Из цикла «Пути мира и добра», темы: Кадиш, Заповеди, Уважение, Почитание родителей, Помощь
Обязанность уважать и почитать родителей — основа еврейской традиции. Одно из Десяти Речений, данных Всевышним на горе Синай и написанных на скрижалях Завета, было именно об этом.
Первые пять Речений посвящены отношениям между человеком и Творцом, и предписание уважать отца и мать входит в их число. Тот, кто уважает своих родителей, уважает и Творца. Издревле считается, что настоящее благо и долголетие приходят туда, где уважительно относятся к своим родителям и старикам.
1. Написано в Торе: «Уважай отца и мать, и продлятся дни твоей жизни на земле, которую Господь Бог дает тебе» («Шмот», 20:12) и еще «Бойтесь (на иврите используется слово йира, то есть “трепет”) матери и отца» («Ваикра», 19:3). Тора учит нас, что к родителям следует относиться с таким же уважением и почетом, как относятся к царям и правителям. Находясь рядом с царем, человек испытывает страх и трепет перед его величием: ведь от царя зависит его жизнь и жизнь всего народа. Исполняя заповедь «уважай отца и мать», человек открывает для себя особое понимание связи с Создателем, которого тоже называют «Отцом и Царем вселенной».
2. Тора обязывает человека уважать родителей и помогать им не только по причине того, что они привели его в этот мир, но и потому, что каждый человек обязан не забывать о добре, которое ему сделали. Поэтому помощь родителям также рассматривается как возвращение долга.
Это повеление относится к классу заповедей, смысл которых может постичь человеческий разум. Это одна из заповедей, которая особо выделена и у других народов, как основа и фундамент их культуры и правильных общественных отношений. Известно также, что и у других народов принято вставать перед старцем или родителями.
Талмуд засвидетельствовал случай с неевреем по имени Дама бен Натина, показав тем самым, в какой степени уважение к родителям было распространено и среди других народов. Еврейские мудрецы пришли к Даме бен Натине, чтобы купить у него драгоценный камень для нагрудника первосвященника. Ключ от хранилища драгоценностей находился под подушкой у отца бен Натины, который в тот момент спал. Сын не был готов разбудить своего отца, чтобы вытащить ключ, даже за мешок золота, который предлагали мудрецы.
3. Так как эта заповедь относится к классу «поддающиеся постижению разумом», не установлено никакого благословения при ее исполнении. Тем не менее, необходимо исполнять ее как всякую другую заповедь Всевышнего, ведь в действительности в каждой заповеди заложен тонкий разум и свет Творца, не поддающийся никакому анализу и сравнению. Лучше всего, когда к выполнению любой заповеди человека подталкивает любовь к Богу и чистая вера.
4. Эта заповедь не ограничена временем, и в ней нет каких-либо количественных ограничений. Поэтому каждый, кто старается сделать максимум, для того чтобы помочь родителям и порадовать их, получает за это большую награду и в этом, и в будущем мире.
***
Однажды сыновья праведного раввина Ицхака Соловейчика находились у него дома и рассказывали что-то веселое, с целью развлечь всех присутствующих. Когда вошел отец, все улыбки неожиданно исчезли, и присутствующие встали с трепетом в глазах. Отец заметил, насколько все резко изменилось, и шутливо сказал: «Когда приходит Ав — уменьшается радость и веселье» (игра слов: «Ав» — на иврите «отец», а также — название 5-го месяца, который ассоциируется у евреев с трауром в связи с разрушением Храма.)
3 февраля — 3 августа
5. Бейт-дин не применяет особых мер к тем, кто не относится с уважением к своим родителям. Но если дети обижают или унижают родителей, вмешательство бейт-дина здесь необходимо. Иногда в таких случаях непослушный подросток получает телесное наказание (так было во времена Храма).
6. Особенность этой заповеди раскрывается через сопоставление различных стихов Торы. Говоря о Всевышнем и о родителях, Тора употребляет одинаковые формы выражений. Например, когда речь идет о йира (трепете) или проклятии. Проклинающий Всевышнего или своих родителей получает очень строгое наказание, как написано: «Проклинающий отца и мать свою предан будет смерти».
7. Талмуд говорит, что в сотворении человека участвуют трое: отец, мать и сам Творец. С момента зачатия родители и Творец рассматриваются как единое целое (если говорить о развитии ребенка), поэтому оскорбляя и обижая своих родителей, дети лишаются Шехины — особого Божественного Присутствия.
8. Тот, кто обижает и позорит своих родителей даже не напрямую, а намеком или за спиной, — считается арур (проклятым).
9. Даже если родители поступили неправильно и, тем самым, причинили своим детям неудобства или ущерб, детям все равно запрещается относиться к ним с пренебрежением и, тем более, оскорблять.
10. Если дети прокляли своих родителей даже после смерти родителей, по мнению мудрецов, они достойны строгого наказания.
11. Запрещено поднимать руку на отца или мать. Тот, кто нанес своим родителям телесные повреждения при свидетелях и не обращал внимания на предупреждение, должен быть строго наказан (к сожалению, сегодня у евреев нет суда с такими полномочиями).
12. Если есть особое место, где стоит или сидит отец, беседуя со своими друзьями или во время учебы, сыну запрещено занимать это место, даже если отца дома нет. То же касается места, где отец постоянно молится или трапезничает. При этом сам отец может разрешить сыну сидеть на одном из этих мест.
13. Нельзя спорить с отцом, говорить «ты неправ» или «ты прав», или при обсуждении какой-то проблемы говорить в присутствии других людей: «То, что предлагает отец, кажется мне неправильным (или правильным) решением». Ведь тем самым человек показывает, что он может судить своего отца как равный. Неважно при этом, о чем идет разговор: о Торе или о повседневных заботах. Если же в момент обсуждения отца не было рядом, то разрешается соглашаться с его словами.
14. Когда отец и сын учатся вместе, сыну разрешается приводить варианты ответа, противоречащие версии, выдвинутой отцом: ведь сейчас они вместе пытаются найти истинный ответ и постичь мудрость Торы. Если отец сам спрашивает мнение сына, тому разрешается высказаться, даже если его слова противоречат взглядам отца; но только если сын знает, что это не рассердит отца.
