Из цикла «Пути мира и добра», темы: Обида, Страдания, Уважение, Ицхак Сильвер, Любовь к ближнему, Отношения между людьми
Почему говорится: «…и бойтесь Всевышнего»? Речь идет о том, что находится у нас в сердце. Соответственно, следует бояться Того, Кому видны все наши мысли, Кто знает, были ли у нас хорошие намерения по отношению к другому человеку или наоборот.
Запрет «обижать» нарушается, даже если человек ничего не сделал и ничего не сказал, например, если он показал другому кулак или оружие с целью напугать или унизить. Однако речь идет не только о неспособности человека защититься и отразить нападки. Главный критерий: что в данный момент ощущает человек, которому угрожают.
Однажды Хазон Иш увидел мальчика, который в Шабат взял в руки предмет, который запрещено передвигать в Шабат (причем не по всем мнениям). Отец мальчика, заметив это, начал очень сильно ругать его. Хазон Иш сказал по этому поводу: «Может быть, ребенок и нарушил запрет мудрецов, но его отец, вне всякого сомнения, нарушил запрет Торы».
8 октября — 7 апреля
Раби Элиэзер бен Оркенус был женат на сестре рабана Гамлиэля[1]. С того момента как мудрецы (и во главе их рабан Гамлиэль) после долгих алахических споров отлучили раби Элиезера от общины, она не давала мужу пасть ниц во время чтения скорбной молитвы «таханун». Однажды она вышла из дома, чтобы дать хлеб бедным, и когда вошла в дом, увидела, что раби Элиэзер склонился, произнося «таханун».
— Встань, — сказала она, — ты убил моего брата.
В этот момент объявили, что рабан Гамлиэль действительно умер.
— Как ты узнала об этом? — поразился раби Элиэзер, который вовсе не желал смерти рабана Гамлиэля; он лишь передал Всевышнему в своей молитве, в каком тяжелом положении находится…
— Так учил меня мой отец: «Все врата могут закрыться перед человеком, кроме врат “обиды”».
(То есть перед молитвой человека, которого обидели, не закрываются Небесные врата).
Если продавцу или ремесленнику объяснили, что разговоры о товаре не основываются на желании приобрести этот товар, запрет не нарушается. (Следовательно, если вы, зайдя в магазин, сообщили, что хотите проверить цены в нескольких магазинах, в этом нет нарушения.) Нет обязанности объясняться перед продавцом, если ваши вопросы и поведение сами указывают на истинную причину.
Есть мнение, что нельзя просто так расспрашивать об оплате за какие-либо услуги, если специалист предполагает, что вы действительно хотите сделать заказ или нанять его, а на самом деле вы не собираетесь это делать.
9 октября — 8 апреля
В калифорнийском университете проводились уроки Торы для желающих восстановить свою связь с иудаизмом и традицией предков. Михаэль начал приходить на эти уроки, и через некоторое время решил изменить свой образ жизни. Завершив учебу в университете, он отправился в одну из известных во всем мире ешив, и впоследствии сам начал обучать других.
Прошли годы. У Михаэля была дочь, и ему предложили для нее хорошую партию. Инициатором сватовства был его старый друг Янкель. В разговоре с Михаэлем он сказал: «Кто бы мог подумать, что из семьи неудачников и преступников выйдет такой праведный и порядочный человек! Кто бы мог подумать, что уста, которые поглощали некошерную пищу, теперь будут обучать других Торе?!»
Если эти слова не обидели Михаэля, а наоборот, подбодрили, старый друг поступил очень хорошо. Если же Янкель хотел унизить и обидеть Михаэля, его грех очень велик. Если он хотел похвалить своего друга, но тот воспринял все негативно, ему нужно попросить прощения и успокоить его.
Всевышний, ясно видящий сердца людей, знает, что Янкель имел в виду на самом деле.
Один из учеников раби Йехезкеля Абрамского после свадьбы переехал в другой город, далеко от своего учителя. И в течение многих лет так и не смог увидеться с ним. Но пришло время, и он все-таки отправился в путь. При встрече учитель спросил, как его дела, как поживают жена и дети. Ученик опустил голову: у него до сих пор не было детей. Когда рав Йехезкель понял, какую ошибку он допустил, он побледнел и на секунду потерял дар речи. Придя в себя, рав сказал: «Я обещаю тебе, что с этого дня я буду молиться за тебя три раза в день, чтобы Всевышний послал тебе потомство. А ты, пожалуйста, прости меня, за то, что я причинил тебе боль».
