Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Корабельные и ювелирные весы предназначены для разных целей. С какой моделью сравнивается человеческий характер?

И об этом говорит один мудрец в книге Обязанности сердец, что самоанализ занял у него 25 лет! Но если мы возьмем среднего человека, то можем заметить в его расчетах две основные ошибки. Иногда причина заключается в недостаточно четком понимании, а иногда — в личных пристрастиях и заинтересованности.

В мире существует много разновидностей весов. Существуют корабельные весы для взвешивания кораблей, опирающиеся на закон Архимеда. Есть массивные весы для тяжелых металлических предметов. Есть промышленные весы для сена, соломы и т.п. Есть ювелирные, а есть и аптекарские весы. И чем деликатнее предмет, тем тоньше и точнее весы для него. И если кто-то захочет взвесить золото или лекарство на корабельных весах, он этим просто выставит себя на посмешище и ничего не добьется. Все почему? Потому что громоздкие весы не предназначены для взвешивания тонких, ценных предметов. Тем более таких, от которых зависит человеческая жизнь. Золото взвешивают на ювелирных весах, лекарства — на аптекарских. Но подобрать подходящие весы — это только полдела. Важно, чтобы механизм конкретных, подходящих весов был налажен. Чтобы и чаши весов, и стрелка-указатель были настроены точно, не отклоняясь ни в одну сторону. Только тогда этим весам можно доверять.

Подобным образом обстоит дело с человеческим характером. На самом деле, вся Тора — лучшее лекарство для духовных болезней человека. Но для умелого пользования этим лекарством необходимы точные расчеты, основанные на точных весах мышления Торы — идеально подходящих для ситуации и обладающих очень хорошо налаженным механизмом. Что же это за весы? Сам человек. Человек, на чье усмотрение была дана вся Тора. Теперь все зависит от его расчетов.

И тут важно соблюдение тех же правил, что и для обычных весов. Во-первых, чтобы весы соответствовали своей задаче. Во-вторых, чтобы их устройство было точным, ни одна из чаш не перевешивала и стрелка находилась ровно посередине. Так, принимая решения и занимаясь самоанализом, необходимо иметь точное представление о том, что такое цельность и совершенство, и в мыслях, и поступках, и в качествах характера, и насколько это обязывает каждого без исключения. Чтобы у человека даже не возникало вопросов, а зачем и кому нужны эти стремления к совершенству и постоянный самоанализ? Чтобы его разум не воспринимал лишь суровые запреты — такие как запреты идолопоклонства, разврата и кровопролития, — относясь к остальным заповедям, особенно к тем, что касаются работы над собой, как к преувеличенному благочестию, и не придавая им особого значения. Эти вещи остаются вне его понимания, и в этом он подобен неотесанным, грубым корабельным весам, предназначенным для взешивания лишь очень тяжелых грузов. А Тора требует от нас расчетов на аптекарских весах. Все должно быть взвешено и отмерено до тончайшего волоса!

Но выбор нужных весов — условие необходимое, но не достаточное. Необходимо также, чтобы стрелка весов не была смещена. Так, человек может четко осознавать важность самосовершенствования, самоанализа, работы над собой, однако отличаться при этом предвзятостью в ту или иную сторону. Его внутренние весы неверны, они лгут.

И об этом втором необходимом условии говорят наши благословенной памяти мудрецы: «Кнаан — в руках его обманные весы», ибо сидел он (Элиэзер, раб Авраама — прим. перев.) и думал, достойна ли его дочь или нет, обмануть ли любимца мира — Ицхака. Но проклятый не прилепится к благословенному[1]. На самом деле, сам Элиэзер достиг такого высокого духовного уровня, что, если исходить только из этого, его дочь, действительно, могла бы быть достойной Ицхака. Доказательство? Как только он почуял, что в его расчеты и размышления прокрались личные интересы, он, как объясняется в Торе, тут же отправился на другой конец света, чтобы найти Ицхаку достойную его невесту. И в этом поступке налицо величайшее благочестие. Но изначально он ошибался в своих расчетах под влиянием личной заинтересованности, забыв о своем положении раба, препятствующем воплощению его тайных намерений.И об этом говорит мидраш: «Кнаан — в руках его обманные весы». Весы-то у него были, и подходящие. И в этом — его великое достоинство, что он использовал весы, соответствующие уровню благочестия. И как только он почувствовал наличие личной заинтересованности, он тут же отправился на другой конец света, чтобы выполнить свою миссию с максимальными стараниями и усилиями в соответствии с пожеланиями Авраама. Единственный недостаток заключался в том, что сами весы были «обманными» — их стрелка явно склонялась в определенную сторону. Поэтому он и забыл, что проклятый[2] не может прилепиться к благословенному[3].