4 февраля — 4 августа
15. Детям не следует вмешиваться в разговоры родителей, а также пытаться ответить первыми на вопрос, опередив отца или мать.
***
Отец и сын ехали в машине отца. Неожиданно мотор заглох, и они вышли, чтобы проверить, что произошло. Отец открыл крышку и начал выкручивать одну из деталей двигателя.
Даже если сын видит, что действия отца при осмотре машины могут привести к поломке, а он уже понял, что необходимо исправить, нужно попытаться объяснить свою точку зрения спокойно, не намекая на некомпетентность отца в подобных вопросах.
16. Если отец упрекает сына и обвиняет его в чем-то, даже если это происходит вследствие ошибочного представления о случившемся, сыну нельзя оправдываться перед отцом, опровергая все, что тот говорит. Ему необходимо рассказать о том, что произошло, не обращая внимания на саму форму обвинения и упрека.
17. Сын не должен называть своих родителей по имени, даже в их отсутствии и после их смерти. В присутствии родителей к ним обращаются: «Отец/мать, папа/мама, а когда их нет, многие говорят: “Отец, мой учитель/мать, моя учительница”. То же касается и переписки».
18. Нельзя также называть по имени и других людей с таким же именем, как у его родителей, чтобы родители не подумали, что обращаются к ним. Есть мнение, что это не касается распространенных имен, и если рядом нет родителей, тоже никакого запрета нет.
19. Для того чтобы показать, в какой степени следует проявлять терпение при исполнении этой заповеди, мудрецы приводят следующий пример.
Сын сидел во главе стола в красивой новой одежде. В зале находилось много людей, и среди них множество важных персон. Это был особый вечер, на котором сыну предстояло выступить или заключить какую-то сделку. Неожиданно вошел его отец (или мать), ударил его и порвал одежду. Отец начал упрекать его и под конец плюнул ему в лицо.
Сыну в такой ситуации нужно смолчать и сохранять внутренний трепет перед отцом. Но разрешается попытаться предотвратить конфликт через третье лицо, если при этом отец не будет оскорблен.
То же касается ситуации, когда, например, отец взял у сына кошелек с деньгами и на его глазах выбросил в море. Однако при этом сын всегда может попытаться вернуть свои деньги через бейт-дин (еврейский суд), поскольку это не противоречит заповеди «уважать отца и мать».
Если же родители пытаются лишь оградить сына от дополнительного заработка, например, для того, чтобы сохранить его здоровье, бороться с ними даже через третье лицо не разрешается, так как это не связано с убытками или ущербом.
5 февраля — 5 августа
20. Когда отец еще спал, сыну передали срочное сообщение, в котором говорилось о большой и выгодной сделке для его отца. Указывалось также, что ответить нужно в течение получаса.
Если сын знает, что отец будет рад узнать о случившемся и расстроится, что его не разбудили, разрешается будить его. Это даже будет заповедью.
21. Уважение к отцу и матери должно проявляться не только в словах, но и в действиях. По возможности и по необходимости дети должны помогать родителям. Это касается всего, в чем родители испытывают нужду, например, кормить, помогать одеться, выйти на прогулку и т.п.
Помощь родителям может быть оказана и через третье лицо (по просьбе детей), но лучше всего, если дети это сделают сами.
Помощь родителям необходимо оказывать с радостью и доброжелательностью, при этом нельзя показывать свое неудовольствие. Хорошее отношение во многих случаях гораздо важнее для родителей, чем самые дорогие угощения.
22. Если у родителей достаточно средств, чтобы прокормить себя, дети не обязаны тратить свои деньги на различную помощь родителям — ее можно оказывать на родительские средства. Но если денег нет, а у сына больше, чем требуется для обеспечения его семьи, он обязан воспользоваться остатком, чтобы помочь отцу и матери. В былые времена по приказу суда применялись особые меры к сыну, который не хотел помогать своим родителям.
23. Сын, у которого недостаточно средств, и ему с трудом хватает на свою семью, не обязан выходить на сбор милостыни для того, чтобы исполнить заповедь «уважать отца и мать». Однако при этом он не освобождается от той помощи, которую может оказать лично (приготовить еду, выйти на прогулку и т.п.).
24. Если сын видит, что на сегодня он уже обеспечен всем необходимым, следует воспользоваться остатком и отправиться к нуждающимся в помощи родителям. Есть особые случаи, когда правило может меняться, например, если остаток необходим для будущих затрат, поэтому необходимо посоветоваться с компетентным раввином.
6 февраля — 6 августа
25. В законах приводится мнение, что обязанность помогать бедным родителям из средств сына касается только денег цдаки, то есть тех денег, которые сын и так обязан отдавать бедным: поскольку в данном случае родители также отвечают критериям неимущих, сын может потратить на них деньги цдаки. Однако мудрецы уже в давние времена говорили: «Тот, кто имеет достаточно средств, но при этом кормит своих родителей из денег цдаки, достоин проклятия».
26. Если в семье есть несколько детей (сыновей, живущих в достатке), каждый должен помочь своим родителям в меру своих возможностей. Поэтому богатый сын не должен смотреть на то, сколько денег выделил его менее обеспеченный брат. Ему нужно выделить большую сумму.
27. Даже если родители хотят отказаться от помощи детей (например, чтобы не отягощать их жизнь) и намереваются начать получать помощь от одной из благотворительных организаций, они не всегда вправе так поступить, поскольку в первую очередь обязанность помочь им все равно лежит на детях.
Боаз пережил много трудностей в своей жизни. Его детство прошло в бедности и голоде. Когда он вырос и начал работать, судьба улыбнулась ему, но родители до сих пор продолжали влачить жалкое существование. Удачливому сыну удалось открыть доходный бизнес, который принес ему крупное состояние, в конце концов, он даже открыл собственный благотворительный фонд, услугами которого пользуются многие малоимущие семьи. В любом случае помощь бедным родителям должна оставаться для него приоритетом.
28. Если известно, что вам не откажут в просьбе, помня хорошие дела отца, лучше попросить сделать это ради отца, даже если вы могли бы получить данную услугу и без этого. В этом тоже проявляется уважение к родителям. Но в месте, где у отца были недоброжелатели, лучше не упоминать о нем.
