Из цикла «Уровень человека», темы: Ноах, Авраам, Уровень человека, Саба из Навардока, Праведник
С Адама началась новая эра духовной жизни человечества. Теперь человек уже не может снять с себя покровы материальности и природных влечений, и всю жизнь он вынужден бороться со своим естеством и дурными свойствами своего характера. И это борьба между разумом и вожделением — война не на жизнь, а на смерть. Потомки Первого Человека не смогли дать достойный отпор противнику, и с каждым поколением духовное состояние человечества становилось все плачевней вплоть до полного извращения. Человеческие злодеяния дошли до такой крайности, что Творец уже сожалел о Своем творении и сказал: «Сотру Я сотворенного Мной человека с лица земли». Это было поколение потопа.
Но в час, когда все человечество извратилось уже настолько, что это перешло все мыслимые границы, и когда даже звери пошли по людским стопам, нашелся один человек, не испорченный духом времени. Он крепко стоял на ногах, не поддаваясь влиянию веяний, захлестнувших весь мир. Он был живым укором своим современникам. Этим человеком был Ноах.
«Ноах был человеком цельным, праведным в своем поколении. С Б-гом ходил Ноах» (Берешит 6:9). И поясняет Раши: «С Б-гом ходил Ноах» — Ноах нуждался в поддержке Творца. Что имеется в виду? Ноах еще не достиг уровня полного духовного совершенства, осознание им добра еще не было столь крепким, чтобы обходиться без помощи Творца. Он принадлежал к числу тех, о ком Виленский Гаон пишет, что без поддержки Всевышнего ему не выстоять. То есть, если человек достигает такого уровня, когда со своей стороны он сделал все, что мог, но только без помощи Творца ему не устоять, тогда «Всевышний его не оставит», поскольку внутренняя глубина любви и богобоязненности зависит от Небес.
Это и был уровень Ноаха. Со своей стороны, в том, что касалось его возможностей и сил, он служил Творцу с максимальной самоотдачей. Но что касается внутреннего настроя любви и богобоязненности, в этом у него еще была минимальная нехватка, и он нуждался в поддержке Творца. Об этом сказали наши благословенной памяти мудрецы: «Верит и не верит, но его подтолкнули воды». Верит в то, что касается своего служения, — все, что в его силах. Но не верит в той малости, где ему необходима поддержка Творца. Полная противоположность своим современникам, которые также не верили и верили: не верили, что они могут что-либо сделать, как это впоследствии сформулировал Рамбам[1]: «Каждый может стать праведником, как Моше-рабейну, или злодеем, подобно Йароваму». А вот в поддержку Творца они-то как раз верили: а почему бы и нет, если она сама придет к ним в руки? И те же самые воды, подтолкнувшие Ноаха в ковчег, оттолкнули от него его современников.
Ибо такова суть испытания: оно поднимает того, кто его выдерживает, и опускает того, кто на нем спотыкается. Такое мы видели и во время войны: те, кто искал Всевышнего, выдержали испытания, и эти испытания их только возвысили, и воды подтолкнули их в ковчег. А тех, кто не доверился Творцу, испытание сломило и оттолкнуло их от ковчега, в котором они уже стояли одной ногой.
В том, что Ноах был цельным праведником, нет никаких сомнений — об этом свидетельствует сама Тора. Однако мы еще не уяснили причину его праведности — что двигало им, когда он решил так отличиться от своих современников? По этому вопросу разделились мнения наших благословенной памяти мудрецов, по-разному толковавших слова «в своем поколении». Что значит «в своем поколении»? По одному мнению, это — дополнительная похвала в адрес Ноаха, а по другому — скрытый упрек. Согласно первому, живи он в другом поколении, например, в поколении Авраама, он был бы еще более праведным. Согласно второму, в поколении Авраама он бы не представлял собой ничего особенного[2].
Следует отметить, что никто из мудрецов не сомневался в праведности Ноаха. Разногласия порождал лишь вопрос, что побудило Ноаха быть таким праведником. По одному мнению, Ноах руководствовался исключительно поиском правды. Зов истины — вот, что вынудило Ноаха возвыситься над своими современниками, чтобы не утонуть в море вожделений вместе с ними. И уж если б он жил в эпоху Авраама, то достиг бы еще больших высот праведности. Ведь если даже в условиях своего извращенного поколения он расслышал зов истины и остался верен ему, то, что и говорить, каким бы праведным он был без всяких посторонних помех!
Однако, по другому мнению, одного поиска правды было недостаточно Ноаху, чтобы решиться стать праведником своего поколения. Если б им двигало только это, он был бы готов оставаться обычным, средним, порядочным человеком. Но Ноах видел, что творится в его окружении, он видел, во что превратились его современники, до каких извращений дошло все поколение, какие отвратительные свойства души они в себе развили. На фоне всего этого он сделал для себя вывод, что в такой ситуации невозможно довольствоваться «тепленьким», живя так, чтоб было ни горячо, ни холодно. Потому что, если он не займет наивысшую ступень, земная суета непременно затянет его все ниже и ниже, а потому обстоятельства не позволяют ограничиться чем-то ниже высшего уровня, иначе под ледяным влиянием окружения от «тепленького» ничего не останется. Но если так, то в поколении Авраама, когда поколение было все-таки лучше, а духовная опасность — меньше, вполне возможно, что Ноах избрал бы более умеренный путь, не стремясь занять самую высокую духовную ступень.
Для иллюстрации можно привести в пример пассажира, путешествующего билетом первого класса. Если дело происходит в мирное время, и все вагоны свободны, то поездка билетом первого класса, в самом деле, свидетельствует о богатстве пассажира. Но если человек едет билетом первого класса в военное время, когда все другие вагоны забиты солдатами и военными, его билет не обязательно свидетельствует о его состоятельности — просто у него нет другого выбора. И об этом состоянии говорят наши благословенной памяти мудрецы: если бы Ноах жил во времена Авраама, он, возможно, не выделялся бы своей праведностью. Ведь не исключено, что он выбрал путешествие первым классом, осознавая, что иначе его поезд просто ушел бы, и он остался на перроне ни с чем.
Но как бы то ни было, в том, что Ноах был праведником — пассажиром первого класса — ни у кого нет никаких сомнений. И потому «Ноах был человеком цельным, праведным в своем поколении».
[1] Законы раскаяния 5:2.
[2] Санхедрин 108.
С любезного разрешения главного раввина Литвы, р. Хаим Бурштейна
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.