Отсюда мы можем видеть, насколько человек должен анализировать и шлифовать свои личные качества, чтобы его расчеты и помыслы были чисты, истинны и точны. Ибо велика опасность личных интересов, предвзятостей и пристрастностей, способных лишить человека всей Торы. Причем самое страшное, что человек может всю жизнь и не догадываться о своей нехватке, поскольку, лишив человека истинной Торы, личная заинтересованность заменяет ее для него другой Торой. И человек может прожить всю жизнь, не подозревая, что все это время он жил по искаженной Торе, нарисованной ему его воображением и его низменными желаниями. А все свои расчеты и помыслы, которые он считал столь праведными и правильными, как оказалось, лишь отдаляли его от истинной Торы — Торы Всевышнего.

Ведь, как говорят наши комментаторы, главная идея дарования Торы была исцелить душевные изъяны человека, его дурные свойства. Как сказал Моше ангелам: «Разве есть у вас зависть?» Но дело в том, что человек не может «наглотаться» Торы так же, как не может он прибежать в аптеку и наглотаться там всяческих лекарств. Для начала необходимо обратиться к опытному врачу, поставить точный диагноз, профессионально определить курс лечения. А если человек начнет проявлять свою самодеятельность в медицине, лечить себя лекарствами, прописанными его другу, то это все не только ему не поможет, но лишь навредит, еще больше усугубив его состояние! Ибо то, что подходит другу-приятелю, для самого человека может оказаться сущим ядом!

Например, есть люди, склонные по своей природе в каждом в первую очередь выискивать недостатки. И вот, услышав принцип «доверяй, но проверяй», они начнут «проверять» всех с удвоенной силой? Для их души это же сущий яд! Им-то как раз следовало работать над «доверяй».С другой стороны, бывают люди с душой нараспашку. В любой ситуации они готовы оправдать всех и каждого. И вот, если человек с подобной душевной организацией будет ставить акценты на «доверяй», это тоже вряд ли будет способствовать исцелению его души. Ему-то как раз необходимо научиться «проверять». Более того, его «доверяй» также будет далеко от совершенства. Заведомо считая каждого возвышенным идеалом, такие люди не смогут, к примеру, оценить эффекта своих замечаний и критики. Они не будут чувствовать, насколько своей открытостью, своим «доверием» они могут лишь ранить другого — то, чего они могли бы избежать, научившись «проверять», учитывать несовершенство каждого.И так во всей Торе каждый должен искать свое индивидуальное лекарство в соответствии со своими личными качествами и пристрастиями. Гордецу необходимо искать смирения, а человеку с заниженной самооценкой — научиться гордиться там, где это уместно. У того, кто не будет принимать во внимание свою индивидуальность, свои характерные черты и в том числе и свои слабости, Тора-то будет, но это не будет истинно его Тора.


[1] Берешит раба.

[2] Потомок Кнаана, проклятого Ноахом. — прим. перев.

[3] Потомок Авраама, получившего благословение Творца. — прим. перев.

С любезного разрешения главного раввина Литвы, р. Хаим Бурштейна


В этой главе Тора продолжает повествовать о жизни праотца Яакова: Яаков возвращается в родные края, где ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Читать дальше

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваишлах

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Почему молчал Яаков?

Борух Шлепаков

Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?

Недельная глава Ваишлах

Рав Реувен Пятигорский

По материалам газеты «Исток»

«ВАИШЛАХ» («И ПОСЛАЛ»). Две опасности

Рав Бенцион Зильбер

Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.

Сделка с дьяволом или сила духа?

Рав Арье Кацин

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Врата востока. Недельная глава Ваишлах

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Ваишлах

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего