Из цикла «Исследователь и каббалист», темы: Провидение, Каббала, РАМХАЛЬ, Рав Лейб Александр Саврасов, Небесный суд, Качества Творца
А теперь, на том же примере, на котором мы объяснили единство и общий источник ашгахи добра, пойми это для ашгахи суда. Тот же благочестивый и милосердный человек, когда видит чей-то неблаговидный поступок, порицает этого человека и наказывает его. Однако он не позволяет гневу и раздражению овладеть им, чтобы источником наказания не стала его жестокость. Ведь мы уверены, что этот человек очень добр, и даже порицания и наказания его исходят из источника добра и милосердия только для того, чтобы устрашились его гнева и из-за этого не вступали бы на дурной путь. Об этом говорит известная притча о справедливом судье в книге «Путеводитель заблудших». Ашгаха суда тоже делится на несколько аспектов, каждый из которых является корнем для другого, точно так же, как мы объясняли относительно качества доброты. Ведь и это тоже качество доброты, просто когда некто из народа совершает неблаговидный поступок, сердце правителя не жалеет его. И это качество коренное, когда он порицает своих детей, видя, что они идут неверным путем, ведь тогда оно ближе к источнику, так как по отношению к ним его сердце особенно милосердно. Таким образом, выходит, что корень суда и добра в ашгахе и управлении — едины и происходят от одного человека, из одного разума, в абсолютной простоте. Тем не менее, они делятся на множество деталей там, где возникают понятия «прародитель» и «порождение». Эта аллегория понятна, она говорит, что качества суда и доброты происходят из одного источника — источника добра и милосердия, а в аспектах они разделяются на множество деталей. Ведь бывает, что некто наказан легко, а иногда — строго, иногда еще строже, а иногда еще строже предыдущего. И бывает, что нам кажется, будто одно наказание приходит от великого гнева, а другое еще хуже — от пылающей ярости. Но на самом деле, все они восходят к одному корню — корню доброты, и в этом корне нет никакой противоположности качеств. Примером тому могут служить пять способов формирования звуков в пяти местах 65, тогда как в каждом из них присутствуют четыре основы 66. Таким же образом не может быть суда без милосердия и добра, так же, как не может быть добра и милосердия без суда. Все происходит согласно тому, что необходимо для управления, и здесь нет никакой борьбы между разными качествами, ибо все восходит к простому во всех отношениях, доброму разуму, как в нашей аллегории про судью.
А теперь объясним, что все детали ашгахи Всевышнего − это силы разума, происходящие из единого источника всех источников, подобно ветвям дерева и плодам, которые питаются посредством его корня. Таким же образом и детали ашгахи возникают из источника всех источников — Эйн Соф, благословен Он. Это и есть древо Каббалы. И все эти силы играют свои роли, ни одна сила не ограничивает другую, и ни один разум не стесняет другой, как в аллегории про благочестивого человека. Выходит, что каждая деталь постоянно отслеживается предшествующим ему частным аспектом, как объяснялось в аллегории, хотя в самом примере это не так — там каждая деталь возникает только в случае необходимости 67. И как нам известно от исследователей и мудрецов истинной Каббалы, мы не можем ничего постичь и познать в собственной сущности Всевышнего. Как сказал философ: «Вершина твоего познания — незнание». Поэтому во всей нашей святой Торе все имена и определения относятся только к Его провидению, а не к Самому Создателю. Все детали ашгахи относятся к определенным именам, в зависимости от аспекта ашгахи и действий, которые из него возникают. Так имя «Адон» (Г-сподь) указывает на Его господство, а имя «Элоким» указывает на то, что Он судья, который судит весь мир, однако и то, и другое относится к Его провидению, а не к собственной сущности. Ведь мы не можем уподобить Его никакому образу, следовательно, не можем называть и по имени 68. И в молитвах мы имеем в виду детали ашгахи, которые необходимы нам в то время и для того или иного действия, и благословляем их так, чтобы последняя из этих деталей получила то, что нужно от предшествующей, а та — от предшествующей ей, и так вплоть до источника всех источников и корня всех корней, Того, кто не имеет имени, — Эйн Соф 69, благословен Он. Это значит, что Он, бесконечный, неисчерпаемый и не познаваемый никем, кроме Него самого, исполнит нашу просьбу и позаботится о нас качествами добра и милосердия. (Благословения, которые мы произносим, содержат в себе явное и скрытое 70. Мы начинаем со слов: «Благословен Ты…», то есть обращаемся к открытым всем провидению и управлению Всевышнего, а завершаем сокрытым, то есть тем, что сама ашгаха будет благословленна из источника всех источников, сокрытого, безымянного и непостижимого — прим. автора.)
65 Пять органов речи отвечают за формирование звуков — губы, зубы, язык, нёбо и гортань.
66 Любое создание включает в себя четыре первоосновы всего с — щего — огонь, воздух, воду и прах.
67 В самом примере, то есть в объяснении, как благочестивый человек проявляет заботу о людях, находящихся с ним в разной степени близости, различные виды этой заботы не существуют постоянно, возникая только по необходимости. А качества провидения Всевышнего существуют постоянно, даже когда мы не видим их проявлений.
68 Настоящее имя вещи всегда соответствует образу ее сути. И тот, чья суть не может быть описана образом, не может иметь и имени.
69 Эйн Соф, то есть «бесконечный», − это не имя, а описание «от противного», через отрицание. Понятно, что такое описание не создает никакого образа и не затрагивает собственной сути описываемого.
70 То есть обращение к Всевышнему во втором и в третьем лице, что соответствует большей или меньшей степени открытия.
Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия.
Перевод р. Л.А. Саврасова.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.