудрецы хотели показать, до какой степени доходит обязанность придерживаться истины. А в трактате Баба меция (23б) сказано, что мудрецу запрещено отклоняться от истины во всем, кроме трех случаев [оговоренных там]. Один из столпов, на которых стоит мир, — это истина (Авот 1:18). Таким образом, тот, кто лжет, — как будто подрывает основу мира, и напротив, тот, кто стремиться к истине, — как будто поддерживает основу мира. Рассказывают нам мудрецы (Сангедрин 97а) о городе, [жители которого] были очень внимательны к тому, чтобы говорить только правду, и потому ангел смерти не имел там власти. Но из-за того, что жена одного из мудрецов сказала неправду, хотя и с добрыми намерениями, ангел смерти приобрел над ними власть, пока эту женщину не изгнали, и после этого вернулись к прежнему благоденствию. И нет нужды продолжать далее о том, к чему обязывает разум и понуждают мудрость и благоразумие.
[1]hин — мера объема жидкостей, и так же звучит слово «да». Простой смысл стиха говорит о том, что человек должен заботиться о точности мер, которыми он пользуется в торговле, но, зная многомерность, мудрецы видят в этом намек, что слово человека должно быть верным.
[2] Царь Шломо.
[3] Право называться сыновьями Всевышнего связано с отказом от обмана.
[4] Объясняет Раши: «Был у Рава Сафры товар на продажу. Пришел покупатель, когда Рав Сафра читал “Шма”. Сказал покупатель: “Продай мне товар за столько-то…”. Рав Сафра не мог ему ответить. Покупатель решил, что он не согласен с ценой и добавил цену. Рав Сафра закончил читать “Шма” и сказал: “Бери товар за цену, предложенную вначале, поскольку я уже согласился (в сердце) с той ценой”».
Редакция благодарит рава Лейба Александра Саврасова за любезно предоставленный материал
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Всякий, кто намеревается заниматься Торой и не работать, питаясь подаянием, оскверняет Имя Всевышнего, унижает Тору, гасит свет веры, причиняет зло себе и отбирает у себя жизнь мира грядущего