Из цикла «Уровень человека», темы: Грешник, Мировоззрение, Духовное развитие, Исправление качеств, Уровень человека, Саба из Навардока, Праведник
«Об этом сказали властители: пойдем в Хешбон[1]». Властители — это те, кто властвуют над своим дурным началом. «Пойдем в Хешбон» — давайте сделаем расчет того, что происходит в мире: сравним убытки от соблюдения заповеди с сопряженной с ее соблюдением наградой, и выигрыш от нарушения по сравнению с тем уроном, который оно наносит». (Бава батра 5)
Глава первая
Понаблюдав за тем, как люди делают в жизни разные подсчеты и расчеты, мы можем отметить интересный факт. В финансовых вопросах человек способен сделать безошибочный подсчет, отдавая себе отчет, что, только тщательно взвесив, оценив и подсчитав все детали сделки с начала и до конца (включая середину), он придет к правильному решению. В противном случае возрастает риск ошибки в ту или иную сторону. И что стоит добавить или не заметить «лишний» ноль в конце? Казалось бы, подумаешь — «ноль»! Число, которое по существу-то ничего не значит! Полный ноль! Но стоит добавить тот самый ноль к любому числу и вот уж исходное число возрастает десятикратно. И если случайно приписать лишний ноль в конце четырехзначного числа, такой подсчет приведет человека к огромнейшим убыткам. Все это — в области денег, финансов, торговли. Точный подсчет — залог успеха. Человек будет считать и пересчитывать, пока не убедится в отсутствии даже незначительной ошибки, и на его расчеты можно полагаться. Как бы то ни было, достичь точных, безошибочных результатов в подсчетах — вполне реально. И ради этого человек прилагает все свои усилия, поскольку осознает важность этих расчетов. Здесь, в этой области, все четко, ясно и логично.
Или возьмем для примера область медицины. Нормальный человек вполне способен правильно измерить у больного температуру. А ведь ошибка в подобных измерениях чревата серьезными осложнениями, поскольку зачастую диагноз и соответственно курс лечения зависят от температуры больного. По большому счету, вообще вся медицина построена на расчетах и точных мерах, и достичь верного результата в этих расчетах, как мы видим, под силу практически каждому.
Но как же тогда получается, что люди, способные произвести точный, безошибочный расчет в сложнейших вопросах, в вопросах самосовершенствования и достижения духовной цельности не могут оберечься от ошибки? Почему в этой области все расчеты искажены? И это притом, что в финансовых и медицинских вопросах риск носит временный характер — на кону «всего лишь» мимолетная жизнь в этом материальном мире, тогда как риск просчетов в вопросах духовного совершенствования сопряжен с вечной погибелью! Что же мешает человеку сделать ясный, четкий и логичный расчет в столь животрепещущих вопросах?
А ведь и здесь порой лишний ноль — лишенный всякого значения сам по себе — может привести к необратимым последствиям, если только найдет, куда присоединиться. И чем больше знаков перед нулем, тем просчеты страшнее. Как учат наши благословенной памяти мудрецы[2]: «Не объединяйся со злодеем даже ради выполнения заповеди».
Другими словами, злодей сам по себе подобен идолопоклоннику, и наносимый им духовный ущерб — минимален: все знают, с кем имеют дело, и остерегаются, сторонятся его. А теперь представьте себе того же злодея в тандеме с мудрецом Торы. Опасность такого тандема — огромна, поскольку дает людям повод увидеть и домыслить увиденное (а также — написанное и переданное «по традиции»), полагая, что присутствие мудреца Торы рядом с кем бы то ни было, свидетельствует о заслуженном доверии к данному лицу. Отсюда уже путь прямой для ловко расставленных ловушек лжи под покровом правды. И это — угроза для всего мира.
