Из цикла «Врата святости», темы: Добрые дела, Богобоязненность, Рав Хаим Виталь, Рав Лейб Александр Саврасов, Небесный суд
О наставлениях, которые мы находим в словах мудрецов, благословенной памяти.
Вот они: «Пусть всегда человек убоится Неба…» («Элияhу Раба», конец 21 части), и наяву и втайне. Счастлив тот, кто посвятит все свои слова и пути Небу.
Пусть сердце и глаза твои всегда будут обращены к Создателю — тогда ты избежишь любого греха и преступления. Пусть всегда будет с тобой страх Его и трепет пред Ним, и в сердце, и в голове, и перед глазами твоими, и не отвращай глаз от этого ни на мгновение. Никогда не должны скрыться от глаз твоих день смерти, день похорон и день Великого суда, как будто ты видишь это, как будто ты уже стоишь в этом суде и уже судят тебя, чтобы в сердце твоё не проникло даже мысли о грехе. Ведь все органы твои будут свидетельствовать о тебе 136, а ты будешь вынужден держать ответ пред Царём царей, Святым, благословен Он. Каждый вечер говори: «Горе мне, завершился день, а я не сделал доброго дела мудрецу», — ведь ни одного из минувших дней уже не вернуть.
Сказали: «В час, когда человек покидает этот мир, ангел смерти спрашивает его: “Занимался Торой? Благотворительностью? С радостью принимал на себя царство Создателя утром и вечером?” — если это было у человека, то душа покидает его в поцелуе 137, а если нет…».
Второй суд 138 — это суд в могиле, и день похорон тяжелее, чем суд в Геhиноме. И даже безгрешные праведники судятся в этот день. Что может сделать человек для спасения от страданий в могиле? Он должен заниматься Торой, любить благотворительность, наставления и добрые дела. Пусть приводит мудрецов в свой дом, помогает им своим имуществом и сосредоточенно молится — тогда он избежит страданий в могиле и не увидит суда в Геhиноме.
Третий суд — это суд в Геhиноме. В час суда спрашивает у человека Святой, благословен Он: «Занимался ли ты Торой, делал ли добрые дела?», — и, если есть у него это, его освобождают от наказания в Геhиноме. Счастлив человек, который впряг себя, как бык в ярмо или как осёл в поклажу, и который каждый день постоянно сидит, читает и повторяет слова Торы — читает Тору, Пророков, Писания и повторяет законы и мидраши. А на того, кто старается больше сидеть и меньше заниматься делами [этого мира], снисходит Дух святости.
Сказал Аба Элияhу, доброй памяти («Элияhу Раба», глава 9): «Свидетель я, и со мной небо и земля, — у мужчины и у женщины, у еврея и у нееврея, у раба и у рабыни — по делам их снисходит на них Дух святости». Счастлив тот, кто помнит об этом всегда и удостоится восполнить в этом все дни жизни его, находясь в этом всегда; нужно только беречь себя, свои тело и органы от всех видов греха. И тогда человек удостоится всех почестей, хранимых для праведников, [почестей,] не имеющих ни размера, ни границ, и никакой глаз не может увидеть их, и никакое ухо не может услышать полной меры почестей, уготованных для праведных и благочестивых. Как сказано (Йешаяhу 64:3): «И никогда не понимали и не слышали, и око не видело, кроме [ока Самого] Всесильного, то, что Он сделает для ожидающих Его…».
136 Это значит, что человек ответит не только за поступки, но и за мысли.
137 Это означает лёгкую смерть, без боли и страданий.
138 Первый суд был в момент смерти.
Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия
Перевод р. Л.А. Саврасова.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Рав Реувен Пятигорский
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.