В одном из городов освободилось место главного раввина, и нужно было найти подходящую кандидатуру. К раби Хаиму Озеру Гродзенскому приехал молодой человек и стал уговаривать принять на эту должность его отца, которого считал достаточно опытным и грамотным человеком. По мнению раби Хаима, это была не самая подходящая кандидатура, и все старания сына были напрасны. Но молодой человек продолжал настаивать на своем и начал вести себя нагло, употребляя не самые приятные слова и выражения. Раби Хаим все время молчал, а когда его тон уже стал невыносим, он вышел в другую комнату. Приближенные раби Хаима спросили, почему он так терпимо выслушивает нервного гостя. Учитель ответил: «Он старается ради своего отца, и я не могу осмелиться ответить ему или пожаловаться на него».
7 февраля — 7 августа
29. По традиции, произнося благословения на пищу (после трапезы), принято благословлять своих родителей.
30. Когда отец или мать входят в дом, нужно встать в полный рост. По одному из мнений, если они увидели друг друга, но родители находятся в другом помещении, нет (еще) обязанности вставать перед ними.
31. Сын не обязан вставать каждый раз, а только при первой встрече, приветствуя родителей и прощаясь с ними (в тот день). Если же рядом находится человек, не видевший первую встречу с родителями, тоже необходимо встать. Если дети живут вместе с родителями, то вставать необходимо также, когда родители возвращаются с работы или учебы и т.п.
Сесть он может сразу после того, как они заняли свои места, или скрылись из вида.
32. Есть мнение, что сын обязан встать уже с момента, когда услышал их шаги, подобно тому, как принято вставать перед свитком Торы.
Обязанность встать перед родителями относится не только к сыну, но и к дочери.
34. Если отец учится вместе с сыном и считает себя его учеником, они оба обязаны вставать при встрече (сын встает при виде отца, а отец встает при виде сына). Однако, при желании, они могут попросить друг друга не вставать при встрече. Если же сын стал известным мудрецом Торы, а местные жители не знакомы с его родителями, он не может позволить отцу не вставать перед ним, ведь это может выглядеть как неуважение к Торе и ее мудрецам. В таком случае некоторые советуют избегать встречи в людном месте. Именно по этой причине знаменитый Маарам из Ротенбурга долгое время не мог встречаться со своим отцом в людном месте.
35. Если родители сами проявляют желание всячески помогать детям (например, по дому), тем разрешается принять это, поскольку выполняя желание родителей, они, тем самым, оказывают им уважение. Но если отец посвятил себя изучению Торы, это запрещается. В таком случае нужно поблагодарить его за предложение и попросить не настаивать на этом впредь.
8 февраля — 8 августа
36. Сын может попросить родителей принести какую-то вещь или послать с поручением, но этим не стоит злоупотреблять. Все, что он может сделать сам или через третье лицо, не стоит просить у родителей. Но если он сообщает им о своих нуждах или проблемах, в этом нет никакого нарушения, тем более что очень часто сами родители заинтересованы узнать об этом первыми и рады выполнить просьбы детей.
Шмуэль учился допоздна, и его мать очень часто засыпала в кресле в ожидании своего любимого сына. Как только открывалась дверь, она сразу бежала на кухню и подавала сыну заранее приготовленный ужин. Шмуэлю было не по себе от самой мысли о том, что его мать после тяжелого дня, вместо того чтобы идти спать, ждет его, готовит и накрывает на стол. Он обратился с вопросом к своему учителю. Тот, узнав все в деталях, сказал, что нет необходимости что-то менять, поскольку мать по-настоящему наслаждается вечерней встречей и совместным ужином с любимым сыном. Шмуэль должен с радостью принять помощь матери и добросердечно поблагодарить ее после ужина — ведь таким образом он оказывает ей уважение.
37. Разрешается будить отца, когда пришло время молитвы или чтения «Шма», но лучше попросить об этом другого. Чтобы избежать конфликта и не нарушить заповедь, сыну нужно заранее договориться обо всех деталях и вариантах со своим отцом. Нельзя также забывать, что обязанность молиться в определенное время — это постановление мудрецов, тогда как обязанность уважать своих родителей — это заповедь самой Торы.
38. Мнения мудрецов разделились относительно того, обязан ли сын выполнить просьбу родителей, когда это не связано с их личной выгодой или удовлетворением.
Когда родители просят сына, например, начать диету или носить другую одежду, а для сына это неприемлемо, можно допустить, что Тора и в этом случае обязывает сына прислушаться к родителям, поскольку это не связано с ущербом или позором. Но можно посмотреть и с другой стороны. Обязать человека можно только к тому, что естественно для него и не причиняет неудобств и, тем более, страданий. Поэтому сын ничего не нарушит, если не станет соблюдать диету. В этом законе рассматривается много деталей, и малейшая неточность может привести к нарушению, поэтому, прежде чем отклонить просьбу родителей, нужно обязательно посоветоваться с опытным и грамотным раввином.
Это произошло много лет назад. Раби Шломо Блох получил письмо от своего друга, в котором тот просил зайти к знаменитому Хафец Хаиму с беспокоившим его вопросом: «Мне всего 26 лет, но из-за бороды меня принимают как минимум за сорокалетнего. Недавно отец прислал мне письмо, в котором велит сбрить бороду. Разрешается ли мне это сделать, когда речь идет о заповеди “уважать отца и мать”»?
Хафец Хаим не захотел отвечать на этот вопрос и направил его к раби Хаиму Соловейчику. Но прежде чем его знакомый ушел, раввин сказал, что может дать молодому человеку совет: написать отцу письмо, где будет сказано так: «Дорогой отец! Я понимаю, почему ты просишь меня сбрить бороду. Я уже давно ищу свою вторую половину, а мой внешний вид, по твоему мнению, отпугивает людей или, по крайней мере, дезориентирует. Но ведь я хочу найти девушку, которая не будет иметь ничего против моей бороды, а если я постригу ее, то не смогу найти ту, которую ищу…»
В любом случае, что бы ни попросили родители, допускается вести диалог и обсуждать с ними детали или причины происходящего. Даже если доводы сына не будут приняты родителями, никакой заповеди не нарушено.
