Темы: Страдания, Наказание, Иов, Берл Набутовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом. Хочу задать вопрос об Иове. Почему Бог допустил Иову такие тяжёлые страдания, для какой цели? Или Бог взыскивал с Иова грехи в человеческий волос? Осветите этот вопрос как можно глубже. С уважением, Алексей
Уважаемый Алексей!
Прежде всего, если Вы действительно хотите понять что-то «как можно глубже», Вам нужно разобрать вопрос самостоятельно. Тем не менее, постараюсь ответить на Ваш вопрос настолько глубоко, насколько это позволяют мои знания и рамки этого форума. То, что я здесь пишу, — не единственный ответ на вопрос. Книга Кур лэ-Заhав перечисляет двенадцать причин, по которым Иова постигли несчастья. Я попытаюсь проанализировать лишь несколько из них и составить последовательную картину того, что произошло.
В трактате Сойта (11а) рассказывается: когда Фараон хотел решить «еврейский вопрос», он созвал на совет самых крупных мудрецов, гигантов духа того поколения. В совете участвовали Билам, Йисро и Иов. Билам активно советовал Фараону, как лучше всего замучить евреев, Йисро сбежал, услышав про планы Фараона, а Иов просто промолчал. Талмуд рассказывает нам, что произошло с каждым из них в дальнейшем. Билама зарубили как собаку (Бамидбар 31:8), на долю Иова выпали страшные мучения, а потомки Йисро удостоились сидеть в верховном Бейс-Дине (раввинском суде) в Храме.
Как всегда, Талмуд приводит историю не просто так. Мне кажется, на примере этих троих видно, что человек может сделать с возможностями, которые ему дает Вс-вышний. Все трое обладали огромным духовным потенциалом. Билам, наверное, самый великий из троих, был пророком на уровне Мойше. Однако он решил использовать этот потенциал только для зла, и, в конце концов, был убит в этом мире и лишился доли в будущем мире (трактат Санhедрин 90а).
Йисро, который испробовал все виды идолопоклонства, существовавшие в его время, в конце концов, нашел истину, пожертвовав при этом своим высоким общественным положением. Он принял гиюр и присоединился к еврейскому народу.
Об Иове сказано, что он был праведником, но, судя по его поведению, он «застрял». Находясь на определённом духовном уровне, он не пытался продолжать движение вперед.
В начале книги Иова сказано, что дети Иова каждый день устраивали большой приём и каждое утро Иов приносил жертву ола. В книге Зоhар (2 часть 34а и 181 б) написано, что в этом была из причин его страданий. В чём же дело? В чём виноват Иов?
Дело в том, что жертвоприношение ола, которое сжигается полностью, означает отделение физического от духовного. Вместо того чтобы принести шломим и участвовать в мясной трапезе (что является частью жертвоприношения), то есть внести духовность и в физические аспекты своего существования, Иов предпочитал наслаждаться своим необычайным богатством и «откупаться» постоянными жертвами от возможных неприятностей.
Написано также, что Иов пытался сравняться с Авраамом и тоже принимал гостей. Однако, в отличие от Авраама, он не искал специально нуждающихся в гостеприимстве. Он был готов принять любого, кто сам придет к нему.
И вновь: возникает образ человека, который достиг очень многого, почувствовал, что удовлетворён достигнутым, и остановился.
Вс-вышний не хотел, чтобы Иов останавливался. Страдания были нужны, чтобы помочь Иову полностью реализовать свой огромный потенциал.
Вы спрашиваете, почему Вс-вышний «взыскивал с Иова грехи в человеческий волос». В последнее время было задано еще несколько вопросов связанных с «грехами великих». На все эти вопросы есть один и тот же ответ: на самом деле Реувен, Довид, Шломо, дети первосвященника Эли и дети пророка Шмуэля не совершали тех страшных грехов, которые им принято приписывать. Просто ошибки, которые они на самом деле совершили, засчитываются им как тяжёлые грехи (трактат Шабес 55б). Тут напрашивается следующий вопрос: почему то, что в обычном случае считается просто ошибкой, по отношению к этим людям рассматривается как тяжкий грех?
Отвечая на этот вопрос, Рав Хаим из Воложина привёл очень простой пример. На службе у Царя было трое: дворник, дворецкий и министр. Дворник намусорил возле дворца, дворецкий в самом дворце, а министр испачкал царский трон. Неужели царь накажет всех этих людей одинаково? Чем выше человек поднимается, будь то продвижение в карьере, профессии, общественном положении или в духовной сфере, тем большая ответственность на нём лежит. Кроме того, чтобы добиться многого, нужно много претерпеть. Это проявляется и на вполне обыденном уровне. Как тяжело надо работать, чтобы стать, скажем, хорошим хирургом!
Необходимо добавить, что страдания посылаются не только в качестве наказания. Страдания Иова были нужны для того, чтобы ослабить его связь с материальным и таким образом дать ему возможность ещё больше приблизиться к духовному. Кроме того, Иов, который сравнивал себя с Авраамом, теперь получил возможность выдержать испытания и «доказать себя» на деле, как Авраам, выдержавший десять тяжелейших испытаний.
По мнению средневекового мудреца Авраама Ибн-Эзры, Иов получил пророческий дар только благодаря страданиям, которые выпали на его долю.
С уважение, Берл Набутовский
Читайте: Страдание и радость
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Почему народ Израиля испытывает в этом мире больше бед и страданий, чем другие народы?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Страдания Йова
Рав Овадья Климовский
Я понимаю, что изучение Торы на первом месте, но может быть еще что то?
«Оцарот»
История о том, как Всевышний подверг испытаниям еврея, вернувшегося к традициям отцов.
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...
Рав Реувен Куклин
За что и почему?
Рав Натан Агрес
«Оцарот»
История должника-неудачника. Как Шимон покупал недвижимость за наличные.
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Для праведников существует много путей искупления
Рав Ицхак Сильвер,
из цикла «Пути мира и добра»
Тора запрещает причинять боль и страдания словами и поступками. Этот запрет распространяется не только на слова, но и на мимику.
Рав Берл Набутовский
Я верю в Б-га, хотя и не понимаю Его...
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Противоположность «Будущему миру» — «Геином» — или, по-русски, Ад . Место, где души грешников в страшных мучениях очищаются от дурного, совершенного в жизни, после смерти. Рамбан на основе устной традиции подробно описывает само понятие «Геином» и его связь с нашим физическим миром.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его