Из цикла «Врата святости», темы: Гордыня, Смирение, Рав Хаим Виталь, Рав Лейб Александр Саврасов
А теперь, сын человеческий, прогони слепоту с глаз своих и увидь, что все наслаждения и блага этого мира — чепуха и пустые забавы. Чем ты можешь гордиться перед другими?! Высоким ростом? — Все созданы по образу Всевышнего, как и ты. Происхождением? — Все мы дети одного человека, все — сыны Авраhама, Ицхака и Яакова. Быть может, богатством? — Сколько людей пустых и никчёмных богаче тебя! И ещё — ведь «Всевышний делает бедным и богатым», и пусть богач не хвалится своим достоянием, ведь оно может быть «…богатством, которое берегут во зло хозяину» 121. Быть может, властью и почётом? — Сколько людей низменного происхождения правят в этом мире! Как сказано (Мишлей 30:22): «Под рабом (трясётся земля), когда он царствует…». И ещё: «Богатство и слава — от Него…» (Диврей hа-ямим I 29:12), и: «Он сбрасывает гордецов на землю» 122. Может быть мудростью? — Но сколько же великих мудрецов страдало и в этом мире, и в будущем, подобно Доэгу, Ахитофелю и Йероваму, и в Его руках «…лишить [дара] речи ораторов 123и понимание мудрецов забрать» (Иов 12:20). «…Да не похвалится мудрец мудростью своей…» (Ирмеяhу 9:22). Да и как ты можешь гордиться? Ведь в начале ты зародился в смрадной капле и через мочевой канал вошёл и вышел, стыд и позор ты в жизни своей, гниль и черви после смерти, «…прах ты, в прах и вернёшься» (Берешит 3:19), и как будто и не было тебя.
Как ты можешь гневаться на других и не гневаться на себя? — Ведь ты сам разрываешь свою душу злостью и служишь идолам своим гневом. И ты гневишь своего Создателя, Который в будущем взыщет с тебя. И как ты можешь быть нетерпимым из-за мелочей этого мира, если в конце ты умрёшь: «И дух вышел из него, и нет его, и даже места его не узнают 124» (Теhилим 103:16); «…и видевшие его скажут: “Где он?”» (Иов 20:7). Как ты можешь переживать о мире, который не твой 125, и не переживать из-за потери собственной души, в трепете и страхе перед тьмой, которая на неё опускается? Как человек может мечтать о накоплении золота и о строительстве роскошных домов, если «…он сойдёт в могилу…» 126 [площадью] локоть на локоть и высотой в локоть под землёй, с пустыми руками, оставив всё своё богатство другим. Зачем трудиться ради богатства, если всё зависит от судьбы, даже «свиток Торы в Храме» 127. Зачем же переживать о мире, который не твой, а ты в одно мгновение перейдёшь в другой и все твои труды окажутся прахом и напрасным расходом сил? Почему ты пренебрегаешь «Торой жизни» — жизни вечной — ради накопления богатств жизни временной, тем более что ты не можешь ни добавить, ни убавить от того, что отмерил тебе Всесильный, — будь то бедность или богатство, ведь только «Всевышний делает бедным или богатым…» (Шмуэль I 2:7). А ты потеряешь свой мир — мир вечный, не достигнув даже половины своих вожделений 128. Для чего тешить свою плоть и беречь кости, если завтра ты сойдёшь в прах, «…под тобой постелют гниль, а укроют [тебя] — черви» (Йешаяhу 14:11).