9 февраля — 9 августа
39. Сын обязан уважать отца и мать и после смерти родителей. Всегда когда он говорит об отце или матери или рассказывает от их имени, следует сказать: «Мой отец (моя мать), мой учитель, благословенна память о нем…».
Если еще не прошло года с момента их смерти, добавляют: «… пусть на мне будет его искупление». Но при изложении в письменном виде, по некоторым мнениям, не обязательно писать это, а достаточно просто написать «благословенна память о нем». Есть и устрожающее мнение, по которому сын, подписываясь в конце документа (в первый год), должен написать: «… сын такого-то отца моего, учителя моего. Пусть на мне будет его искупление».
Этот закон указывает на особую связь между детьми и родителями после смерти, и на то, что происходит с душой умершего. Первый год — это время Суда над душой, и тогда же происходит ее очищение. А поскольку дети считаются продолжением своих родителей, то существуют особые традиции и обычаи в этот период. По закону многие из них длятся именно одиннадцать месяцев, а не двенадцать, поскольку уже тогда заканчивается Суд над простыми людьми (над злодеями он длится 12 месяцев).
40. После смерти родителей принято говорить за них Кадиш (особую молитву, которая требует миньяна). Это обычно делает сын в синагоге во время молитвы: первый год — каждый день, а потом — в день смерти, йорцайт. Есть также традиция в течение одиннадцати месяцев вести молитву (быть шалиахом-цибур) и быть вызванным на чтение книги пророков в Шабат. Особое значение имеет молитва на исходе Шабата, поскольку известно, что после выхода Шабата души возвращаются в Геином. Поэтому эти ритуалы имеют особое значение именно в это время. Поведение сына (детей) в этот момент может сильно повлиять на то, где будет находиться душа умершего. Поэтому, по возможности, желательно, чтобы сын вел эту молитву.
Считается, что сын оказывает большее влияние, если ведет всю молитву; поэтому при возможности не следует ограничиваться только Кадишем.
41. Даже если отец еще жив, разрешается говорить Кадиш за умершую мать.
42. В день смерти отца или матери принято поститься, говорить Кадиш и «подниматься» к Торе (читать свиток). В каждом месте проживания евреев день смерти родителей отмечали по-разному, но есть основные, принятые большинством традиции, раскрывающие смысл этого особого дня.
После того как молодой аврех скончался, его сыну рассказали о Кадише и о его значении. Мальчик знал, когда говорить кадиш, но очень стеснялся и не знал, как начать — ведь ему было всего пять лет. В семье узнали об этом и начали убеждать и уговаривать его, но это не помогало. Когда об этом узнал гаон раби Яаков Исраэль Каневский (Стайплер), он попросил привести ребенка к нему.
Встретившись с мальчиком, раввин сказал: «Твой отец находится в мире истины, и ничто в мире не может сравниться с этим. Он не променял бы это ни на какие богатства. И вообще, все эти богатства нашего мира не имеют для него теперь никакой ценности. Единственное, что имеет для него особую ценность и связывает его с этим миром — это ты и твой Кадиш. С тех пор, как он ушел в тот мир, он ждет твоих слов. Твой Кадиш очень поможет ему и доставит настоящее удовольствие».
После этого Стайплер рассказал ему историю о раби Акиве и одном еврее, отец которого находился в Геиноме (Раби Акива предложил ему говорить Кадиш, чтобы избавить отца от мучений). Эта встреча очень повлияла на мальчика, и тот начал говорить Кадиш по отцу.
10 февраля — 10 августа
43. Если отец умер, не успев раздать долги, его наследникам следует сделать это. Если они не получили никакого наследства, по мнению «Шульхан Аруха», не обязаны делать это. Но если наследники вернули долги в такой ситуации, это расценивается как положительный и очень важный поступок.
44. Если отец (родители) сделал какое-то нарушение, и это привело к позору и сплетням, детям необходимо исправить положение даже после смерти родителей. Иногда для этого требуется вернуть украденную вещь или вернуть вещь, которую отец принял как рибит (то есть, дал взаймы под проценты, а когда вернули долг, он взял вещи, по стоимости равные сумме прироста). Но и это поможет только в случае, если отец перед смертью раскаялся в содеянном.
45. Есть также обязанность выполнить последнюю просьбу родителей (завещание). Все хорошее, что делают дети по повелению своих родителей (после их смерти), становится защитником для душ усопших. Наши добрые дела в этом мире по-настоящему влияют на происходящее в мире душ.
46. Если отец или мать лишились рассудка, сын должен реагировать соответственно той новой картине реальности, что запечатлелась в их сознании. Если же сын не может выстоять самостоятельно в данном испытании, ему разрешается ограничиться присмотром за ними и даже нанять для этого другого человека. Это необходимо для того, чтобы спасти родителей от конфликтов с другими людьми и от позора.
Необходимо помнить, что человек, имеющий иные взгляды на жизнь, не считается сумасшедшим, если, конечно, эти взгляды не приводят к запрещенным или из ряда вон выходящим поступкам.
47. Если необходимо вытащить занозу отцу, следует найти кого-то другого, чтобы сделать это. Пытаясь вытащить занозу, сын может поранить его, а это будет нарушением заповеди об уважении отца и матери. То же касается ситуации, когда сын — врач, а отец приходит к нему, например, сдать анализ крови или сделать операцию. В этом законе тот факт, что сын вовсе и не собирался пустить родительскую кровь, не освобождает его от ответственности.
Однако данный закон имеет силу только, если данное действие можно сделать посредством другого лица. Если же нет никого другого, кто мог бы помочь отцу, разрешается сделать все необходимое, тем более, если жизни или здоровью отца угрожает опасность.
48. Если врачи запретили отцу (матери) употреблять в пищу какой-то вид продуктов, а он попросил (или даже потребовал) сына купить этот продукт, сын не обязан выполнять его просьбу.
Иногда больному нельзя раскрывать, какая опасность угрожает ему, или сколько ему осталось жить, чтобы не ускорить его смерть. Поэтому, если больные родители просят сына рассказать все, что ему известно о результатах анализов и т.д., в некоторых ситуациях запрещается давать им полную информацию.