То же самое — в отношении человеческих достоинств и недостатков. Нечто абсолютно негативное, как ни парадоксально, не столь опасно: ну, съест человек кусочек чего-нибудь запрещенного, и что дальше? Максимум, захочет съесть еще кусочек. До духовной заразной болезни и опасности это его не доведет, поскольку все желания такого человека сосредоточены лишь в запрещенном кусочке, и дальше этого кусочка он ничего и не видит, и не желает видеть. Все его горизонты ограничены этим несчастным кусочком. И такой грех может привести к желанию грешить, но не к попытке систематизировать и даже идеализировать грех. Соответственно, ущерб такого греха лишь в области желания.
Абсолютное добро относится к человеку, который постоянно духовно растет, и вместе с ним, благодаря его духовному влиянию, постоянно духовно растет и весь мир.
Не таков человек, чьи достоинства перемешаны в одну большую кучу с недостатками, без четких границ между ними, когда определенные действия человека продиктованы его достоинствами, тогда как в другой области его поступки могут являться следствием его недостатков. И эта гремучая смесь создает новую субстанцию. Точно так же, как, смешивая черное и белое, мы получаем новый, отдельный, серый цвет. И эта новая субстанция — сплав недостатков с достоинствами — особо опасна.
Особая опасность заключается в том, что человек может попасть в жестокую ловушку, не различив запрета в его слиянии с тем, что вроде бы разрешено. Соединение недостатков с достоинствами подобно прибавлению ноля к цифре, когда ноль сам по себе лишен всякого значения, но, стоя рядом с другими цифрами, он умножает числа десятикратно. И фальшивый документ с приписанным нолем рискует привести к немалым денежным потерям.
Так и наши достоинства. К сожалению, очень часто они служат лишь проводником и прикрытием для наших недостатков. Тем не менее, в наших руках выбор: при помощи наших достоинств преуменьшить наши недостатки (используя их для критического анализа и исправления душевных качеств, руководствуясь Торой,) или поступить наоборот. В этом ключ к пониманию слов наших благословенной памяти мудрецов[3]: «Удостоился — стала (Тора) ему эликсиром жизни, не удостоился — стала ему смертельным ядом». Ибо достоинства лишь дадут легитимацию недостаткам и увеличат их масштабы.
Как мы находим в мидраше[4]: «И Корах, который был умным человеком, как допустил такую глупость? Его обманули его глаза: он увидел, что от него произойдет великая династия — Шмуэль, который будет равен по значимости Моше и Аарону…». Каким же образом обманули Кораха его глаза? Источником его заблуждения было осознание своих особых достоинств и преимуществ. Именно это привело его к бунту против Моше-рабейну. Пророчества, что от него несомненно произойдет пророк Шмуэль, ему показалось недостаточно. Он требовал его реализации здесь и сейчас, хотел сам стать пророком Шмуэлем, предвосхитить естественную хронологическую последовательность событий. И он был уверен, что, если хорошенько постараться в этом вопросе, то желаемое вполне достижимо.
Вот нам пример человека, обладавшего пророческим даром, способного предвидеть будущее, но ввиду наличия в его характере отрицательных черт, этот уникальный дар стал для него смертельным ядом. Зримое будущее съело его настоящее в то время, как сам Корах пытался приблизить это будущее к своему настоящему, предполагая, что полагающийся ему в будущем почет станет его уделом уже сейчас. Такова природа вещей: если достоинства не покрывают недостатки, то недостатки покрывают достоинства. Здесь нет ничьи: одна из сторон обязательно, хотя бы временно, выигрывает у другой.
И в таких недостатках скрыта двойная опасность. Во-первых, их воплощение не хорошо само по себе. Но, кроме того, опасно их влияние в сочетании с достоинствами, поскольку позволяет таким образом подводить под них «идеологическую базу». Так, человек не только оправдывает свои дурные склонности, но еще и выдает их за особые заслуги и достоинства, требуя за это уважения к своей персоне. Вдобавок он провозглашает свой путь единственно соответствующим Торе и жестоко осуждает всех, кто осмеливается с него свернуть.
