Из цикла «Живи Верой», темы: Провидение, Воскрешение из мертвых, Идолопоклонство, Природа, Рамбан, 13 принципов веры, Рав Моше Шапиро
Разница между точками зрения Рамбама и Рамбана не так уж и велика. Ведь и Рамбан считает, что тело сильно изменится и «очистится», так что его жизненность будет исходить из единения с Всевышним. Однако обязанность верить в воскрешение мертвых как в одну из Основ Торы понятнее именно в интерпретации Рамбана. По его мнению, вечное бытие — это соединение души и тела, а, следовательно, отрицающий это отрицает саму форму жизни. Это отрицание самой сути Будущего мира, поэтому человек и теряет свой удел в нем.
По мнению же Рамбама, который не считает это соединение вечным, и убежден, что в Будущем мире тела не будет, чудо воскрешения — только средство, и значение его не может быть вечным. Почему, если так, вера в это должна быть «Основой» в большей степени, чем вера в любое другое обещание Торы, которым мы тоже, без всякого сомнения, должны верить, ибо вся Тора истинна? Но далеко не каждая [обязательная вера в те или иные слова Торы] считается отдельной «Основой» веры.
Этот вопрос возникал и у самого Рамбама, и он ответил на него в «Письме о воскрешении мертвых»: «И если кто-либо решит посчитать это мнение (что в Будущем мире не будет тела) неправильным, пусть поступает, как знает. Если он захочет считать это ошибкой или заблуждением, мы не будем строги к нему… Но тот, кто будет отрицать это… и утверждать, что душа не вернется в тело никогда, что этого не может быть вообще, то из этого отрицания следует отрицание чудес, а отрицание чудес — это отрицание Основы и выход за рамки религии. Из-за этого “воскрешение мертвых” считается одним из краеугольных камней Торы».
Мы видим, что важность Основы «воскрешение мертвых», по мнению Рамбама, связана с тем, что сама она зиждется на вере в чудеса. И здесь нам необходимо разобраться, почему именно это чудо допускает саму возможность чудес в мире. Ведь уже немало чудес было и еще будет свершено для Израиля, и вера в то или иное чудо не является Основой веры.
«Влияние жизни» относится к самому Всевышнему и не находится под властью законов природы
Вера в воскрешение мертвых — это не просто вера в оживление как таковое. Это вера в то, что называется «жизнью». Мы должны знать, что сам Всевышний дарует жизнь от Себя, благословен Он, и потому ей нет конца.
Мидраш (Дварим Раба «Ки таво» 6, Сангедрин 113а) говорит: «Три ключа в руках у самого Всевышнего, и ни одно творение не властно над ними: ни ангел и ни сераф. Вот они: “Ключ от воскрешения мертвых, ключ от бесплодия, ключ от дождей”. Откуда мы знаем про ключ от воскрешения мертвых? — Как сказано: “И узнаете, что Я — Всевышний, когда Я открою могилы ваши” (Йехезкель 37:13). Откуда мы знаем про ключ от бесплодия? — Как сказано: “И открыл чрево ее” (Берешит 29:31). Откуда мы знаем о ключе от дождей? — “И раскроет Всевышний тебе свою казну добрую — небеса, чтобы дать дождь земле твоей вовремя” (Дварим 28:12)».
Особенность, связывающая вместе все эти три явления, состоит в том, что все это — «дарование жизни». Воскрешение мертвых, как и рождение человека, это буквальное обновление жизни. Но и его пропитание — это поддержание жизни, как мы и благословляем: «Творящий множество душ и потребности для всего, что сотворил Ты, дабы оживлять этим души всего живого. Благословен оживляющий миры!» Всем, что касается собственно жизни, Всевышний занимается «собственноручно».
Остальное передано «посланникам». Посланники — это те, кого Всевышний назначил для реализации всех процессов в мире. Талмуд (Бава Батра 25а) говорит обо всем воинстве небесном: «Посланники Твои — не как посланники плоти и крови». Есть у Всевышнего «посланники», назначенные, чтобы поддерживать и приводить в действие законы природы.
Быть «посланником» — значит быть назначенным и получить полномочия самому исполнять некоторые вещи. Таким образом, и у природы есть постоянные законы, настолько, что можно увидеть «посланников» и забыть о том, кто их послал. В этом заключен источник всех ошибок, общая суть которых — служение идолам, то есть когда люди наделяют посланников силой, как будто те сами — источники явлений, забывая, что они только посланники. Как написано: «Дабы не вознес ты глаза небу, и не увидел солнце, луну и звезды — все воинство небесное, не ошибся, и не стал поклоняться им» (Дварим 4:19).
То, что делается в мире руками посланников, находится в рамках постоянного мирового порядка, и посланники реализуют этот порядок. Но три вещи, не переданные в руки посланников — это явления, не вошедшие в систему постоянного мирового порядка. Три эти вещи невозможно рассматривать отдельно от «пославшего»; на их счет невозможно ошибиться, решив, что они происходят сами собой. Даже если кто-то участвует в этом как посланник, все равно, только Всевышний остается единственным хозяином над всем происходящим. Он Сам всегда присутствует в этом действе[1] и считается единственным его исполнителем.
Три вещи, являющиеся обновлением жизни, не переданы посланникам, не включены в «естественную» природную систему. Хотя Творение и полно жизни, сама эта жизнь всегда исходит от самого Всевышнего, как сказано в стихе: «Ты, Всевышний, один только Ты сделал небеса и небеса небес, и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них. И Ты оживляешь все» (Нехемья 9:6).
«Ты сделал» сказано в прошедшем времени, то есть, это все уже сделано — небеса, земля и все части Творения. Но «и Ты оживляешь все» сказано в настоящем времени. То, что касается жизни, не сделано однажды, раз и навсегда. Поэтому было добавлено: «и Ты…», чтобы сообщить: это отдельное явление, которое всегда исходит из рук самого Всевышнего. Нет «жизни», которая была бы «оторвана» от Всевышнего, называемого «Оживляющий миры». Эта область не входит в природные процессы — жизнь всегда остается принадлежащей Ему.
[1] Не скрываясь за «посланниками».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.