11 февраля — 11 августа
Поведение родителей
49. Если родители нарушили ту или иную заповедь Торы по незнанию или в результате какой-то ошибки, сын не может открыто упрекать их. Однако можно поинтересоваться, что произошло, или спросить, знакомы ли они с этой заповедью. Если есть возможность исправить ситуацию безо всяких конфликтов и обид, такие действия сына абсолютно приемлемы и даже необходимы.
50. Если отец процитировал какой-то закон или другую информацию в искаженном виде, сыну запрещено говорить: «Ты ошибаешься» или «Ты сказал неправильно». Он может сказать: «По-моему, мы учили это так» или «Я слышал, что это было так и так…». Это должно быть сказано в форме дополнения, но не в форме прямого опровержения или упрека.
51. Даже если родители — абсолютные злодеи и далеки от раскаяния, сыну запрещено проклинать их и, тем более, бить.
52. Если еврейским судом было постановлено, что родители заслуживают наказания, сын не может участвовать в этом и быть прямым исполнителем приговора.
12 февраля — 12 августа
53. Мнения мудрецов разделились относительно того, есть ли обязанность уважать и почитать родителей, которые постоянно нарушают заповеди Торы и не ищут пути к исправлению. Поскольку речь идет о законе Торы (деорайта), изначально считается правильным устрожать в данном вопросе, и все равно проявлять уважение к родителям. Но если они делают все специально, так чтобы было во вред другим, или подстрекают людей идти служить другим богам, или отрицают истинность слов Торы и ее мудрецов, по всем мнениям, нет обязанности уважать и почитать таких родителей. Тем не менее, и таким родителям запрещено причинять боль и страдание.
Тот, кто вырос вдалеке от центров еврейской жизни, или был отдан в семью неевреев, или вырос в семье ассимилированных евреев, называется тинок ше-нишба (дословно — плененный ребенок). О законах, связанных с такими людьми, говорится в 20-й главе.
54. Если родители соблюдают еврейскую традицию и только иногда по каким-то причинам нарушают заповеди, по всем мнениям необходимо уважать и почитать их.
55. Есть люди, которые частично соблюдают заповеди, но в отдельных сферах жизнедеятельности они не могут преодолеть свои слабости и нарушают законы и правила, установленные Торой и мудрецами. Сын не обязан поддерживать отца и уважительно относиться к нему, когда дело доходит до «слабой» зоны. При этом остается заповедь предупредить отца или попытаться остановить его, разумеется, если это не приведет к конфликту. Иногда лучше всего действовать через третье лицо.
56. Если отец не нарушает заповеди, но обладает каким-то отрицательным качеством, отталкивающим людей и пробуждающим ненависть, а также, если он все время пьян, разрешается отдаляться от него.
57. Если дети и родители все время в ссоре, постоянно ругаются и не могут найти общего языка, им лучше отдалиться друг от друга. Иногда, находясь вдалеке от родительского дома, дети смогут создать почву для нормальных отношений и, хотя бы на минимальном уровне, исполнять свои обязанности по отношению к родителям.
Нимрод был уволен с работы. Он занимал важный политический пост, но теперь, оказавшись вне политики, постепенно превратился в обозленного и нервного человека. Разговаривая с людьми, он мог дойти до криков и очень неприятных поддевок. Родственникам, а тем более взрослым детям, было очень тяжело наблюдать за происходящим и сохранять при этом спокойствие. Постепенно атмосфера накалялась, и количество стычек росло.
В данном случае детям следует переехать в другое место (в другой город) и только иногда приезжать навестить отца. Так они смогут сохранить семью и его доброе имя, а в их душе останется место для уважения.
13 февраля — 13 августа
58. Сыну запрещено слушаться родителей, если они просят нарушить одну из заповедей Торы или постановление мудрецов. Неважно, о какой заповеди идет речь — запрещающей или повелительной, в любом случае, сыну нужно действовать по предписанию Торы или мудрецов. Слова «Я — Всевышний…», следуют сразу за отрывком об отношении к родителям. Из этого учат, что, несмотря на особую значимость заповеди уважать родителей, законы Торы не должны нарушаться по их просьбе.
59. Если отец попросил не разговаривать с другим евреем или не прощать ему, сын имеет право помириться с тем евреем и разговаривать с ним, поскольку в обратном случае он нарушит заповедь «не храни ненависти на брата в своем сердце».
60. Если отец попросил сына пойти учиться в университет, а сын не желает этого, опасаясь выйти из атмосферы, которая помогает ему соблюдать заповеди и постигать мудрость Торы, он не обязан идти в университет. Если же сын не занимается постоянным изучением Торы, а учеба в том месте не повлияет на его прежний образ жизни, разговор о получении профессии вполне приемлем. То же касается ситуации, когда отец попросил сына совершить опасное для жизни действие или сделать что-то неприемлемое для нормального человека.
61. Если сыну известно, что родители страдают, когда он постится, необходимо поститься во время их отсутствия, если, конечно, речь идет о необязательном посте. То же касается любого действия, которое можно перенести на другое время.
Ноам позвонил отцу, чтобы предупредить его и попросить о помощи. Дело в том, что через несколько дней будут праздновать бат-мицву его двоюродной сестры. «Я хочу прийти на бат-мицву, папа, — сказал Ноам, — но ведь там мужчины и женщины будут вместе. С проблемами кашрута я бы как-нибудь справился, но сидеть вместе с женщинами мне нельзя. Я уже обо всем посоветовался с моим раввином и понял, что не могу нарушать законы Торы». Отец был очень возмущен и сказал, что если сын не придет на торжество, он приложит все усилия, чтобы никто из семьи не пришел к нему на свадьбу, назначенную на две недели позже. К счастью, бабушка Ноама была очень мудрой женщиной. Она переговорила со всеми членами семьи и предупредила их о назревающем конфликте. Благодаря ее стараниям, на свадьбу Ноама пришли все родственники.
