Из цикла «Врата святости», темы: Награда, Каббала, Заповеди, Рав Хаим Виталь, Рав Лейб Александр Саврасов
Врата третьи о награде за исполнение торы и заповедей.
Ради того, чтобы знал ты глубинную причину необходимости исполнения заповедей, согласно тому, что я открыл тебе в первой части, приведу тебе то, что сказано в книге Тикуним, тикун 18 (страница 32а) и тикун 70 (страница 130б). Я выберу только самые основные вещи и изложу их максимально кратко.
Любой пророк и любой человек — каждый восходит к некоему органу, из которого возникает корень его души, одни — из головы Царя, другие — из прядей волос, глаз, ушей, лица 139, носа, уст, шеи, рук, торса, бёдер, голеней, стоп, знака союза, мозга или сердца.
У каждого из этих органов есть известная сфира из десяти, и все они относятся к образу тела Царя. Есть люди, души которых из облачений Царя.
А все 613 заповедей Торы связаны с этими органами тела Царя. Есть заповеди, связанные с головой Царя, есть — с глазами… И у всякой заповеди, связанной с каждым органом, есть известное имя, а внутри него — Имя Сущего, — душа этого органа. А все органы называются нарицательными именами Имени Сущего, которое находится внутри каждого органа. У каждого из этих нарицательных имён есть власть над своим органом. А Святой, благословен Он, Имя Которого — Имя Сущего, властвует над всеми частями, подобно душе, управляющей всеми органами: «…Полна вся земля славой Его» 140.
И все заповеди, которые человек исполняет не ради получения награды, поднимаются к образу Царя в Ацилуте 141, а те, что человек исполняет ради получения награды, поднимаются к образу, называемому «юноша наверху». И с каждым органом образа Царя связано несколько ангелов, называемых «глаза Всевышнего», «уши Всевышнего», «руки Всевышнего», и все они исходят из тела Царя, как волосы исходят из головы. Каждый волос — это один ангел. А все 613 органов человека упорядочены согласно порядку Творения, поэтому и называют человека «малым миром». Каждой исполненной заповедью человек приводит к тому, что Святой, благословен Он, царствует над соответствующим органом его души. А из каждого органа души, называемой свечой, как написано (Мишлей 20:27): «Свеча Всевышнего — душа человека…», — [из каждого из органов,] которыми человек исполняет заповеди, также называемые свечами, как написано (Там же 6:23): «Потому что заповедь — свеча…», — он должен удалить все нечистые помыслы и рассуждения, которые суть клипа, приставшая к человеку, и приготовить чистое место, на которое сможет снизойти Всевышний. Ведь на всякий орган, которому нанесён ущерб преступлением, Святой, благословен Он, не может снизойти, как сказано (Ваикра 21:18): «Всякий человек, у которого есть ущерб, не принесёт [жертву]…». А всякий, кто нарушил некую заповедь, — как будто совершил преступление против образа Царя, и теперь он должен сжечь клипу, приставшую к тому органу, путём исполнения заповедей, связанных с тем органом. Он должен уничтожить клипу, называемую «квасное» и «хамец», с помощью «свечей», о которых сказано: «Заповедь — свеча» и «Свеча Всевышнего — душа человека», проверяя все закоулки своего тела. И тогда снизойдёт туда Святой, благословен Он, Он же — Имя Сущего, благословен Он, и Его нарицательные имена, соответствующие этому органу, и все воинства ангелов, относящиеся к этому органу, и будут они охранять этот орган от всякого зла и клипот нечистоты.
Есть заповеди, связанные… Все заповеди трепета и любви связаны с мозгом и сердцем. Все заповеди, относящиеся к хождению, связаны с ногами. Например, заповедь идти в Бейт Кнессет 142, на брит, на похороны или ради исполнения любой другой заповеди. А также заповеди, исполняемые стоя, такие как молитва «Амида».
Заповедь обрезания связана с «цадиком», который «лук (радуга) знака союза» 143. Молитва «Восемнадцать благословений», в которых человек кланяется и сгибает колени, связана с «цадиком восемнадцати миров» — «хозяином прямоты тела» 144, который с помощью Имени Всевышнего выпрямляет Шхину в молитве. Четыре выпрямления в молитве связаны с«позвоночным столбом» 145. Ручные тфиллин связаны с левой рукой.
Все заповеди, требующие действий, связаны с руками, например заповедь давать милостыню (цдаку) или наложение тфиллин правой рукой на левую. Кроме того, цдака связана со Святым, благословен Он: цади — 70 раз амен, далет — 4 кдуши, куф — 100 благословений, hей — 5 книг Торы каждый день 146, «… открывая, открой…» 147, «Давая, давай…» 148 и «Даря, дари…» 149 и десять видов подарков.
Цицит на плечах, наслаждение Субботой в еде и питье, жертвоприношения — как еда и питьё Святого, благословен Он, как сказано: «…Жертвы Мои — хлеб Мой…» 150, молитвы, которые также уподобляются жертвоприношениям, благословления Всевышнего во время еды, не раньше, чем человек молился, — все эти заповеди связаны с горлом.
Заповедь изучать Тору и учить других, молитвы, обращения ко Всевышнему, чтение «Шма» два раза в день, восхваления Его, песни и благодарности — всё это связано с устами. А трубление в шофар связано с духом, исходящим из уст, — этот дух создаёт голос. Все вынесения судебных решений также связаны с устами и ещё с глазами, как сказано (Санhедрин 6б): «Для судьи существует только то, что видят его глаза».
Жертвоприношения — как «…запах, приятный для Всевышнего» 151 — и благовония в hавдале связаны с носом. Чтение «Шма», слушание шофара и все заповеди, о которых сказано: «Если услышал ушами — исполнил» 152, — связаны с ушами. Тфиллин связаны с головой.
