Темы: Йосеф, Рош а-Шана, Броха Губерман, Небесный суд, Рав Моше Шапиро
В сентябре в московской ешиве "Торат Хаим" гостил рав Мойше Шапира - один из самых выдающихся знатоков Торы нашего поколения. Кроме абсолютного знания Талмуда и его комментаторов рав Мойше известен как большой знаток скрытой части Торы - каббалы. В Россию очень редко приезжают выдающиеся раввины. Может быть, это был первый визит знатока каббалы за последние десятилетия. В последнее время очень возрос интерес к скрытой Торе. В разных странах появились всевозможные центры изучения каббалы, и, естественно, у широкой публики существуют многообразные представления об этом учении. Рав Мойше Шапира уже многие годы дает уроки по различным частям Торы, касаясь также вопросов, связанных с тайным знанием. Тот, кто слышал эти уроки, получил представление насколько "уличная каббала" всевозможных центров далека от истинной системы знаний. Мы предлагаем читателям краткий перевод урока рава Мойше Шапира, посвященного Рош а-Шана, который он дал в ешиве "Торат Хаим".
Так написано в трактате Талмуда "Рош а-Шана": "Это день начала Твоих действий". Эта фраза, по словам комментаторов, относится к первому дню тишрея, когда Всевышний создал человек. Через него должна была раскрыться вся слава Творца в мире. В каждом из нас тоже есть потенциал раскрытия славы Создателя и всего Творения. Мы способны на это, как способен на это весь окружающий нас мир, о котором сказано: "Млеа а-арец кводо" - "Наполнена земля славой Его".
В силу этого огромного потенциала любой человек "сотворен единственным", говорит Мишна. До его создания не было никого похожего на него, не будет и после. Через уникальную и единственную душу человека происходит раскрытие славы Творца в этом мире. Поэтому каждый может сказать о себе: "Ради меня создал Творец этот мир".
Со дня сотворения первого человека каждый год в первый день тишрея перед Творцом проходят один за другим все люди, и каждого Он оценивает, проверяя, можно ли сказать об этом человеке: "Ради него сотворен мир. Он наполняет его славой Создателя".
В ожидании суда великие мудрецы и праведники еврейского народа весь элул пребывали в трепете, возраставшем по мере приближения первого дня тишрея. Как же понять, что происходит в День суда, что заставляло мудрецов трепетать?
Здесь нам поможет история Йосефа и его братьев. Когда Йосеф открывается братьям, он говорит им только: "Я Йосеф, ещё мой отец жив?" Неожиданно открывшаяся истина шокировала. Братья осознали, что ошибались все эти годы, думая, что Йосеф - доносчик, которому полагается смерть, что он видит пустые сны, которые напрасно называет пророческими. Сейчас правота Йосефа стала очевидной. Их брат - властитель Египта, дающий пропитание всему миру, и они, также как все, пришли к нему за хлебом. В одно мгновение реальность перевернулась, обнажилась ложь, в которой братья жили долгие годы.
Подобное раскрытие правды происходит и в Рош а-Шана, в момент приближения Всевышнего. Это и есть проявление суда, который порождает понимание сегодняшней реальности. Человек чувствует, насколько далек от истины, и трепещет, и раскаивается.
В Мидраше написано, что окончательное избавление (геула) - это постепенное раскрытие правды, потому что невозможно выдержать моментального раскрытия истины, влекущего за собой абсолютный переворот всех ценностей этого мира.
Таким же образом, говорят нам мудрецы, в Рош а-Шана Творец судит весь мир. Перед Ним проходят все живущие, и каждого Творец оценивает. В Рош а-Шана судят не только каждого человека, но и все страны, и все народы. Одним даруют жизнь, а других приговаривают к смерти. Почему же в молитве, читаемой в Рош а-Шана, мы не упоминаем о Дне суда, почему не просим даровать нам жизнь? Почему в этот день запрещено произносить молитву о прощении за все наши нарушения?
Наша главная работа в Рош а-Шана, как учат наши мудрецы, не в произнесении молитв о прощении грехов и просьб о даровании жизни. В День суда мы должны понять, что каждый из нас может оправдать существование всего мира, наполнив его славой Творца.
Мы просим только одного - пусть весь мир наполнится славой небес. Такова наша роль - осознать, насколько Творец ценит и любит нас. Ведь достаточно одного человека, чтоб оправдать существование всего мира. Поэтому мы просим, чтобы весь мир наполнился славой Всевышнего, и Его Царство раскрылось на земле. Мы молимся о том, чтобы узнал каждый живущий: "Ашем Элокей Исраэль - Мэлэх" - "Ашем Всесильный Израиля - Царь".
Рамбам пишет: "Необходимо, чтобы каждый человек в течение всего года осознавал, что он наполовину оправдан, а наполовину обвинен". Ведь есть у него и хорошие, и плохие поступки. Вместе с человеком и весь мир наполовину оправдан, а наполовину обвинен. Если он совершает один грех, то всему миру грозит обвинительный приговор. И любой человек может стать причиной его уничтожения. Если же человек исполнит заповедь, то этим оправдает себя и станет причиной спасения всего мира. Поэтому сказано: "Праведник - основа мира". Он оправдывает себя и весь мир.
Я желаю, чтобы в этом году мы все были записаны в книгу жизни, книгу цельных праведников, чтобы через каждого из нас проявилась слава Небес. Чтобы все, живущие сегодня, произнесли от всего сердца слова молитвы в Рош а-Шана: "Ашем Элокей Исраэль - Мэлэх" - "Ашем Вс-сильный Израиля - Царь". Его Царство во всем том, что Он сотворил.
Рав Мойше Шапира родился в Земле Израиля. Его отец рав Меир Шапира вместе с братом равом Симхой Зиселом покинул Литву, чтобы учить Тору в ешиве в Хевроне. В литовском Шауляе осталась могила деда, убитого нацистами.
Рав Мойше Шапира учился в ешиве "Поневеж" и ешиве "Хеврон". Его учителями были рав Элияу Деслер и рав Ицхак Гутнер. Выдающиеся способности рава Мойше Шапира проявились очень рано. Уже к восемнадцати годам он знал весь Вавилонский Талмуд. Тогда же рав Мойше пришел к раву Аврааму Ишаю Карелицу (Хазон Ишу) с вопросом: что нужно делать в жизни. Рав посоветовал ему изучать книгу "Шев шмайтета" - глубокое исследование алахических тем Талмуда.
Именно так впоследствии рав Мойше назвал свой колель для баалей тшува (евреев, вернувшихся к соблюдению законов Торы), который создал 25 лет назад, и ешиву, которую сейчас возглавляет. Он первый из больших еврейских мудрецов начал давать уроки для вернувшихся к вере. Двадцать два года подряд рав Мойше давал урок-драшу в ешиве для баалей тшува "Ор Самеах". Послушать его приходили и известные в Земле Израиля раввины, даяны, главы ешив.
Многие удивлялись тому, что авторитетный раввин посвящает так много времени работе с баалей тшува. Как-то у его жены спросили: "Почему рав дает уроки для баалей тшува?" Она ответил, что рав Мойше хочет приблизить их к миру Торы, помочь им найти свое место в нем.
"Мир Торы"
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.