Подобные шутки запрещены и по отношению к обычным людям (например, когда звонят и сообщают, что человек выиграл большую сумму и т.п.), т.к. тем самым понапрасну тратят их время и причиняют им страдания.
Наступили летние каникулы. Хана играла со своими подружками на детской площадке. В это время туда пришла еще одна многодетная семья. Было видно, что они не живут в этом районе. Кто-то из них подошел и спросил у Ханы, где можно купить молочную смесь для малышей. Хана сразу вспомнила об одной старушке, которая не раз жаловалась родителям на шум во дворе и на ее поведение.
«Здесь у одной женщины есть гмах[2] для тех, кому нужна такая смесь», — сказала Хана. Затем она добавила, что женщина очень пожилая, боится грабителей и представителей налоговой службы, поэтому придется объяснить, кто вы на самом деле.
Люди направились к старушке, а Хана с подружками убежала домой, чтобы наблюдать за развитием событий. Девочки смотрели и покатывались со смеху: та семья пытались убедить соседку, что ей нечего бояться, и что им просто нужна молочная смесь, а та кричала, что ничего не знает, и что если ее не оставят в покое, она вызовет полицию.
Хана нарушила три заповеди: «не мсти», «возлюби ближнего» и запрет «онаа». Что касается подружек, то они должны были попытаться остановить Хану и, во всяком случае, не участвовать в подобном деянии.
Госпожа Соснова разговаривала с приятельницей на свадьбе своей племянницы. Неожиданно дорогой бокал, который она держала, выпал из ее рук и разбился. Многие из присутствующих сразу повернулись и посмотрели на нее. Она ловила эти взгляды, и ей было очень стыдно и неловко. Единственное, что ее утешило: сидящие за главным столом самые уважаемые жены раввинов даже не подняли глаз и продолжали заниматься своими делами.
На самом деле, женщины, которые сидели за главным столом, тоже слышали звон разбитого бокала, но решили, что лучше не смотреть в ту сторону.
Рут спросили об одной однокласснице в связи с предложенным той шидухом. Женщину интересовало, как она училась в школе и как себя вела. Вначале незнакомка спросила, какие у нее были оценки. Затем — на каком уровне были другие девушки, и какие оценки получала сама Рут.
Рут ответила: «Девушка, о которой вы говорите, получала в среднем отметку “80” и это выше, чем у ее подружек в классе, то есть выше среднего. Что касается меня, то…».
На последний вопрос Рут могла ответить по-разному.
а) Моя средняя оценка была «95». Ей разрешается сказать так, ведь это лишь ответ на вопрос.
б) Но если бы она, радуясь своему превосходству, сразу сказала: Эта девушка получала «80», а я почти всегда получала «95», она допустила бы большую ошибку: подняла свою значимость за счет подруги.
² ² ²
Виленский Гаон непрерывно учил Тору с самого детства.
Этот случай произошел, когда ему было всего четыре года. Его мать знала, что Тора очень влияет на человека и, как известно, делает его более утонченным, что иногда приводит и к физической слабости. Она все время следила за развитием Элияу и заметила, что он ест без особого аппетита и выглядит бледным. Мать попросила его временно оставить учебу и пойти поиграть с мальчиками во двор.
Маленький Элияу вышел во двор и увидел, что мальчики катались на самодельной качели, сделанной из круглого камня и положенной на него большой доски. Мальчику показалось это скучным. Он немного постоял и направился обратно домой. На пороге стояли родители и очень удивились, что их маленький сын так быстро вернулся.
На вопрос, почему он не хочет поиграть с мальчиками, тот ответил: «Я не могу сидеть на доске и смотреть, как мой друг опускается вниз, а я поднимаюсь вверх. Это не соответствует принципам Торы, в которой на первом месте стоит любовь к ближнему. Лучше я буду учить Тору и только подниматься вверх, так что при этом никто не опускается. Это будет для меня настоящей радостью».
Рав Рахуми учился у Рава в городе Мехоза. Домой он возвращался раз в год перед Йом-Кипуром. Однажды он задержался и не пришел в назначенный срок. Его жена сидела у входа в дом и долго ждала. В какой-то момент ей стало очень горько, и по щеке прокатилась слеза. В этот момент ее муж сидел на крыше одного дома и учился. Потолок обвалился, и рав Рахуми погиб.
² ² ²
Однажды раби Йоханан[3], посмотрев на рава Каану, подумал, что тот насмехается над ним. Ему стало очень обидно, и как только мысли облачились в чувства, произошла трагедия, и рав Каана умер.
