Из цикла «Живи Верой», темы: Иштадлут, Медицина, Забота о здоровье, Жизнь, 13 принципов веры, Рав Моше Шапиро
В Писании сказано: «Небеса — небеса [принадлежат] Всевышнему, а землю [Он] отдал сынам человеческим» (Псалмы 115:16). Это была буквальная передача из рук Всевышнего. Людям дана сила действовать в мире, до определенной границы делать то, что они захотят. Но, как мы говорили, то, что касается жизни, человеку не дано, как мы и видим это в еврейском Законе.
Мудрецы учили из стиха: «“И врач будет лечить” (Шмот 21:19) — отсюда мы видим, что врачам дано право лечить» (Бава Кама 85б). В связи с этим комментаторы спросили: почему для этого необходимо особое разрешение? Разве сапожнику необходимо разрешение, чтобы чинить обувь, а строителю — чтобы отстроить развалившийся дом? На первый взгляд, исходя из тех же самых соображений, врач, способный лечить, имеет право лечить.
Некоторые комментаторы отвечают на этот вопрос так: «Дабы не сказали: “Всевышний “ранит”, а он лечит!?”. Это не было в человеческом обычае — лечить, но они стали это делать (Брахот 60а). Как написано: “В болезнях своих не просил Всевышнего, а только врачей” (Диврей а-ямим 2 16:12)».
На первый взгляд, все еще непонятно: ведь любой ущерб в этом мире — это «удар» Всевышнего. А раз так, необходимо особое право на исправление нанесенного вреда. Однако очевидно, что любой ущерб, требующий исправления, находится в рамках сказанного: «А землю отдал сынам человеческим». И если это уже отдано в руки человека, чтобы он поступал по своему разумению в этом мире, нет необходимости специально получать на это право.
Медицина, однако, исправляет ущерб, нанесенный самой жизни, а это относится только к самому Всевышнему. Даже после того, как земля отдана человеку, «душа — Твоя, и тело тоже Твое» — этого мы не получили в свое владение. Именно поэтому и был задан вопрос: «Откуда у врача право заниматься своим делом?»
Приведенный Талмудом стих говорит, что врач считается посланником Всевышнего. Он не просто мастер своего дела, он действует, только опираясь на особое право «врача лечить». Врач и больной должны верить, что только Всевышний дает жизнь, даже в рамках «лечения», которое врач вершит с разрешения Всевышнего.
Сказано: «Ибо у Тебя источник жизни» (Псалмы 36:10). Это значит, что сама жизнь приходит от Всевышнего. Даже после того как земля была отдана человеку, жизнь осталась у Всевышнего. Да, присутствие жизни в физическом теле может быть нарушено, и это будет смертью. Но невозможно вообразить, чтобы смерть нанесла ущерб самой жизни, — ведь та исходит от Всевышнего — «Оживляющего миры». Об этом и сказано: «Ибо у Тебя источник жизни» — «там» не может быть смерти.
Если мы включим воображение и попытаемся задуматься, как нам следует воспринимать жизнь, насколько мы вообще способны подняться до понимания слов «вечная жизнь», жизнь вне рамок упорядоченной системы законов природы, мы поймем, что «там» новостью является сама форма бытия.
Все, что не передано в руки посланников и не облачено в законы природы, находится в аспекте «источника». Касательно этих явлений бытие — это не «продолжение», то есть вещи существуют не в силу «причин», предшествующих настоящему, а их бытие всегда исходит из самого Источника[1]. Именно таков смысл слов «у Тебя источник жизни»; жизнь — это сам ее источник, обновляющийся постоянно.
Но в системе, отданной в руки посланников, нет «обновления». Только тот, кто совершенно особенным образом удостоится жить согласно этим канонам здесь, может ощутить вкус подобной жизни. Но в восприятии того, кто находится в системе времени, под властью небесного воинства — посланников Всевышнего, все существует «постоянно» — в постоянном порядке; то есть все, что существует здесь, является продолжением прошлого.
«Нет ничего нового под солнцем» (Коэлет 1:9). В этих рамках «новое» невозможно. Даже жизнь, присутствующая здесь, подчинена этой системе, и не проявляется как нечто, постоянно исходящее из источника. Что посеяно — то и растет, сущее происходит из сущего.
Если отрезать жизнь от ее источника и не замечать ее постоянного обновления, то такая «жизнь» сама по себе становится смертью. Такая форма бытия прямо, шаг за шагом, ведет к смерти. Вечная жизнь может проистекать только из источника, в котором жизнь — это постоянное обновление, исходящее из источника.
[1] Неподвластного времени по своей сути.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.