Из цикла «Врата святости», темы: Заповеди, Молитва, Изучение Торы, Праведник, Рав Хаим Виталь, Рав Лейб Александр Саврасов
В них мы кратко соединим всё упомянутое в предшествующих вратах и объясним образ действий благочестивого человека во всех его занятиях и во все дни жизни — так, чтобы не оступиться ему.
А теперь сын мой, слушай всё, что я тебе заповедаю. Готовься к встрече с Б-гом Израиля: каждую ночь, отправляясь спать, помни, что сон — малая смерть, призванная напомнить тебе о большой, о настоящей. Просмотри всё, что сделал в этот день, и, если найдёшь у себя дурные поступки, исповедуйся, ибо таков обычай умирающих. Прими на себя ярмо царства небесного в произнесении «Шма» перед сном — так, чтобы вознести душу, говоря слово «Один», а затем отдай свой дух в руки Благословенного, произнося стих «И в руку Его отдам дух мой…» (Теhилим 31:6), как будто речь идёт о настоящей смерти, о которой сказано (Коhэлет 12:7): «…а дух вернётся к Всесильному…». Однако в малой смерти отдай его как залог 98, чтобы Он вернул его тебе утром новым, как если бы воскрешал мёртвого. И отходи ко сну в страхе и трепете, ведь дух твой возносится дать отчёт Создателю за все твои поступки, слова и мысли в этот день, поэтому не думай и не говори о пустом, пока не заснёшь в упомянутом страхе.
А когда пробудишься ото сна после полуночи, встань быстро, с расторопностью, лёгкий как орёл, омой руки по закону, дабы прогнать дурной дух из плоти твоей, благослови, восславь и возблагодари Его за верность Его — за то, что не оставил у Себя дух твой за множество твоих грехов и это не стало долгой, настоящей смертью, и за то, что возвратил души мёртвым — обновлёнными и укреплёнными. А чтобы не оказаться неблагодарным, сокрушайся об изгнании Шхины, силы Его, и о разрушении святыни Его, в то время когда Он сокрушается об этом в стражах 99. Ибо грехи твои и грехи отцов твоих обрушили их, и до сих пор они не поднялись, и, несмотря на это, [Всевышний как будто] не замечает твои дурные дела , послужившие причиной падения, — ты упал на своё ложе, а Он поднял тебя, как прежде, с большей силой. Более того, мы удостоимся утешения Циона — «…Возрадуются с ней все сокрушающиеся о ней» (Йешаяhу 66:10). А потом следует заняться изучением Устной Торы, если сможешь — то до рассвета, потому что этим ты приносишь ей (Шхине) изобилие и поддерживаешь её, когда она повержена.
А с восходом солнца беги навстречу ей в дом молитвы, (ибо она уже опередила тебя «слушать радость и молитву» 100 твою), — поднять её из унижения и вернуть в Цион, как прежде. А если не сможешь 101 — делай это один, ведь даже в своей неудаче 102 ты немного поможешь ей и поддержишь её, насколько тебе будет по силам. А в награду за это и она услышит твою молитву и исполнит твои просьбы наилучшим образом. Поэтому, сын мой, будь полностью сосредоточен и радостен, когда молишься, ради того, чтобы поднять её и сделать доброе Создателю твоему, а не ради своих потребностей. Ведь молитва существует для того, чтобы предстать перед Ним, как раб, которому нет жизни, кроме как от господина его. И если ты воззовёшь к Нему на самом деле, то и Он будет близок к тебе, как написано: «Близок Всевышний ко всем взывающим к Нему…» (Теhилим 145:18), «…ведь все сердца хочет Всевышний и все мысли понимает…» (Диврей hа-ямим I 28:9), «…и знает полагающихся на Него» 103, — если будешь искать Его, Он откроется тебе. Особенно, когда будешь исповедоваться Ему после молитвы или в благословении «Слышащий молитву», делай это, желая всем сердцем не повторить своих ошибок, ведь «…Он знает скрытое и открытое…» 104, «…видит почки и сердце… 105». Также и во время «падения лицом», произнося стих «Тебе, Всевышний, душу вознесу…» 106, всем сердцем будь готов отдать жизнь за Тору и заповеди, и если ты будешь искренен, то все грехи простятся тебе.
А после молитвы иди «…от свершения к свершению…» 107 и займись Торой ради неё самой, не променяй её ни на что, даже в безвыходной ситуации, и в награду за это ты увидишь Г-спода Всесильного в Ционе — врата небесной ешивы. Затем вкуси трапезу — хлеб с солью и немного воды, ибо праведник ест ради того, чтобы насытить себя для поддержания жизни, и даже это — ради небес, чтобы быть достаточно сильным для служения Всевышнему, как сказано: «На всех путях твоих 108 знай Его…» (Мишлей 3:6). И в трепете подходи к столу своему, уподобляемому жертвеннику, ибо ты ешь со стола Царя. А для того чтобы стол твой стал жертвенником, искупающим твои грехи через ограничение в еде, ослабляющее клипу, присутствующую в пище животной души, займись Торой, выучи какую-нибудь мишну или прочти псалом. Тогда объявят о тебе: «…вот стол, который перед Всевышним!» 109 — и влияние дурного начала на тебя ослабнет, а разумная душа усилится Торой, которая её питает также. А после того как твои тело и душа насытятся пищей, поддерживающей нас силой Торы, не будь неблагодарным, воруя у Всевышнего, и произнеси благословение за пропитание с особенной радостью, как получивший подарок. И вот что говорится в благословении «Возблагодарим Тебя»: «за Тору Твою, что Ты научил нас, <…>…и за пищу, которой Ты насыщаешь и поддерживаешь нас…». А в награду за это Он раскроет тебе хранилище Его блага и всегда будет питать тебя Своей щедрой рукой.
