Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Я верю полной верой в приход Машиаха, и, несмотря на то, что он задерживается, каждый день буду ждать, что он придет.

«“Дни Машиаха” — это значит, что необходимо верить, что он придет, и не думать, будто он “опоздает”, как сказано: “И если задержится, жди его” (Хавакук 2:3). И не устанавливать для этого [определенное] время, и не искать в Писании способов рассчитать дату его прихода. И сказали мудрецы: “Испустят дух те, кто рассчитывает время конца (те, кто пытается вычислить время прихода Машиаха. Далее будет объяснено, почему это плохо)”.

Следует верить, что он будет лучше и достойнее всех царей, бывших прежде, как и пророчествуют о нем все пророки: от Моше, учителя нашего, мир ему, и до Малахи, мир ему. А всякий, кто будет сомневаться в этом или умалит его достоинства, отрицает Тору, ибо Тора прямо свидетельствует о нем в главе Балак и главе Ницавим.

К этой же Основе относится и утверждение, что царь в Израиле может быть только из дома Давида, из потомков Шломо, и всякий, кто оспаривает права этой семьи, отрицает Всевышнего и слова Его пророков».

«Эпоха Машиаха — это время, когда вернется царство Израиля, и [народ Израиля] возвратится в Землю Израиля. И будет тот царь велик необычайно, и царство в Ционе возвеличит имя его, и будут говорить о нем народы больше, чем о царе Шломо. С ним будут в мире все народы, и служить ему будут все страны, в силу его великой праведности и чудес, сотворенных им. А всех, кто поднимется против него, уничтожит Всевышний и отдаст в его руки. И все стихи Писания свидетельствуют о его успехе и о нашем успехе вместе с ним. Вместе с тем, в реальности не изменится ничего, кроме того, что царство вернется к Израилю. И вот что говорят об этом мудрецы (Брахот 34а): “Нет никакого отличия “этого мира” от эпохи Машиаха, кроме подчинения [Израиля] царствам [народов]…”

Великим преимуществом тех дней будет наше освобождение от ига царств, препятствующего исполнению нами всех заповедей. И возрастет мудрость, как сказано: “Ибо полна земля знанием” (Йешаяу 11:9). И прекратятся войны, как сказано: “И не поднимет меч один народ на другой” (там же, 2:4). И это будет время Великого Совершенства, а мы удостоимся жизни в Будущем мире.

Но мы ждем наступления эпохи Машиаха и жаждем этого не из-за великих урожаев и богатства, не из-за того, что будем ездить на лошадях и пить вино под музыку, как думают глупцы. На самом деле, пророки и благочестивые люди жаждали [увидеть] эпоху Машиаха, и ожидание их было велико из-за того, что тогда соберутся праведники, будет доброе и мудрое правление справедливого царя великой честности и великой мудрости, который будет близок к Б-гу, как сказано: “Всевышний сказал мне: “Сын мой! Я сегодня родил тебя!”” (Псалмы 2:7). [Они ждали наступления этой эпохи] ради исполнения всех заповедей Торы Моше, учителя нашего, мир ему, без пренебрежения и лени, без принуждения, как сказано: “И не будет человек учить другого, говоря: “Знай Всевышнего!”, ибо все будут знать Меня, от мала до велика” (Ирмеяу 31:33), “И вложу Я Тору Мою в сердца…” (там же, 32), “И удалю сердце каменное из плоти вашей…” (Йехезкель 36:26). Есть еще множество подобных стихов об этом, и вот так будет постигнут Будущий мир». Рамбам в предисловии к главе «Хелек»

Искажение, причиненное изгнанием, создает необходимость в Избавлении

«Изгнание» — это изменение в природе народа, и оно само делает Избавление обязательным

Прежде чем мы приступим к изучению эпохи Машиаха, следует понять, что такое «изгнание». Первое упоминание об изгнании в Торе, согласно мудрецам, — это стих в начале рассказа о сотворении мира: «А земля была хаотична и пуста» (Берешит 1:2). Это, конечно, намек, а открыто об изгнании впервые сказано в пророчестве, полученном Авраамом: «Знай, ибо пришельцем будет потомство твое в земле чужой, поработят и будут мучать их четыреста лет» (Берешит 15:13). И сказано в мидраше (Берешит Раба 44:18): «“И сказал Аврааму: “Знай, узнаешь”” — “знай” — что Я их рассеиваю, “узнаешь” — что Я их собираю, “знай” — что Я беру их в залог, “узнаешь” — что Я их выкупаю, “знай” — что Я их порабощаю, “узнаешь” — что Я их избавляю».

