Из цикла «Даат тфила», темы: Цель творения, Еврейская молитва, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек, Имя Творца, Качества Творца
Таким образом, мы смогли определить области познания. О сущности Бесконечного мы вообще не говорим. И о каждом, кто помыслит о ней какое-либо положительное постижение или какое-то определение восприятия и имя, сказано, что «ему лучше было бы не приходить в этот мир» (Хагига 11). Все наши речи о сущности Бесконечного — только отрицания. Отрицание всякого постижения и положительного человеческого восприятия. Однако категории раскрытия Всевышнего в мире со стороны Его соединения с мирами — там мы постигаем и делаем положительные утверждения. О Его святых именах, которые являются корнем Его управлений в мире. О постижении Его путей, размышлении о них, следовании им и прилеплении к ним.
В этой категории мы обязаны постичь настолько, насколько это возможно, — ведь в этом заключается цель творения. Как объясняет Рамхаль: «Поверхностное понимание заключается в том, что Эманирующий сотворил мир, чтобы дать место описаниям… Что Он называется Милосердный, Милостивый, Долготерпеливый и т.д. А из этого проистекает все знание Святого Древа со всеми его ответвлениями. И это называется знание описаний: знать, сколько описаний есть, а именно — сколько качеств, сколько сфирот, по какому порядку они упорядочены, и как развиваются одно из другого, и как это знание распространяется вовне этой границы» (Питхей Хохма веДаат).
Тора, раскрытие воли Всевышнего, вся состоит из имен Творца. Откуда в Торе мы учим о необходимости благословлять перед изучением Торы? Как сказано: «Когда призову Имя Господа, воздайте величие Богу нашему» (Брахот 21). А в предисловии Рамбана к его комментарию на Тору сказано: «Есть у нас истинное предание, что вся Тора — имена Всевышнего. Что слова делятся на имена другим образом… кроме сочетаний и числовых значений имен… И поэтому свиток Торы, в котором есть одна ошибка, непригоден… По-видимому, Тора, написанная “черным огнем на белом огне”, была записана без пробелов между словами, и можно было прочитать ее как имена, а, по-обычному, можно прочитать ее как заповеди… Она была передана нашему учителю Моше разделенной, как чтение заповедей, а устно ему было передано ее прочтение в качестве имен…»
«Об этом говорит Писание (Дварим 11:22): “Любить Господа… и прилепляться к Нему”. И сказали мудрецы, что это означает “прилепляться к Его качествам”, — ведь с помощью Торы человек постигает качества Всевышнего и детали Его управления сотворенными существами, и все Его качества есть Его святые имена. Ибо каждое имя следует за действием и провидением, постигаемыми нами от Него. И вся Тора — имена Творца, все — Его качества, ведь в Торе Он дал знать Свои пути, как сказано в Писании: “Известил Он Моше о Своих путях, сынам Израиля — деяния Свои”. И как же человек сможет познать Его качества, чтобы прилепляться к ним, если не будет заниматься Торой денно и нощно, — ведь она детально объясняет все заповеди, ведь качества Всевышнего, духовные и неизмеримо возвышенные, воплотились и облачились в детали заповедей в материальном мире, по Торе» (Ор Тора, р. Й.А. Хавер).
Раскрытие воли Всевышнего в мире есть Тора, и цель раскрытия Его имен и путей — чтобы мы постигли их и размышляли о них, прилепились к ним и шли по ним, стали для них колесницей. Оба эти раскрытия есть одно.
В этом заключается цель творения: «Творец создал мир, чтобы воздать сотворенным совершенное благо». Как объясняется в начале книги Месилат Йешарим, «человек сотворен только для того, чтобы наслаждаться Господом и получать удовольствие от сияния Его Шехины, ибо это — настоящее блаженство и величайшее наслаждение, которое может существовать». А ведь это блаженство заключается «в постижении Бога», а вся возможность постижения Бога относится только к познанию Его имен и путей, к постижению Его воли, как она раскрылась в Торе.