Также все заповеди связаны друг с другом 153.В Книге Зоhар, в главе Насо (124а), сказано: «Даже когда человек исполняет одну заповедь и не более, но делает это в трепете и любви ко Всевышнему, благодаря этой заповеди снисходят на него десять сфирот. Каждый, кто исполняет одну заповедь как следует, — как будто исполняет все 248 заповедей “делай”, ибо нет заповеди, которая не включала бы в себя все 248 заповедей “делай”».
[В чём] награда человека, за то что он принимает Царство Всевышнего на все свои органы? — Засчитывается ему это так, как будто он привёл Его на весь мир, ибо человек называется «малым миром» 154. И не дано [людям] право раскрывать истинную награду заповедей, чтобы не служил человек Всевышнему ради получения награды. Но посмотри — душа, которая подобна Господину, когда исполняет все свои заповеди, — она возносит вверх все воинства ангелов, связанных с этими заповедями, а все «исправления» тела Царя поднимаются вместе с ней, а когда она опускается — всё опускается вместе с ней. Она — та самая лестница, о которой сказано (Берешит 28:12): «…и вот, ангелы Всесильного поднимаются и опускаются по ней». И голос расходится по всем небесным высотам: «Воздайте славу образу Царя!»
Союз обрезания. Как удаляет человек с того органа оболочки и готовит место для снисхождения Шхины, так и душа его, когда поднимается вверх, Именем Всевышнего поднимается она, и удаляются от неё все оболочки и ангелы разрушений, не в силах приблизиться к ней.
И так же, как человек прикладывает старания к исполнению Торы и заповедей, называемых «светом свечи», так и, когда отправляется он в иной мир, — Всевышний идёт перед его душой, в виде «…столба облачного… и столба огненного…» 155, чтобы проложить и осветить ей дорогу. И так же, как человек соблюдает Субботу, отдыхает и наслаждается ею, идя навстречу Всевышнему, так и Он даст ему наверху место для отдохновения, в котором человек освободится от всего того, что утруждало его в этом мире.
Тому, кто соединяет Святого, благословен Он, с Его Шхиной, Святой, благословен Он, даёт пару в этом мире. А если человек приближает Шхину к Всевышнему, то и Всевышний приближает к нему его пару. А человеку, который делает Ему Храм, Святой благословен Он, даёт святой дом.
Человека, который строит сукку, Святой, благословен Он, защитит от всех ангелов-разрушителей и обвинителей, когда тот покинет этот мир.
Того, кто благословляет семь благословений чтения «Шма», освящает Всевышнего, говоря: «Кадош, кадош, кадош…» и провозглашает Его единство в «Шма», того благословит и Всевышний, и освятит его десятью шатрами в Саду Эден, и соединит его с его невестой.
Тому, кто устанавливает трон Всевышнего заповеданным облачением, венчает Его, [накладывая] тфиллин, и произносит «Шма», что возводит Его на трон, тому и Всевышний приготовит трон в будущем мире, увенчает царской короной, вознесёт [царём] над всеми ангелами и возведёт на трон. А как человек доставляет радость Всевышнему стихами, песнями, восхвалениями и выражением благодарности, так и, когда он поднимется туда, «животные», [несущие] колесницу, и полчища ангелов «хайот», «серафим» и «офаним» прострут перед ним крылья — дабы принять его с любовью и песнями.
Таким образом, нет уст, которые могли бы высказать 156 [всю] переходящую в этом мире из поколения в поколение награду, которую заслуживает тот, кто низводит Святого, благословен Он, на все свои органы. Ведь если один из органов окажется лишенным этого, человек будет вынужден из-за этого органа снова возвращаться в этот мир, до тех пор пока он не восполнится всеми своими органами до образа Всесильного; покуда же хотя бы один орган не восполнен, образ не завершен. В конце концов, насколько человек старается ради Святого, благословен Он, и Шхины Его, исполняя заповеди, — настолько же, «мера за меру», Святой, благословен Он, [«старается»] для него и его пары в этом мире.
139 Т.е. щёк.
140 Йешаяhу 6:3.
141 Ацилут — мир, находящийся выше объяснённых ранее миров Брия, Йецира и Осия; в отличие от них, этот мир не является «сотворённым», то есть отдельным от Создателя, ещё его называют миром Б-жественности.
142 Синагогу.
143 См. Берешит 9:13.
144 Имеется в виду то, что на языке науки называется «прямохождением», то есть вертикальным положением человеческого тела. У человека, в отличие от животного, структура тела вертикальна: голова — вверху, а остальные органы располагаются ниже, согласно порядку их важности.
145 В упомянутом выше образе Царя. Позвоночный столб — это аллегория. Имеется в виду основа, на которой держатся все органы тела и через которую они связаны с головой и управляются ею.
146 Автор перечисляет буквы, составляющие слово цдака, и их численные значения. А смысл этого намека в том, что праведный человек, согласно книге Зоhар, обязан каждый день 70 раз ответить «амен» на благословения, произнести четыре «кдуши» («кдуша» — некая часть общественной молитвы), произнести 100 благословений и учить пять книг Торы.
147 Дварим 15:8.
148 Там же 15:10.
149 Там же 15:14.
150 Бемидбар 28:2.
151 См. Шмот 29:18, Ваикра 1:9.
152 Тикуней Зоhар, 131б.
153 Подобно тому, как связаны между собой в единый образ все органы человеческого тела.
154 Высказывание раби Авраhама ибн Эзры (см. комментарий РаДаКа на Зхарья 12:1).
155 Шмот 13:21.
156 То есть исчерпать.
Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия.
Перевод р. Л.А. Саврасова.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»