Как можно стремиться к власти и возвышению, если «… будущее человека — гниль» (Авот 4:4)? И ещё: «Одна власть не затрагивает другую, даже на толщину волоса 129» (Брахот 48б), ведь «…власть у Всевышнего…» (Теhилим 22:29) и «…в руках Его возвеличить и усилить любого» (Диврей hа-ямим I 29:12), и Он «…унижает и возвышает» (Шмуэль I 2:7). Как можно злословить о другом, который лучше тебя, если множество обвинителей «говорят о сделанном тобой зле и вспоминают твои грехи» (Зоhар Хадаш, часть 1, лист 229б) пред Тем, по Чьему слову возник мир 130? Зачем же ненавидеть врагов, если нет у тебя врага худшего, чем ты сам, — [ведь] ты причиняешь себе зло, истязаешь свою бессмертную душу и холишь тело — гниль и преходящий сгусток праха? И за что любить своего же [собственного] ненавистника — дурное начало в тебе, желающее тебе зла и ищущее твоей смерти: «Пока стрела не рассечёт печень его, как у птицы, стремящейся в силки, не зная, что они [расставлены] забрать её душу» (Мишлей 7:23)?
Как можешь ты стыдиться человека, рождённого женщиной, как и ты сам, заискивать перед ним и не стыдиться великого и грозного Царя, «…судящего всю землю…» (Берешит 18:25), «Полна вся земля славой Его» (Йешаяhу 6:3), «в руках Которого души всех живущих» (Йов 12:10), [и Который] «из обители Своей следит за всеми, живущими на земле» (Теhилим 33:14)? Как можно «тайно» грешить, если все твои дела и речи записываются в книгу и «…глаза Его [смотрят] на все пути человеческие…» (Иов 34:21), «…блуждают по всей земле 131» (Зхарья 4:10), считают все твои шаги, «…и всё это приведёт Всесильный в суд» (Коhэлет 11:9), «…всё сокрытое…» (Коhэлет 12:14)? Как можешь ты тратить своё время на преходящее, если время коротко? Когда позаботишься ты о вечном доме? — Ведь «…тот, кто не трудился в канун Субботы, не будет есть в Субботу» 132.
Взгляни, сколькие умерли в молодости, а сколько погибает в младенчестве или ещё не родившись! «…скошены будут, как глава колоса…» 133, потому что «человек не знает срока своего» (Коhэлет 9:12), «…когда он умрёт и исчезнет имя его» 134. Так как же можешь ты забыть о смерти, о суде после неё, о наказании в Геhиноме и о Великом судном дне? Как можно не думать об этом, когда нет ничего более неизбежного и нет человека, который бы избежал смерти? А к тому моменту врата раскаяния уже будут закрыты и не будет лекарства 135 от боли и грехов. Как можешь ты закрыть глаза на смерть, которая обвивает ноги твои, подобно змее, и каждую ночь ты как мёртвый лежишь в своей постели, для того чтобы помнить об истинной смерти? Смерть витает над глазами твоими, смежает твои веки и стережёт тебя во сне; [так неужели же] по пробуждении ты отвернёшься от неё и уставишься в обманчивые видения этого мира: имущество, наслаждения, власть, — не принадлежащие тебе, как и сам [наш] мир?
121 Коhэлет 5:12.
122 См. текст благословения, читаемого после «Шма», в утренней молитве.
123 Перевод этого слова сделан согласно объяснению «Мецудат Цион».
124 То есть даже следа не останется.
125 Сердиться из-за несправедливостей, происходящих в мире.
126 Иов 21:32.
127 Зоhар, часть 3, лист 134а; Тикуней Зоhар, 99б.
128 Человеку всегда хочется больше, чем у него есть, как минимум в два раза, то есть он никогда не достигает и половины своих желаний.
129 Это значит, что ни один из обладающих властью не может войти в пределы власти другого, — власть каждого определена свыше и не зависит от борьбы людей за неё.
130 Вспоминая чужое зло, человеку стоит бояться того, что и его зло вспомнят пред Всевышним, ведь Всевышний воздаёт каждому «мера за меру».
131 Глаза Всевышнего.
132 Авода Зара 3а.
133 Иов 24:24.
134 Теhилим 41:6.
135 Мудрецы называют Тору лекарством от дурного начала в человеке.
Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия
Перевод р. Л.А. Саврасова.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»