Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Все детали Провидения Всевышнего − это силы разума, происходящие из единого источника всех источников

А теперь, на том же примере, на котором мы объяснили единство и общий источник ашгахи добра, пойми это для ашгахи суда. Тот же благочестивый и милосердный человек, когда видит чей-то неблаговидный поступок, порицает этого человека и наказывает его. Однако он не позволяет гневу и раздражению овладеть им, чтобы источником наказания не стала его жестокость. Ведь мы уверены, что этот человек очень добр, и даже порицания и наказания его исходят из источника добра и милосердия только для того, чтобы устрашились его гнева и из-за этого не вступали бы на дурной путь. Об этом говорит известная притча о справедливом судье в книге «Путеводитель заблудших». Ашгаха суда тоже делится на несколько аспектов, каждый из которых является корнем для другого, точно так же, как мы объясняли относительно качества доброты. Ведь и это тоже качество доброты, просто когда некто из народа совершает неблаговидный поступок, сердце правителя не жалеет его. И это качество коренное, когда он порицает своих детей, видя, что они идут неверным путем, ведь тогда оно ближе к источнику, так как по отношению к ним его сердце особенно милосердно. Таким образом, выходит, что корень суда и добра в ашгахе и управлении — едины и происходят от одного человека, из одного разума, в абсолютной простоте. Тем не менее, они делятся на множество деталей там, где возникают понятия «прародитель» и «порождение». Эта аллегория понятна, она говорит, что качества суда и доброты происходят из одного источника — источника добра и милосердия, а в аспектах они разделяются на множество деталей. Ведь бывает, что некто наказан легко, а иногда — строго, иногда еще строже, а иногда еще строже предыдущего. И бывает, что нам кажется, будто одно наказание приходит от великого гнева, а другое еще хуже — от пылающей ярости. Но на самом деле, все они восходят к одному корню — корню доброты, и в этом корне нет никакой противоположности качеств. Примером тому могут служить пять способов формирования звуков в пяти местах 65, тогда как в каждом из них присутствуют четыре основы 66. Таким же образом не может быть суда без милосердия и добра, так же, как не может быть добра и милосердия без суда. Все происходит согласно тому, что необходимо для управления, и здесь нет никакой борьбы между разными качествами, ибо все восходит к простому во всех отношениях, доброму разуму, как в нашей аллегории про судью.

А теперь объясним, что все детали ашгахи Всевышнего − это силы разума, происходящие из единого источника всех источников, подобно ветвям дерева и плодам, которые питаются посредством его корня. Таким же образом и детали ашгахи возникают из источника всех источников — Эйн Соф, благословен Он. Это и есть древо Каббалы. И все эти силы играют свои роли, ни одна сила не ограничивает другую, и ни один разум не стесняет другой, как в аллегории про благочестивого человека. Выходит, что каждая деталь постоянно отслеживается предшествующим ему частным аспектом, как объяснялось в аллегории, хотя в самом примере это не так — там каждая деталь возникает только в случае необходимости 67. И как нам известно от исследователей и мудрецов истинной Каббалы, мы не можем ничего постичь и познать в собственной сущности Всевышнего. Как сказал философ: «Вершина твоего познания — незнание». Поэтому во всей нашей святой Торе все имена и определения относятся только к Его провидению, а не к Самому Создателю. Все детали ашгахи относятся к определенным именам, в зависимости от аспекта ашгахи и действий, которые из него возникают. Так имя «Адон» (Г-сподь) указывает на Его господство, а имя «Элоким» указывает на то, что Он судья, который судит весь мир, однако и то, и другое относится к Его провидению, а не к собственной сущности. Ведь мы не можем уподобить Его никакому образу, следовательно, не можем называть и по имени 68. И в молитвах мы имеем в виду детали ашгахи, которые необходимы нам в то время и для того или иного действия, и благословляем их так, чтобы последняя из этих деталей получила то, что нужно от предшествующей, а та — от предшествующей ей, и так вплоть до источника всех источников и корня всех корней, Того, кто не имеет имени, — Эйн Соф 69, благословен Он. Это значит, что Он, бесконечный, неисчерпаемый и не познаваемый никем, кроме Него самого, исполнит нашу просьбу и позаботится о нас качествами добра и милосердия. (Благословения, которые мы произносим, содержат в себе явное и скрытое 70. Мы начинаем со слов: «Благословен Ты…», то есть обращаемся к открытым всем провидению и управлению Всевышнего, а завершаем сокрытым, то есть тем, что сама ашгаха будет благословленна из источника всех источников, сокрытого, безымянного и непостижимого — прим. автора.)


65 Пять органов речи отвечают за формирование звуков — губы, зубы, язык, нёбо и гортань.

66 Любое создание включает в себя четыре первоосновы всего с — щего — огонь, воздух, воду и прах.

67 В самом примере, то есть в объяснении, как благочестивый человек проявляет заботу о людях, находящихся с ним в разной степени близости, различные виды этой заботы не существуют постоянно, возникая только по необходимости. А качества провидения Всевышнего существуют постоянно, даже когда мы не видим их проявлений.

68 Настоящее имя вещи всегда соответствует образу ее сути. И тот, чья суть не может быть описана образом, не может иметь и имени.

69 Эйн Соф, то есть «бесконечный», − это не имя, а описание «от противного», через отрицание. Понятно, что такое описание не создает никакого образа и не затрагивает собственной сути описываемого.

70 То есть обращение к Всевышнему во втором и в третьем лице, что соответствует большей или меньшей степени открытия.

Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия.

Перевод р. Л.А. Саврасова.


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»