В этом и заключается достоинство Израиля, который называется «знающие Твое Имя». Человек полностью совершенен, когда он становится «любимым сыном» Творца: на него нисходит индивидуальное Божественное Провидение, и он превознесен и отделен от всех превратностей материального мира, как сказано в Псалмах: «Превознесу его, ибо он знает Мое Имя». Слово «знает» (ידע) означает соединение и связь («…и Адам познал Хаву»). «Тот, кто знает Всевышнего, находит милость в Его глазах. И поэтому Моше сказал: “Дай мне познать Твои пути, чтобы я нашел милость в Твоих глазах”. (Рабейну Бехае). В этом цель знания, прилепления и бытности колесницей для раскрытия путей Всевышнего в мире: “Ибо совершенный праведник есть колесница Всевышнего”.»
Автор книги Лешем объясняет контекст слов Рамбама о постижении единства Творца. Рамбам утверждает, что это постижение только через отрицательные утверждения. Выше же мы привели от имени Рамхаля, что каббала занимается положительным познанием и постижением.
«Знай, что все слова Рамбама в Путеводителе по поводу единства Всевышнего относятся, по мнению каббалистов, к самой Сущности, которая выше цимцума (изначального сокрытия Бога) и в этом слова Рамбама святая святых, и никто не может научить нас, как он, об истинном простом единстве Творца. Однако же по поводу раскрытий Творца для потребностей всего бытия, в контексте которых дана Тора Израилю, и там находятся все смыслы Торы и причина всего Управления во всех его процессах и событиях — от дня сотворения человека на земле и до окончания последнего исправления — этого ни один человек не может постичь самостоятельно, если не прибегнет к цельному учению Каббалы».
Данное различение мы находим уже в словах рабейну Тама в Сефер аЯшар: «Знай истинно, что нет ничего, что можно было бы присоединить к Творцу в качестве атрибута. Ни силы, ни жизни, ни мудрости, ни реальности, ни единства, ибо Он неведом и вне всех этих сил, и не следует описывать Его ими. Однако же мы вынуждены говорить о Нем в этих терминах, по двум причинам: во-первых, так говорится в Писании, “Господь мудростью основал землю”. И во-вторых, мы должны описывать Его, к примеру, термином реальности, чтобы отрицать по отношению к Нему все описания, которые сопровождают того, у кого нет реальности. Ведь тот, у кого нет реальности — не существует, отсутствует и не обладает силой. Точно так же мы скажем, что Он один, чтобы отдалить от Него все вещи, которые сопутствуют тому, кто более чем один, например множественность, делимость и т.п. Так и любое имя, которым мы называем Творца — не потому, что Ему подобает это имя, но чтобы отдалить от Него все вещи, сопутствующие противоположности данного имени.
Первое: “Господь мудростью основал землю”. Это аспект раскрытия в мире Всевышнего и путей Его управления. Оно доступно постижению человека по стезям мудрости. Второе: “Чтобы отрицать все описания”: отдаление и отрицание любого постижения и познания сущности Творца.
Подобно тому, как невозможность постижения сущности Творца — одна из основ веры, так обязанность постижения Его раскрытия в мире — одна из основ веры.»
Рав Ашер Кушнир
Не поняла, где и в чём?
Неизвестные исполнители
Неизвестные исполнители,
из цикла «Ханукальные мелодии»
Рав Авраам Куперман
Рав Ицхак Зильбер
Разбор текста самой известной ханукальной песни
Шауль Резник,
из цикла «Поём на иврите»
Неизвестные исполнители,
из цикла «Ханукальные мелодии»
Рав Исроэль Зельман
Рав Исроэль-Меир Лау
Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...
Неизвестные исполнители,
из цикла «Ханукальные мелодии»
Неизвестные исполнители,
из цикла «Ханукальные мелодии»
Неизвестные исполнители,
из цикла «Ханукальные мелодии»