14 февраля — 14 августа
62. Бывают случаи, когда человеку необходимо выбрать между заповедью уважения к родителям и другой заповедью, например, похоронить умершего или проводить его. Если рядом нет никого, кто мог бы заняться покойным, а отец (родители) попросил, например, сходить за водой, следует в первую очередь заняться усопшим, поскольку оба — и отец, и сын, подчиняются Высшему закону. (По закону Торы тело обязательно должно быть предано земле в тот же день.) Если же можно попросить кого-то другого сделать эту заповедь, то сначала нужно выполнить просьбу родителей.
В данном случае говорилось о заповеди, которую невозможно отложить, то есть, о мицва оверет (проходящей заповеди). Если же вторая заповедь не ограничивает человека во времени, и он сможет сделать все необходимое позже, сын должен в первую очередь помочь отцу.
А что, если сын уже занялся умершим, и только потом отец попросил его сходить за водой? В таком случае сын может закончить работу и похоронить мертвого.
63. Если отец обратился к сыну с просьбой о помощи, а тот в данный момент занимается изучением Торы, необходимо прерваться и помочь отцу.
64. Отец обязан передать сыну знания Торы. Он может сам обучать его или нанять меламеда (учителя). Учитывая, что и сам отец должен уделять время изучению Торы, в случае, если средств хватает только на оплату учебы одного из них, возникает вопрос о первенстве и предпочтениях. Но, в действительности, этот вопрос становится актуальным, только если и отец, и сын обладают одинаковыми способностями. По закону, в таком случае, отец не может отказываться от своей учебы ради сына и отдавать ему на эти цели все деньги (предназначенные на его учебу) и все свое свободное время.
Заметив, что сын очень талантлив и превосходит своими способностями отца, отец обязан больше времени (и денег) выделить на обучение сына. Отец при этом не освобождается от обязанности учиться.
65. Несмотря на то, что Тора особенно выделяет заповедь уважения родителей, сыну разрешается уехать в другой город ради того, чтобы продолжить учебу Торы в привычном месте и со своим учителем. Это связано с тем, что заповедь изучать Тору в определенном смысле считается более важной — ведь благодаря усердной учебе умножается мудрость и мир на земле, и не прерывается цепочка передачи знаний от одного поколения другому.
Если сын учится и живет в том же городе, что и родители, ему необходимо все время навещать их и заботиться о них.
После того как Менаше закончил с отличием школу в Филадельфии, он посвятил себя изучению еврейских традиций и законов. Пробыв в ешиве два года, он решил отправиться в Израиль, в ешиву «Мир» — одну из престижных ешив Иерусалима. Когда родители узнали о его желании уехать в Эрец Исраэль, они очень взволновались и не могли найти себе места. Главное, что пугало пожилых родителей, — это политическая обстановка на Ближнем Востоке. В их памяти всплывали сводки новостей и рассказы о террористических актах и ракетных обстрелах. Встревоженные таким решением, родители обратились к учителю и раввину своего юного Менаше. Тот ответил следующим образом: «Если Менаше чувствует, что он может хорошо продвинуться в учебе именно в ешиве “Мир”, а вы не нуждаетесь в особой помощи с его стороны, закон разрешает ему уехать туда, даже если вы не согласны, поскольку речь идет о его духовном развитии. Так что я рекомендую вам не показывать своего недовольства, а, наоборот, всячески поддержать сына, чтобы избежать конфликта и сохранить хорошие отношения».
15 февраля — 15 августа
66. По закону сын имеет право уехать в другой город с целью поступить в лучшее учебное заведение для изучения Торы, даже если родители против, а их опасения основываются на реальных свидетельствах о конфликтах с местным населением. (В любом случае, если в каком-либо месте жизни человека угрожает реальная опасность, ехать туда запрещено.)
67. Если сын нашел порядочную, скромную девушку, а родители просят отменить этот шидух или вообще отложить всяческие поиски второй половины (когда сыну уже далеко за 18), сын не обязан слушаться их, — ведь его действия связаны с очень важной заповедью. Точно так же родители не могут заставить детей жениться или выйти замуж за определенного человека, вопреки желанию детей.
В одном городке жила вдова. Ее сын был уже немолод, но его поиски второй половины не увенчались успехом. Каждый раз девушки отказывалась от предложения, и все потому, что одним из его условий было: позволить маме жить вместе с молодоженами (в одной квартире). Родственники в какой-то момент не выдержали и обратились к знаменитому раввину Шломо Залману Ойербаху. Их просьба была проста: уговорить сына отказаться от этих условий и отправить мать в дом престарелых, чтобы найти, наконец, свою суженую. На их удивление, раввин не пожелал содействовать обеспокоенным родственникам и объяснил это тем, что отказ девушки свидетельствует о ее душевных качествах не с самой лучшей стороны. Поэтому, если сын хочет заботиться о матери, вмешиваться не следует. Он также добавил, что, если маму придется перевести в дом престарелых из-за брака, вскоре могут появиться проблемы в личных отношениях между супругами.
Спустя некоторое время рав Ойербах встретился с одним из родственников «неудачливого» жениха и спросил, как обстоят дела. Услышав, что тот нашел девушку, которая согласилась на его условие, и уже обручился, раввин очень обрадовался и попросил, чтобы жениха привели к нему.
При встрече с ним рав Шломо Залман сказал жениху, что ему следует подыскать хорошее и приятное место для матери, чтобы не столкнуться с трудностями в семейной жизни. Изначально ему действительно следовало вести себя так, как он вел, и требовать, чтобы невеста согласилась оставить мать в доме. Но после того как она выразила свое согласие, и, тем самым, доказала свои замечательные духовные качества, нужно считаться и с тем, что ей будет очень тяжело, если престарелая мать будет жить с ними.
68. Подобным образом относятся и к другим заповедям. Например, если родители против того, чтобы сын молился в определенной синагоге, а сын видит и чувствует, что там ему легче молиться сосредоточенно и с душой, например, там другой контингент, и само место особое, он не обязан слушать своих родителей, поскольку и в этом случае речь идет о его духовном развитии и выполнении заповедей. То же касается и переезда в Землю Израиля: ведь эта земля — святое место, она духовно поднимает человека и ведет его к вратам святости.