Затем подумай, не можешь ли ты исполнить какую-нибудь новую заповедь, чтобы восполнить 248 членов своей души, или же добавить к уже исполненной заповеди, дабы увеличить свою награду. Затем приступай к ремеслу своему и к торговле своей в полной честности, без обмана и жульничества, и трудись не ради богатства, но ради насущных нужд, и сделай так, чтобы Тора была твоим главным занятием, а ремесло — второстепенным, ибо «…умножающий — не добавит, а уменьшающий — не пострадает…» 110. И не принимай подарки и тому подобное, ибо «…ненавидящий подарки будет жить» 111, «Всевышний делает [человека] бедным и богатым…» 112, и только «…Он даст тебе силы достичь успеха…» 113. Поэтому «Возложи на Г-спода бремя твоё, и Он прокормит тебя…» 114. И пусть весь день страх Его будет перед тобой, чтобы не нарушить тебе какой-нибудь из запретов «не делай», а особенно — из того, что относится к дурным качествам, ибо они, подобно закваске, способны сделать кислым любое тесто материи; и особенно это относится к вещам, с которыми человек встречается часто, «топча их пяткой» 115.
98 На время.
99 «Стража» здесь — период ночи. Вся ночь, от начала и до конца, делится на три равных промежутка времени, называемых «стражами», полночь приходится на середину второй «стражи». Согласно Талмуду, в это время Всевышний сокрушается об изгнании Шхины и о разрушении Храма.
100 См. Млахим I 8:28.
101 Идти в дом молитвы.
102 Общественная молитва принимается с несоизмеримо большей благосклонностью, чем личная, поэтому, для того чтобы последняя была принята, необходимо намного большее сосредоточение, ввиду возможной «неудачи».
103 Нахум 1:7.
104 См. РаМБаМ, «Яд hа-хазака» (Законы исповеди, часть 1), также см. Дварим
29:28.
105 Ирмеяhу 20:12.
106 Теhилим 25:1.
107 Теhилим 84:8.
108 Это значит, что даже то, что человек имеет право делать ради себя, например есть, он должен делать ради Всевышнего, исполняя Его волю.
109 Йехезкель 41:22.
110 Шмот 16:18. Стих говорит о собиравших ман в пустыне: независимо от затраченных усилий каждый еврей собирал ровно столько, сколько ему было необходимо для пропитания.
111 Мишлей 15:27.
112 Шмуэль I 2:7.
113 Дварим 8:18.
114 Теhилим 55:23.
115 Это аллегория мудрецов (см. Авода Зара 18а); пятка — наименее чувствительная часть человеческого тела. Человек перестаёт обращать внимание на то, что стало для него рутиной, он как бы теряет чувствительность к привычным вещам и потому может случайно нарушить многое и даже не заметить этого..
Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия
Перевод р. Л.А. Саврасова.
Рав Исроэль-Меир Лау
Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
из «Книги нашего Наследия»
Рав Зеев Гринвальд
Слово «Ханука» подразумевает возобновление служения и жертвоприношений в Храме после его очищения
Рав Лейб Александр Саврасов,
из цикла «Духовный смысл Хануки»
Ханукальные свечи — это вам не костёр на Лаг ба-Омер!
Браха Губерман
Настоящее чудо жизни скрыто в самом процессе возвращения еврея к Торе и заповедям. Человеку, который оторван от еврейской традиции, часто приходится двигаться к ней в полной темноте. И вдруг из одного горячего желания узнать, кто ты и понять это, возникает зажженная свеча, и путь становится чуть-чуть яснее. Уже можно разглядеть далекий-далекий слабый свет перемен к лучшему и всей душой стремиться к нему.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Ханука — еврейский праздник зажигания свечей — символ физической победы Маккавеев над греками и окончательной духовной победы света над тьмой.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Кто зажигает Ханукию в своем доме поддерживает свет Иерусалимского Храма
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Чудо с маслом, которое произошло в Храме
Рав Арье Кацин
Первый день Хануки — наиболее радостный. Градус праздничной эйфории постепенно снижается. Почему же мы не уменьшаем количество свечей в ханукие, а увеличиваем?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Рав Бенцион Зильбер
Где, когда и почему зажигать ханукальные свечи?
Рав Элияу Тавгер
Праздник Ханука является одним из самых популярных и широко отмечаемых у евреев во всем мире. Не только религиозные, но и светские люди, далекие от заповедей, в дни Хануки едят пончики, крутят волчок и даже зажигают свечи. Тем не менее, каждый год, с приближением Хануки вновь появляется множество вопросов, связанных с этим праздником.