Из цикла «Врата святости», темы: Запреты, Заповеди, Еврейские качества, Самосовершенствование, Рав Хаим Виталь, Рав Лейб Александр Саврасов
Краткое объяснение ступени «благочестие» — дабы человек всегда держал это перед собой.
Здесь объясняются вещи, которые встречаются постоянно и в которых человек должен быть очень внимательным. Кроме того, эти вещи серьёзнее, чем остальные, согласно тому, что я выяснил из жемчужин прекрасных слов учителей наших, благословенной памяти, в Талмуде, в мидрашах, в трактате «Йират хет» 87, в отрывках из «Дерех эрец» 88 и Книге Зоhар.
В предшествующих вратах уже было объяснено, что существуют три ступени.
Первая — приобретение добрых качеств фундаментальной душой, с тем чтобы они стали её природой.
Вторая — защита разумной души от зла путём соблюдения 365 заповедей «не делай».
Третья — исполнение 248 заповедей «делай», называемая «делай добро».
Есть ещё одна, промежуточная, ступень, заключающаяся в приобретении [добрых] качеств, и эта ступень, смежная [со ступенью избегания зла, достигаемой путём исполнения] заповедей «не делай», [выведенная] при помощи асмахты 89, из [речей] пророков и из святых писаний.
А) Самые презренные и недопустимые качества, сильнее всего мешающие единению человека со Всевышним, — это: гордыня, гнев, нетерпимость, постоянное недовольство, ненависть, зависть, жажда наслаждений, стремление к власти и почёту и желание демонстрировать свои добрые дела другим. Их противоположность — это: полнейшее смирение, [когда человек приучает себя] не гневаться вообще, даже на домашних, не быть нетерпимым вообще, быть унижаемым и не унижать, радоваться — даже в трудные времена, любить всех — даже чужаков, не завидовать ничему, ибо «…дни наши подобны тени на земле» 90, ненавидеть и презирать все радости этого мира, довольствоваться хлебом с солью, не желать никаких сует этого мира, всеми силами избегать власти, ибо «власть хоронит держащих её» 91, не обнаруживать своей праведности, ибо это лишает награды в этом мире и приносит наказание Геhиномом.
Б) Запретные качества — это злоязычие и сплетни, унижение других прилюдно, «наделение» других дурными прозвищами и глумление, ложь, лесть, обман, пустые разговоры, позорящие ближнего рассказы, [стремление] возвыситься самому за счёт унижения других, [желание] сеять раздоры между родными, извлечение выгоды из оказания почёта Торе, разглядывание обнажённого тела.
В) Из заповедей «не делай» наиболее суровые — те, за которые следует наказание карет 92, смерть от руки Небес и смерть по решению суда, а самая тяжёлая среди них — осквернение Имени Всевышнего. И сказано (Бемидбар 32:22): «…и будьте чистыми перед Всевышним и перед Израилем…», — в частности это касается греха, связанного с нидой 93, и даже любой, [самой невинной,] близости с ней. Соблюдение Субботы во всех тонкостях — это важнейшая среди всех заповедей. Необходимо очищать мясо от мельчайших частиц крови и утробного жира. Необходимо избегать любого пустого семяизвержения, даже когда оно происходит против [твоей] воли. Запрещено любое использование святых Имён, а использующий их — да умрёт. А тот, кто позорит мудреца, называется эпикойрос 94. Здесь же и все виды предательств и доносов чужеземцам. Далее следуют строгие запреты 95, такие как клятва Именем Всевышнего, даже если она истинна, ложная клятва и все виды клятв вообще, а также все запреты, связанные с пищей.
Г) Среди заповедей «делай»: цицит, тфиллин, чтение «Шма» два раза в день. Заповедь почитать Субботу, обращая внимание на все тонкости. Заповедь обрезать сына. Добрые дела, посещение больных, гостеприимство и установление мира. Молитва «Восемнадцать благословений» в полном сосредоточении и с радостью. Искать оправдание тем, кого обвиняют. Честные деловые отношения. Благотворительность, скрытые подарки 96. А отведение постоянных часов для изучения Торы, как днём, так и ночью, ценится, как всё перечисленное вместе.
Д) Исполнение обычаев Торы. Сосредоточенное чтение «Шма» перед сном. Пробуждение после полуночи, для того чтобы горевать из-за [изгнания] Шхины и разрушения [Храма] и для занятия Торой. Постоянное представление пред собою Всевышнего — чтобы не согрешить. «На всех путях твоих знай Его…» 97 — постоянное единение душой со Всевышним, не прерывающееся ни на минуту.
87 «Боязнь греха» — трактат мудрецов, благословенной памяти; его упоминает Маhараш бен Алькабец hа-Леви в своей книге «Шореш Ишай».
88 «Путь земной» — трактат Вавилонского Талмуда (из барайты — «внешних»), посвящённый еврейской этике, нормам морали и правилам поведения.
89 Иногда мудрецы усматривают в определённом стихе Торы намёк на некую заповедь, выраженную в тексте лишь косвенным, неявным образом. В этом случае применяется асмахта — сообщение статуса заповеди из Торы закону, не следующему напрямую из рассматриваемого стиха, путём их сопряжения.
90 Диврей hа-ямим I 29:15.
91 См. Псахим 87б, Йома 86б.
92 Карет дословно значит «отсечение»; имеется в виду отсечение души от Источника.
93 Нида — женщина в период месячных, с ней запрещены не только собственно половые отношения, но все виды близости, так как: поцелуи, объятия и многое, что может к этому привести.
94 Эпикойрос — отрицающий основы; сказанное здесь приравнивает того, кто позорит мудреца, к отрицающему все заповеди: дарование Торы и т.п.
95 За которые тем не менее нет наказания карет или смертью.
96 Бедным.
97 Мишлей 3:6
Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия
Перевод р. Л.А. Саврасова.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»