Поскольку случаи бывают разные, и часто родители в силу своей мудрости и большего жизненного опыта просят ребенка изменить свое решение для его же блага и духовного роста, лучше всегда советоваться с мудрым раввином, который может не только заметить все алахические проблемы, но и вникнуть в тонкости человеческих взаимоотношений.
16 февраля — 16 августа
69. Если родители живут за границей, сыну разрешается выезжать из Земли Израиля[1], чтобы навестить их и помочь им.
70. В случаях, когда возникает спор, требующий судебного вмешательства, обвиняющая сторона отправляется туда, где живет виновник происшествия. Однако если сын судится с отцом, он должен отправиться в бейт-дин, который находится в городе отца, даже если отец — обвинитель.
Когда родился Хен, его родители были уже преклонном возрасте. В 21 год он начал работать в издательстве отца. Благодаря его таланту и энергии, бизнес расцвел. Хен предлагал отцу расширить рабочее помещение и купить новое оборудование, но тот не поддерживал эту идею, будучи человеком, привыкшим пользоваться имеющимся и не стремящемся к большему. Хен решил не останавливаться, на свои деньги приобрел новое оборудование и открыл в городе еще несколько филиалов. После этого доходы фирмы значительно возросли. В этом году, за последние несколько месяцев количество заказов так увеличилось, что от напряженной работы отцу стало плохо. Он начал высказывать свое недовольство и обвинять в том, что происходит, своего сына. «Зачем нам столько клиентов? Я много лет работал себе спокойно и не знал никаких проблем. Во что ты нас втянул?!» — говорил он. Через некоторое время отец предложил Хену оставить работу и поискать другое место. Хен знал, что только благодаря ему фирма зарекомендовала себя и вышла на большой рынок, и также прекрасно помнил, что именно его новое оборудование приносило основную часть доходов. Поэтому предложение отца выглядело в его глазах абсолютной несправедливостью. Но поскольку отец настаивал на своем, им пришлось обратиться в суд.
В данном случае сын обязан пойти в тот бейт-дин, который выберет его отец, и, кроме того, от Хена требуется много терпения и спокойствия во время судебных разбирательств . Несмотря на то, что Хен судится с человеком, поступившим, на его взгляд, несправедливо, он все время должен помнить, что это его родной отец, и говорить о нем с должным уважением.
17 февраля — 17 августа
71. Отцу запрещается быть очень требовательным к детям в отношении заповеди уважать родителей и настаивать на выполнении всех ее деталей. Так как такое поведение может приводить к отдалению и ссорам, лучше не обращать внимания на некоторые отклонения в поведении ребенка, а простить и сделать вид, что не замечаешь этого. В отличие от царя, отец может простить своему ребенку ту или иную выходку, и это защитит сына от наказания.
72. Если сын ударил отца или проклял его, прощение отца не защищает его от наказания. Есть мнение, что этот закон действует, даже если родителей только оскорбили или унизили.
73. Когда дети уже выросли, отец может перейти на другой уровень отношений и относиться к ним как к своим братьям. Это поможет наладить хорошие отношения с ними и избавиться от чрезмерной требовательности. Интересно, что праотец Яаков однажды, говоря о своих детях, назвал их своими братьями. Из этого можно учить, что взрослые дети действительно могут стать для отца как родные братья.
74. Если отец начинает бить своего взрослого сына или угрожать ему, то тем самым нарушает заповедь «перед слепым не ставь препятствия», ведь сын может не сдержаться и ответить тем же. (Сыну в таком случае следует быть очень осторожным и не накалять обстановку).
Гармония, которая царила в семействе господина Цадикова, неизменно очаровывала любого, кто был с ними знаком. Все члены семьи были совершенно разными людьми, каждый имел свое особое направление в жизни. При этом все члены семьи являлись очень близкими и преданными друг другу людьми. Сара, архитектор по профессии, была знакома с семьей Цадиковых уже несколько лет, и вдруг поняла, в чем тайна их единства и взаимопонимания. Однажды ее пригласили осмотреть дом и спланировать комнаты с учетом расширения жилплощади. Когда она пришла, и начались обсуждения жилищного вопроса, в глаза бросилось следующее. Родители рассказывали детям обо всех деталях, как бы советуясь с ними. Хотя идеи и советы детей не были столь уж содержательны и полезны, но родители выслушивали их с большим уважением. Вот так в этом доме закреплялось желание понять другого человека.
18 февраля — 18 августа
75. Несмотря на то, что уважать необходимо и отца, и мать, в некоторых ситуациях один из родителей первым удостаивается внимания ребенка. Например, если родители просят воды, в первую очередь сын приносит воду отцу. Это связано с тем, что жена тоже обязана уважать своего мужа и помогать ему. Если же родители уже разведены, сын может сам решать, кому первому принести воды.
76. Если родители оказались в плену, сын должен в первую очередь дать выкуп за свою мать.
77. Если у родителей не хватает средств на еду и другие необходимые вещи, сын в первую очередь должен помочь своей матери.
78. Если родители упали в воду и начинают тонуть, а спасти можно только кого-то одного, сын обязан первым спасти отца.
79. Если отец и мать потеряли свои вещи в дороге, а сын обнаружил пропажу, в первую очередь нужно вернуть вещи отца.
80. Если после смерти отца мать попросила сына сделать что-то, противоречащее его просьбе, сын должен выполнить просьбу матери, поскольку уважение к мертвым не может быть больше, чем уважение к живым. Однако некоторые алахические авторитеты возражают против этого.
81. Один из родителей, например, мать, дала ребенку какое-то поручение. Сразу после этого подошел отец, желая выяснить, что именно было поручено. Ребенок знает, что он очень рассердится, узнав правду. В таком случае разрешается рассказать о поручении матери в искаженной форме, чтобы избежать конфликта.
82. Если у отца и у сына пропали вещи, но, когда обнаружили пропажу, была возможность вернуть только одну вещь, в первую очередь сын должен вернуть свое. Этот закон выводят из отрывка: «Не будет в твоей среде нищего». Если каждый будет заботиться о своем имуществе, бедных станет гораздо меньше, и некоторые заповеди настраивают нас именно на это. Если вещи потерялись, значит, за ними плохо следили, поэтому в данном случае Тора предписывает сыну забрать в первую очередь свои вещи. Но и здесь все зависит от ценности и размеров. Например, если отец потерял очень дорогую вещь, а сын маленькую, без которой он может легко обойтись, лучше сразу заняться отцовской пропажей.