На самом деле рав Каана вовсе не насмехался: просто у него была особая мимика лица. Из этого рассказа видно, что обида, вызванная некоей ошибкой воображения, тоже может привести к нехорошим последствиям, поэтому нужно стараться при общении избегать амбивалентных форм, содержащих в себе два противоположных значения.
² ² ²
Рав Хисда постился сорок дней из-за того, что рав Уна обиделся на него. В то же время сам рав Уна постился сорок дней из-за того, что в его сердце было некое подозрение по поводу рава Хисды.
² ² ²
Из Эрец Исраэль в Вавилон прибыл рав Дими и привез с собой плоды на продажу. Глава Вавилонской общины послал к нему рава Аду, чтобы тот проверил, насколько тот действительно мудрый человек. Если окажется, что он настоящий мудрец, то по закону его товары должны будут покупать в первую очередь. Из-за небольшой задержки, которую повлекла за собой эта встреча, все плоды испортились, и рав Дими пришел рассказать обо всем раву Йосефу. Тот выслушал и ответил: «Тот, Кто не задержался с отплатой царю Эдомскому, не задержится с выплатой и тем, кто обидел тебя». Прошло немного времени и все узнали, что рав Ада умер. После этого многие винили себя в случившемся.
В Пурим Авимелех бросил взрывпакет из окна. Он жил на восьмом этаже, и пока этот пакет летел вниз, госпожа Паденская успела выйти во двор. Услышав сильный взрыв, она испугалась настолько, что ее пришлось отправить в больницу в стрессовом состоянии.
Спустя годы Авимелех обратился к раввину с просьбой помочь ему исправить случившееся: сделать тшуву и установить, какую сумму он должен выплатить пострадавшей.
Если ученики не владеют материалом из-за его сложности, то учитель должен, набравшись терпения, повторять с ними материал, пока они не усвоят его хорошо. В случае, когда отец должен упрекнуть или сделать замечание сыну или другим домочадцам, он также должен постараться не обидеть их и не причинить страданий.
Ученики ешивы «Эц хаим» в возрасте тринадцати лет должны были пройти экзамен на знание Талмуда у знаменитого рава Исера Залмана Мельцера. Ученики подходили по очереди.
Один из учеников неправильно ответил на вопрос, и тогда рав Мельцер сказал: «Ты, наверное, имел в виду вот это…». Ученик покачал головой и повторил свою точку зрения, уточнив, как он понимает этот отрывок текста. Рав еще раз попытался помочь ему исправить положение, предложив еще один вариант прочтения отрывка, но мальчик стоял на своем. Так продолжалось в течение десяти минут. Неожиданно рав Мельцер извинился и сказал, что должен удалиться на некоторое время. Он вышел и стал прохаживаться по коридору, повторяя себе: «Заповедь уважать ближнего касается также и маленьких детей!» Через несколько минут он вернулся в класс и опять начал спокойно объяснять ученикам тот же отрывок текста.
² ² ²
В детстве Макс учился в талмуд-торе. Он до сих пор еще помнит наизусть несколько трактатов, несмотря на то, что оставил традиционный еврейский образ жизни и даже женился на нееврейке.
С чего же все началось? Однажды у одного из учеников пропали вещи, и учитель по какой-то причине заподозрил в краже именно Макса (тогда еще Мойше). Он обвинил его в краже на глазах у всех учеников. Мальчику было очень тяжело, но он был уверен, что родители смогут разобраться во всем и помочь ему. Однако случилось непредвиденное. Отец отнесся к подозрениям учителя серьезно и набросился на своего сына.
— Как ты мог позорить всю нашу семью! — кричал он. — Сейчас я тебе задам как следует, чтобы ты не смел делать такое еще раз!
Это было ударом для Мойше. Он плохо спал, потерял аппетит и не мог сосредоточиться во время уроков. Это привело к плохим оценкам, а впоследствии — и к потере всякого интереса к учебе. Самое страшное, что Мойше перестал уважать самого себя. Постепенно он познакомился с такими же ребятами, которые по тем или иным причинам чувствовали себя «неудачниками». Вместе с ними он начал гулять, бездельничать и делать глупости. Они ощущали себя отвергнутыми, что порождало в их сердцах ненависть к окружающим. Тем не менее, несмотря на новое «свободное» положение, они совершенно не чувствовали себя счастливыми.
Мойше перешел в другую школу (нерелигиозную), но и оттуда после нескольких проделок его пришлось выгнать. Он поменял имя и снял кипу.
