Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Когда Моше спросил, как Его Имя, Всевышний ответил, что Его Имя — «Сущий, который пребудет», что Он так называется. Другими словами, Сущий, о Котором ничего не известно, кроме того, что Он — сущность.

«И сказал Моше Богу: Вот, я приду к сынам Израиля и скажу им: Бог ваших отцов послал меня к вам. И скажут мне: Каково его Имя? Что я скажу им?» (Шмот 3:13). Сказал раби Аба бар Мамаль: Сказал Бог Моше: Ты хочешь знать Мое Имя? По Моим действиям Я называюсь: иногда Я называюсь Бог Всемогущий, Бог Воинств, Бог, Господь. Когда Я сужу создания, Я называюсь «Бог» (Элоим), а когда Я веду войну со злодеями, называюсь «Бог Воинств» (Цваот), а когда Я задерживаю возмездие за грехи человека, называюсь «Бог Всемогущий» (Эль Шадай). Когда же Я проявляю милосердие к Моему миру, Я называюсь Авайе, ибо Авайе — не что иное, как качество Милосердия, как скаазно: «Авайе, Авайе, Бог милосердный и милостивый». Это и есть «Я буду Тот, Кто пребудет» (Эйе ашер Эйе) — Я называюсь в соответствии с Моими деяниями (Шмот раба 3).

Здесь мы объясним рамки познания имен Всевышнего, определим области, где мы постигаем и высказываем положительные утверждения, а где — граница постижения, за которой мы можем говорить только об утверждениях отрицательных. Вследствие большой важности и возвышенности данной темы, мы приведем слова Учителей о ней в прямых цитатах.

Имена

«По Моим деяниям Я называюсь»: объяснили в этом мидраше, что Моше хотел узнать Его (сущностное) Имя, но Всевышний ответил ему, что невозможно назвать Его по имени, а лишь по Его действиям в данный момент времени. Ибо всякое имя указывает на сущность, например, огнем называется объект горячий и сухой. И здесь есть два аспекта: первый — тот, что мы можем различить со стороны самого его существования, а не со стороны сущности. А второй — со стороны сущности, и это — составность. И еще: каждое имя есть определение объекта, и каждое определение состоит из вида и отличия, а Всевышний абсолютно прост. И еще: имя указывает на особенность, ибо имя, несомненно, относится к чему-то конкретному, а к Всевышнему не может относиться ничто особенное, поскольку нет ничего вне Его. И потому к Нему не может относиться выделенное имя, ибо каждое имя указывает на некую особенность, а к Нему не может относиться особенность.

Поэтому, когда Моше спросил, как Его Имя, Всевышний ответил, что Его Имя — «Сущий, который пребудет», что Он так называется. Другими словами, Сущий, о Котором ничего не известно, кроме того, что Он — сущность. И добавил «который пребудет», чтобы сказать, что Он — простая сущность. И поскольку Он — простая сущность, нет у Него определенного имени, а лишь в соответствии с Его действием в данный момент (Маараль, Гвурот аШем 26).

Даже Четырехбуквенное Имя Авайе не следует употреблять по отношению к Сущности Бесконечного как таковой, как объясняет Нефеш аХаим: Ибо Сущность Бесконечного скрыта более всего скрытого. И не следует называть ее никаким именем, даже именем Авайе… (И даже то, что в Зоаре Он называется Бесконечным, это не название Его Самого. Но имеется в виду наше постижение Его со стороны сил, воздействуемых от Него, когда Он по Своей воле соединяется с мирами). А то немногое, что постигаемо нами, и мы называем и употребляем несколько названий, имен и качеств Всевышнего, как мы видим в Торе и в любой молитве — все это только со стороны Его соединения с мирами и силами с момента творения. Чтобы дать им существование и жизнь и управлять ими по Своей воле. (Эти силы названы «постепенным развитием сфирот»). И в соответствии со всеми изменениями деталей порядков управления, которые проникают и спускаются в этот мир — к милости ли, к суду или к милосердию, с помощью этих высших сил и их смешения, изменяются эти имена и названия. Ведь у каждого частного аспекта из порядков управления есть частное название и имя. Именно на это указывают объяснения всех названий: они происходят со стороны сотворенных сил. Например, «милосердный и милостивый» означает милосердие и милость по отношению к сотворенным существам. И даже сущностное особое Имя Авайе мы относим не к сущности Всевышнего самой по себе, но со стороны Его соединения с мирами. В соответствии со смыслом этого Имени: «был, есть и будет и дает существование всему». Другими словами, Бог по Своей воле соединяется с мирами, чтобы дать им существование в каждый момент времени.

И в этом — все наше постижение Всевышнего, если можно так выразиться: все — только со стороны Его соединения с мирами и распространения в них (Нефеш аХаим ч.2 гл.2).

Ясно и четко сказал об этом Рамхаль: «Правило таково: все, что мысль человека может воспринять и представить себе, без всякого сомнения, не является сущностью Творца».

Мысль сотворенного существа ограничена уже в силу того, что он — сотворенный, а в Бесконечном нет определения и границы. Так что по самой своей сути мысль человека не имеет никакого отношения к какому бы то ни было постижению сущности Творца. Однако Имена были раскрыты людям, чтобы у них было постижение и какое-то понимание раскрытий Всевышнего в мире. Как пишет Рамхаль: «Хотя выше было сказано, что Творец, благословен Он, хотел дать нам возможность постичь Его сокровенное совершенство, очевидно, что не имелось в виду, будто Он хотел дать нам постижение всего своего совершенства, которое неисчерпаемо. Напротив, лишь малую долю его хотел открыть нам Всевышний, и в этой небольшой доле будет все то наслаждение, о котором мы говорили». (Даат твунот 32).


Нам известно, что Б-г ничего не делает случайно. И, тем более, в истории выхода из Египта, который является началом становления евреев как нации, не было случайностей. Почему же тогда было именно десять казней, и именно таких? Читать дальше