19 февраля — 19 августа
83. У замужней женщины тоже есть заповедь уважать родителей, но когда ей необходимо быть с мужем и помогать ему, Тора освобождает ее от некоторых действий, чтобы не нарушить гармонию семьи. В данном случае требование мужа — на первом месте. Но, тем не менее, она обязана бояться родителей, и, конечно же, ей запрещено унижать и огорчать их.
84. Незамужняя женщина обязана уважать своих родителей в той же мере, что и взрослый сын. То же касается разведенной женщины, вдовы и женщины, чей муж не возражает, чтобы она уделяла много времени помощи родителям.
85. Если шетуки (человек, который не знает, кто его отец) по незнанию ударил своего родного отца, он не получает наказания, даже если позже мать рассказала ему, кто есть кто. Но как только сын убедился в достоверности всей истории, ему нужно быть осторожней и изменить свое отношение к отцу.
86. Геру (прозелиту) запрещено относиться к своим биологическим родителям с пренебрежением и, тем более, бить их. Помимо того, что это дурно само по себе, это приводит к нарушению моральных норм: ведь в таком случае и его переход в иудаизм будет ассоциироваться с безнравственностью.
87. Ребенок, который был взят на воспитание другими еврейскими родителями, обязан уважать и своих биологических отца и мать, и тех, кто вырастил его. Но самое строгое наказание сын получит только за оскорбление (проклятие или нанесение телесных повреждений) своих биологических еврейских родителей.
Зеев родом из уважаемой семьи и хорошо воспитан. Почти никто не знал, что его мать вышла замуж второй раз, а Зеев родился от первого брака. Первый муж его матери был жестоким человеком, а когда ему предложили заняться бизнесом, оставил дом, жену, ребенка и уехал в Южную Америку. Он полностью позабыл о семье и своем двухлетнем сыне. Зеев не знал об этой истории и считал маминого мужа родным отцом. Но в один прекрасный день сбежавший муж, который успел разбогатеть, вернулся в родные края и начал наводить справки о бывшей супруге и детях. Как только в его руки попал номер телефона Зеева, он сразу позвонил ему и рассказал о том, что произошло, и что он — его настоящий отец. Зеев не знал, как на это реагировать. С одной стороны, он был озлоблен на своего биологического отца, который оставил семью на произвол судьбы, с другой стороны — он видел перед собой человека с разбитым сердцем и разрушенной жизнью, у которого осталось только прошлое и один родной ребенок. Он говорил ему, что сожалеет о том, что случилось, и у Зеева все больше пробуждалось чувство жалости. В конечном итоге, в его голове прозвучало следующее: «Я не знаю, что делать, все чувства перемешались, но может быть, стоит поддерживать с ним связь, а он, глядишь, и на свадьбу денег подкинет». Юноша заметил, что в нем пробудилось что-то низменное, и ничего не оставалось, как пойти к своему учителю и раввину за советом. Раввин, выслушав Зеева, ответил: «Этот человек — твой отец, и ты обязан уважать его. Это никак не связано с благодарностью, которую ты испытываешь по отношению к тому, кто тебя вырастил. Да, он оставил традиции предков, но помни, что, по некоторым мнениям, даже такого человека родные дети должны уважать. А главное: не вздумай подхалимничать, чтобы получить деньги или долю в наследстве».
20 февраля — 20 августа
88. Человек обязан уважать жену отца, (мачеху) все время, пока жив отец. То же самое — по отношению к мужу матери (отчиму). Однако после смерти отца или матери, это перестает быть обязанностью. Тем не менее, в любом случае, порядочный человек продолжит относиться к ним с уважением.
И, конечно же, дети обязаны уважать самого отца (мать), который женился на другой, даже если они очень страдают от этого. Более того, если родители развелись или овдовели, детям следует помогать им в нахождении новой пары, да и во всех других делах, больше, чем кому-либо другому.
Один человек развелся со своей женой, и его взрослый сын, который к тому времени уже учился и жил в ешиве, полностью прекратил с ним общаться. Это причиняло отцу большую боль, и он попросил одного знакомого авреха подойти к кому-то из раввинов ешивы, чтобы они, повлияв на сына, уговорили его возобновить связь с отцом. Знакомый пошел за советом к раву Яакову Исраэлю Каневскому (Стайплеру). Стайплер ответил, что он действительно должен выполнить просьбу отца.
— Что же мне сказать этому раввину? — спросил аврех.
Стайплер возвысил голос:
— Пусть он скажет юноше, что заповедь уважать отца и мать — закон Торы! И выполнять эту заповедь обязаны все!
— До сих пор, — вспоминает аврех, — я ощущаю потрясение и восхищение, когда вспоминаю, какой страх появился на лице Стайплера при мысли, что кто-то не выполнит заповедь Торы.
89. Человек обязан относиться к своим тестю и теще с таким же уважением, как относятся к уважаемым старцам (см. главу 29). Очень желательно называть их «папа» и «мама». Женщина также обязана относиться с уважением к своим свекру и свекрови, тем более что таким образом она выражает и уважение к своему мужу.
90. Следует уважать и своего старшего брата (даже если это брат только по матери или по отцу), даже в случае, если младший брат мудрее и лучше знает Тору, чем старший. В вопросе, нужно ли относиться с уважением только при жизни родителей, или тоже после их смерти, мнения мудрецов разделились.
91. Человек обязан уважать также своих дедушек и бабушек. Однако обязанность по отношению к отцу отца больше.
Поэтому, если сын не может материально обеспечивать своего отца, а внук — в состоянии делать это, его обязывают обеспечивать своего деда.
[1] Без уважительных причин не разрешается покидать пределы Земли Израиля, посещение родителей — одна из таких причин.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Всякий, кто намеревается заниматься Торой и не работать, питаясь подаянием, оскверняет Имя Всевышнего, унижает Тору, гасит свет веры, причиняет зло себе и отбирает у себя жизнь мира грядущего