Сегодня Макс уже взрослый и, конечно, несет ответственность за свои поступки. Но тень обвинения за многие проступки лежит не только на нем, но и на его учителе, поскольку именно из-за той обиды Мойше докатился до своего сегодняшнего положения.
Тот, кто обижает гера, вдову или сироту, нарушает сразу несколько запретов Торы.
Рав Йеошуа Лейб Дискин переоборудовал одну комнату, чтобы пользоваться ею в Песах. Это была вторая кухня, которая открывалась только в дни Песаха. Каждый год там ставили новую печь, хотя сам рав Йеошуа Лейб ел мацу только в первую пасхальную ночь. Пшеницу тоже брали не простую. Ученики приносили пшеницу, которую скосили специально для приготовления мацы. Мешок с этой пшеницей хранился у одного из его близких учеников уже с начала лета. Этот мешок был подвешен на крюке, вбитом в потолок выше человеческого роста. До него не могли добраться даже самые проворные мыши.
Перед наступлением праздника ученик приносил мешок с зерном, и после тщательной проверки его перебирали. Воду приносили за два дня до Песаха из источника Моца (под Иерусалимом), а мацу пекли только перед наступлением праздника (эрев Песах). За всем процессом приготовления мацы следил сам рав Йеошуа Лейб.
Однажды его близкий ученик заболел и умер. Теперь нужно было решить, кто будет отвечать за хранение зерна. Ученики пришли сами спросить об этом, но рав Дискин попросил оставить мешок в том же месте. «Неужели вдова будет следить за зерном лучше, чем мы»? — спросили ученики. «В следующем году мы решим, у кого будет храниться зерно, но пока пусть все останется у нее, — ответил учитель. — Если вы сейчас придете, чтобы забрать мешок, это будет еще одним горьким воспоминанием о ее потере. Все наши устрожения не стоят одного ее маленького вздоха!»
² ² ²
Духовный наставник ешивы в г. Радине спросил Хафец Хаима, что делать с учеником, обидевшим вдову, у которой часто обедал. (В те времена в ешивах не было столовых, а ученики питались в семьях местных жителей.) Женщина рассказала, что юноша вел себя нагло, и ее очень ранило его поведение.
Наверняка произошел какой-то конфликт, но Хафец Хаим не стал разбираться в этом. Он был шокирован произошедшим до такой степени, что велел юноше оставить ешиву и вернуться домой, несмотря на то, что этот ученик считался одним из лучших. Наставник не мог понять, что заставило великого еврейского мудреца поступить с мальчиком так резко. Когда он спросил об этом, рав ответил: Тот, кто грубит одинокой вдове, наверняка имеет хороший запас наглости и дурных качеств. А ведь мудрецы говорили: «Наглому человеку дорога в ад, а стыдливому — в рай». И все почему? Потому что стыдливый — даже если что-то натворил, еще есть надежда, что сделает тшуву, а наглый человек не сможет раскаяться!
Запрет угнетать других людей (ло тирдэ бо бэ-фарех)
27. Есть мнение, что запрещается подчинять себе ближних, поскольку сказано в Торе: «А среди ваших братьев, сыновей Израиля, пусть один не угнетает другого».
Если человек знает, что, попросив друга о даже маленькой и незначительной услуге, так обяжет его, что тот, и не желая выполнять просьбу, постесняется или побоится отказать ему, нельзя просить об этой услуге.
Когда человек просит своих домочадцев что-то сделать, даже выполнить заповедь, ему следует говорить мягко, чтобы его слова были восприняты.
[1] Рабби Элиэзер — один из самых известных мудрецов эпохи Мишны. Его учитель раббан Йоханан бен Заккай ценил его чуть ли не выше всех остальных мудрецов. Получил прозвище «великий рабби Элиэзер». Раббан Гамлиэль был следующим президентом Санхедрина после раббана Йоханана.
[2] Сокращение от «гмилут хасадим» — совершение бескорыстного добра. Этим словом принято называть частные фонды, где можно получить беспроцентную ссуду, одолжить срочно понадобившиеся предметы обихода или получить другие безвозмездные услуги. В телефонных книгах, ориентированных на регионы, населенные евреями, верными Торе, можно видеть целые страницы, заполненные данными таких гмахов — например, гмахи стульев, бутылок для младенца, лекарств и даже приют для заблудившихся детей.
[3] Рабби Йоханан — глава поколения в Земле Израиля в 3 в., составил Иерусалимский Талмуд. В дальнейших историях упомянуты другие мудрецы Талмуда.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.