Из цикла «Уровень человека», темы: Дурное начало, Еврейские качества, Уровень человека, Саба из Навардока, Самосовершенствование, Судить в лучшую сторону
Глава четвертая
Но можно спросить: для чего впадать в крайности? Если человек подозрителен по своей природе, то, как бы он ни старался найти «оправдывающие обстоятельства», первое впечатление и первые мысли имеют решающее значение, а все остальное будет лишь натянутой ложью и фальшью. А если так, то человек в любом случае обречен на ложь и несправедливый суд. Следовательно, данный совет — не самый удачный. Что можно возразить на столь весомый аргумент? Приведем притчу. Оборонительную войну можно вести двумя основными путями. Можно сосредоточиться на защите, не допуская противника на свою сторону. Если замысел удался — что может быть лучше? Но если противник все-таки вторгся в ваши владенья, еще не все потеряно. Просто теперь необходимо сосредоточиться на том, чтобы умело выгнать его оттуда. Ни для кого не секрет, что первый способ — намного эффективней, и пока враг не прошел, у него больше причин опасаться защитников. Ведь их героизм налицо: они не готовы уступить ни пяди своей земли! Когда враг уже внутри, изгнать его намного сложнее. Приходиться отвоевывать то, что противник уже успел захватить.
Так пока человек, привыкший сразу же судить всех с плохой стороны, не научится судить ближнего с лучшей стороны, его дурной взгляд успеет вторгнуться в его владенья, и потребуется много сил, чтобы изгнать его оттуда. И это — очень трудно, поскольку подозрения уже проникли в его сердце. Поэтому есть более удачный способ: сразу думать о человеке хорошее, изначально перевешивать баланс в сторону оправдания. Продумать защиту для боя. Первая мысль — оправдать человека. И даже если потом появятся осуждающие мысли, это будет подобно военной защите, а не автоматической победе критического мышления в силу природных наклонностей человека. Что касается обратной стороны — не ошибиться бы в переоценке оправданий, то эти страхи необоснованны, поскольку критическое мышление настолько естественно для такого человека, что за ним стоит природа, и оно не готово так просто сдаться мышлению положительному. Ведь даже когда человек старается в первую очередь оправдывать другого, он находится в состоянии оборонительной войны.
И так — со всеми отрицательными чертами характера. Человек должен стараться не давать им ходу, не впускать их к себе. В этом случае ему же будет легче бороться с ними, чем потом пытаться избавиться от них, когда они уже проникли внутрь. Ибо оборонительная тактика намного успешней, чем попытка задним числом прогнать врага, который уже засел у тебя внутри. Но когда он уже внутри, одной защитой тут не обойдешься. И человек не может защищать правду, пока его мышление оккупировано дурными склонностями своего характера. И чтобы изгнать их, ему приходится вести с ними жестокую борьбу, требующую невероятного геройства, ибо зло мчится за ним по пятам и привязано к нему, как верный пес. Намного легче нанести предупредительный удар, пока еще есть выбор, и дурные склонности еще не стали частью его сущности.
Но как вести оборонительную войну в духе Торы? Ведь Тора — безгранична и бесконечна, а человеческий характер требует постоянной работы над собой, исправления и шлифования. С чего начать работу? Куда ни глянь — всюду работы непочатый край. Начать же все одновременно не представляет возможности. И если невозможно начать постепенное исправление от более легкого к более трудному, человек просто теряет надежду.
Однако стоит всмотреться во все свои недостатки, и нам откроется, что речь идет не о частностях и об отдельных недостатках, а об общей глобальной проблеме, в этих частностях проявляющейся. Поскольку все свойства характера взаимосвязаны, и спотыкаясь на одном, человек спотыкается на всем вместе. Получается, не бывает отдельных недостатков, потому что, если бы проблема заключалась в отдельной, «локальной» мелочи, и только в ней, это было бы неприятно, но не так уж ужасно. Но проблема в том, что все детали связаны между собой, и неполадки с одной из них создают цепную реакцию неполадок во всей системе. И, не выдержав испытания, связанного с конкретной чертой характера, человек становится уязвимей и ко всем другим испытаниям, связанным с другими личными качествами. Потому что недостаток в чем-то одном моментально сказывается на недостатке во всем. Это может наблюдать на себе каждый, если только пристальней вглядится в свою жизнь.
Возможно, именно в этом заключался корень ошибки царя Шломо, преумножившего количество жен. Он полагал, что каждое свойство характера автономно и не связано с остальными чертами, и даже если человек в чем-то споткнется, это будет «локальным падением». Поэтому он сделал расчет: «Я преумножу — и не сверну (с пути Торы)», потому что в этой конкретной области он был уверен, что сумеет противостоять дурному началу, и оно не произведет на него ровно никакого впечатления. Исходя из этого, он понадеялся на свой ум и взял себе много жен — намного больше дозволенного количества. Что же оказалось потом? «Отвратили сердце его»[1] — все это привело к тому, что отвратилось сердце его, потому что каждая отдельная черта характера тесно связана со всеми остальными, и эффект ее длителен. Так, сердце его отвратилось к старости, но предпосылки к этому были заложены с самого начала.
Каждый может провести аналогию с самим собой и самым явственным, очевидным образом заметить, что не бывает отдельных, частных недостатков, а все начинается с какой-то детали, отдельного недостатка, а заканчивается глобальным влиянием.
И расспросив людей о том, что привело к их духовному падению, мы можем от многих из них услышать, что все началось с какой-то одной детали, от которой им было тяжело отказаться. И это — главное качество, от которого зависят все другие черты характера. И размышляя о том, как бы исправить ситуацию, человек сразу подумает об этой детали, и это приводит его к полному отчаянию. Ибо знает он, что, даже если он примет сотни бесповоротных решений по всем проблематичным и сомнительным вопросам, но ничего не предпримет по поводу данной конкретной детали, рано или поздно она повлечет за собой крушение всех планов и решений, потому что человеческий характер подобен цепи, каждым звеном которой служат отдельные его черты и качества. И стоит выпасть одному звену — распадется вся цепь.
Например, если человек покупает исключительно элегантную и дорогую шляпу, эта шляпа отражает определенный стиль и требует ему соответствовать. Под дорогую элегантную шляпу и костюм требуется соответственный, и обувь побогаче. Потом могут потребоваться и золотые часы. А затем, в таком обличии, и друзья должны быть подходящие: богатые, солидные, уважаемые. А Тора? Как же Тора?! Но человек готов бросить все свое прошлое, лишиться Торы, и все это только для того, чтобы жизнь шла в ногу с приобретенной им шляпой.
Так все внутри переплетено и крепко связано между собой, и человек не вправе отказаться от чего-то одного не только из-за этой конкретной детали, но и из-за того, что отказаться от малейшей детали — означает, в конечном итоге, оказаться и без всего остального.
С другой стороны, зная и чувствуя это, человек обретает надежду на исправление. Потому что верно и обратное. И если сбои с одним душевным качеством даже на тончайший волос способны пагубно сказаться на всей человеческой личности, то и, исправляя самую малость в чем-то одном, человек автоматически исправляется во всем. Поэтому нет надобности начинать исправлять сразу все, но необходимо научиться исправлять что-то одно, но до конца и во всех деталях. И тогда человек сможет по этому принципу полностью исправить все свои природные свойства характера.
[1] 1 Царей 1:4.
С любезного разрешения главного раввина Литвы, р. Хаим Бурштейна
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.