О таких людях говорит Тора[5]: «И ты сойдешь с ума от того, что увидят твои глаза» — сойдешь с ума от своих собственных достоинств, ибо достоинства, связанные в одно целое с недостатками, приводят к гораздо более серьезным ущербам подобно приписанному нулю в фальшивке. Так, человек сходит с ума от своего восприятия, сочетающего его достоинства с недостатками.
Подобные заблуждения встречаются сплошь и рядом. Люди склонны без разбору хватать все, что всучивают им их недостатки, и не замечают, как это становится неотъемлемой частью их поступков, их поведения. Приписанным нулем. И все это происходит со стремительной быстротой, как у иллюзиониста, чье мастерство заключается в ловкости рук. Так и человек в спешке не видит реальности своих поступков и, живя по привычке, не задумывается над своим поведением, делает все, что придет ему в голову — и плохое, и хорошее, а все, что он делал уже не раз и не два, кажется ему вполне дозволенным.
На следующем этапе человек начинает прокладывать свой собственный путь, создает свою идеологию. И если вначале он мог просто ошибаться в своих расчетах, то на этой стадии ошибки уже превращаются в целую мировоззренческую систему, и он еще и других поучает на основе собственных заблуждений, поскольку вести за собой других по пути своих ошибок — очень свойственно людям.
И здесь человеческие расчеты отличаются от его расчетов во всех других областях. Измеряя температуру, человек различает не только ее минимум и максимум. Он может измерить каждый градус и каждую десятую градуса, осознавая их важность, поскольку не только для здоровья опасна не только экстремальная температура, но и та, что ей предшествует, и даже на несколько градусов. И любое, не только самое крайнее отклонение от нормальной температуры может свидетельствовать о наличии болезни в организме.
Но в том, что касается вопросов самосовершенствования, тут человек ориентируется только на крайности. Здесь для него существуют либо законченные грешники, либо совершенные праведники. Законченными грешниками он называет тех, кто ест некошерное и нарушает субботу, а праведниками — людей недосягаемой духовной высоты. Себя же он расценивает далеким от двух этих полюсов: до ступени праведника ему не добраться, но и до уровня законченного злодея ему тоже вроде бы далеко. И человек уверен, что так низко он уж точно не падет. Все же промежуточные ступени между уровнями злодея и праведника он вообще не принимает в расчет. Они для него как бы не существуют. А раз опасность стать законченным грешником и злодеем ему не грозит, он свой долг уже выполнил, какие же могут быть к нему претензии?
В основе подобных расчетов — неумение рассчитать «промежуточные градусы» между праведником и грешником. Потому что помимо личной трактовки человеком понятий «злодей» и «грешник», есть еще и мнение Торы по поводу грешника, считающего себя безгрешным. Как сказано: «А злодею сказал Всевышний: Зачем ты говоришь о Моих законах?» Можно говорить о законах Творца, обсуждать их, делиться ими и… оставаться злодеем, грешником.
В другом месте сказано: «злодеи полны раскаянием». И рав Исраэль Салантер, да будет память праведника благословенна, говорил: Эх, если б мы находились на этом уровне! А то ведь есть люди, полные раскаянием, и, тем не менее, наши благословенной памяти мудрецы называют их злодеями. За что? За то, что истина не служила им единственным ориентиром.
[1] Название столицы, завоеванной у царя-великана Ога. Одновременно означает «подсчет, анализ».
[2] Авот де раби Натан, гл. 9.
[3] Йома 72.
[4] Ялкут Шимони, недельный раздел Корах.
[5] Дварим 28.
С любезного разрешения главного раввина Литвы, р. Хаима Бурштейна
Читайте также: тема Духовное развитие человека
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Всякий, кто намеревается заниматься Торой и не работать, питаясь подаянием, оскверняет Имя Всевышнего, унижает Тору, гасит свет веры, причиняет зло себе и отбирает у себя жизнь мира грядущего