Из удвоения слов в стихе — «знай, узнаешь» — мудрецы учат, что есть двойное знание, и одно проистекает из другого. То есть из самого изгнания мы должны узнать об Избавлении, которое придет потом. Об изгнании сказано «знай», в настоящем времени, об Избавлении сказано в будущем времени — «узнаешь». Однако мы должны понять, почему знание об изгнании непременно несет знание и об Избавлении, и что значат три описания: «рассеиваю», «беру в залог», «порабощаю», а соответствуют им — «собираю», «выкупаю», «избавляю».

Изгнание — это изменение природы, которая обязательно вернется к прежнему состоянию

Маараль (Нецах Исраэль, глава 1) объясняет приведенный нами мидраш: «Само изгнание — это ясное, однозначное доказательство того, что наступит Избавление. Дело в том, что, без тени сомнения, изгнание — это нарушение порядка. Ведь Всевышний, благословен Он, поместил каждый народ в подходящее ему место, и Израиль на соответствующее ему — в Землю Израиля. А изгнание из этого места — это полное разрушение порядка.

Любая вещь, когда она покидает свое естественное место, оказавшись вне его, не может стабильно существовать там и стремится вернуться в свое естественное положение… Это можно уподобить попытке принудить пламя прижиматься к земле, в то время как его естественное место — наверху…».

По словам Маараля, изгнание — это ненормальное, «неправильное» состояние. Естественное положение вещей делает его невозможным, вынуждает его прекратиться. Любое явление, противоречащее естественной природе вещей, в конце концов, должно исчезнуть, вернув бытие в его истинное состояние. У «правильного» и совершенного бытия человека есть три фундаментальные основы, без которых оно ущербно и не раскрывается должным образом.

1) Человек, в силу своей природы, — часть общества; он не может существовать в одиночестве. Множество людей, близких по своей природе, составляют «народ», и их естественное состояние — «быть вместе». Поскольку Израиль — это единый народ, рассеяние противоречит его существованию как народа и противоречит естественной природе вещей.

2) Второе абсолютно необходимое для существования человека условие — это его «место». «Нет вещи, у которой не было бы места» (Авот 4:3). У каждого народа есть естественное для него «место обитания», как написано: «От этих разошлись [по] острова[м] (владениям) народов[ы] в землях их — каждый по языку его, по семье его, в народах их» (Берешит 10:5). Другими словами, у каждого народа есть определенное «семейное» происхождение, общий язык, и ему дана территория как место развития и роста этого народа. Как написано: «Дав уделы народам, при разделении сынов человеческих, положил границы…» (Дварим 32:8). Если народ не находится в своей земле, это противоречит его естественному бытию, нуждающемуся в определенном месте.

3) Еще одно условие, диктуемое природой каждого народа, — это наличие собственной власти. Царь и его князья должны выйти из самого народа. Подчинение одного народа другому — явление противоестественное.

Именно на эти три аспекта противоречия изгнания человеческой природе и намекают мудрецы. 1) «Знай, что Я их рассеиваю» — рассеяние противоречит природному свойству народа быть собранным вместе, поэтому «узнаешь, что Я их собираю». 2) «Знай, что Я беру их в залог», то есть народ покидает свое естественное место проживания и попадает в чужое владение, поэтому «узнаешь, что Я их выкуплю», дабы вернулись на свою землю. 3) «Знай, что Я их порабощаю» означает подчинение другому народу, поэтому «узнаешь, что Я их избавляю» — позволяю им вернуться под их собственную власть.


История отношений Йосефа и его братьев достигает апогея: начинается глава Ваигаш описанием диалога Йеуды и Йосефа, и это стало прообразом исторического противостояния их потомков: сначала колен Йеуды и Эфраима, а затем — двух царств, Южного Иудейского и северного Израильского царства. В конце главы рассказывается о том, как праотец Яаков, узнав, что его любимый сын Йосеф жив, спускается в Египет для встречи с ним. Так начинается Египетское изгнание, ставшее прообразом всех последующих изгнаний еврейского народа. Читать дальше