Темы: Провидение, Страдания, Предназначение, Смысл жизни, Берл Набутовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, и спасибо за подробный ответ! Я, надо сказать, читал Даат Твунот и, вообще, массу литературы по этому вопросу. Но ответа так и не нашёл, к моему сожалению. Объясняю, кто такие «МЫ». МЫ — это Евреи. Нас — миллионы, но НЕ НАС — миллиарды. Они тоже люди, живущие своей жизнью, своими укладами, обычаями, верованиями. Среди них много добрых, хороших, честных, умных и счастливых, но так называемая «масса» — это толпа не обладающих свободой выбора (и от того несчастных) людей. Возьмите Африку, Индию, Россию, Китай, Японию, Латинскую Америку. Нищета, преступления, наркотики, пьянство, убийства и рабский труд детей, неизлечимые болезни. Так проходит жизнь у большинства человечества. За один только прошлый год в Индии покончили с собой около 100000 крестьян, доведённых до отчаянья нищетой и страшной засухой. В Мексике наркобароны вырезают целые семьи конкурентов, в России всё больше и больше случаев садистских издевательств над маленькими, беспомощными детьми. Куда льётся вся эта кровь и все эти слёзы? Кому нужны эти страдания, и как на них может строиться гармония? Представьте: рождается ребёнок где-нибудь в Судане или в Новой Гвинее. Вечно голодный, обозлённый, ничего толком не зная, и в 10-12 лет погибает от какой-нибудь болезни. Если это «наказание» за прежние грехи, то чему он научился? Хорошо, если умрёт в 10 лет, а если нет? Ему ещё промоют голову, и он пойдёт убивать других во имя какой-нибудь «великой идеи». А ведь таких — большинство. Вот, что меня мучает. Я верю в Бога. Верю по своему, но верю искренне. Верю, хотя и не понимаю его… Не дорос.
Евгений
Уважаемый Евгений,
Отрадно видеть, что не перевелись ещё люди, которых трогают чужие проблемы.
Ваше предположение, что неевреи не имеют отношения к истине, явно ошибочно — извините. Они тоже созданы по Образу и Подобию, обязаны выполнять заповеди, обладают свободой выбора, и, соответственно, получат награду и наказание за свои действия. Во всяком случае, таков взгляд Торы на этот вопрос.
Каким же образом они могут найти истину? Я уже коснулся этого в предыдущем ответе Вам. Рав Эльхонон Вассерман говорит об этом в одной из своих статей. Её можно найти в самом начале книги его писем и сочинений (под названием Маамар а-Эмуна) или на русском языке в книге «Три Измерения Души».
Надо добавить, что мы не знаем, какую роль каждый человек должен выполнить в жизни. Может быть, у некоторых это только одна заповедь, одно доброе дело. Приведу известный пример того, что тикун (исправление) одного человека для другого исправлением не является. Речь идёт о так называемом «связывании Ицхака». Почему для праотца Авраама это испытание стало решающим моментом всей жизни и обеспечило будущее всех поколений, которые последовали за ним, а для Ицхака, который сознательно пошёл на заклание, это вообще не считается испытанием? Вы когда-нибудь задумывались об этом?
Ответ: Потому, что Авраам и Ицхак были совершенно разные люди! Заклание Ицхака противоречило всей предыдущей жизни Авраама. Он потратил 130 лет на то, чтобы делать людям добро, и тут вдруг он должен перерезать горло собственному сыну! Ицхак же был человеком совсем другого толка. Отдать жизнь за веру было естественным продолжением его духовного пути.
Вопрос об истине каждый из нас должен задать сам себе. Сделал ли Я достаточно, чтобы узнать истину, и живу ли Я в соответствии с той истиной, которую уже знаю!
На самом деле, вопрос о свободе выбора и смысле страданий стоит более остро, когда речь идёт о людях, которые действительно лишены свободы выбора, как, например, дети (Ваш пример) или душевнобольные. На это мы вынуждены ответить, что их исправление заключается только в страданиях.
За что именно они страдают?
Если Вы изучали книгу Даас Твунос, Вы, наверное, помните, что в самом начале автор говорит: мы можем понять общие правила, по которым Вс-вышний управляет миром. Но не можем понять, что происходит в каждом частном случае. Это вполне понятно. Душа каждого человека бесконечно сложна. Мы не можем даже предсказать погоду больше, чем на 3—4 дня. Тем более невозможно изучить и рассчитать, что должно произойти с каждой душой, каким образом и когда! Чем больше человек занимается изучением Торы и самоочищением, тем больше Вс-вышний «приподнимает занавес» и показывает ему смысл происходящего. Например, Ари мог сказать людям, за что именно они переносят определённые вещи. Я думаю, Вы представляете себе, как он добился столь ясного понимания!
Ещё раз хотел бы напомнить Вам, что награда (не обязательно заслуженная), которая ожидает ВСЕХ в будущем мире, оправдывает всё, что было перенесено нами в этом мире.
С уважением, Берл Набутовский
Читайте:
Рав Цви Вассерман
Не делай другому того, чего себе не желаешь
Рав Берл Набутовский
Что надо читать, чтобы найти пропавшего?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Для праведников существует много путей искупления
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Почему народ Израиля испытывает в этом мире больше бед и страданий, чем другие народы?
Рав Ашер Кушнир
Рав Берл Набутовский,
из цикла «Книга Йона»
Рав Моше Пантелят
Kакова цель всего этого?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...
Рав Эльяким Залкинд
Что бы я ни делала — повторяю судьбу своих родных. А так бы не хотелось...
Рав Берл Набутовский
Всевышний рассеял евреев по миру. Мудрецы Израиля позволили поддержать дух в теле народа.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его