Из цикла «Если хочешь жить достойно», темы: Хеврута, Насо, Изучение Торы, Зелиг Плискин, Сота, Отношения между людьми
ВОТ РОДОСЛОВНАЯ АЃАРОНА И МОШЕ В ДЕНЬ, КОГДА БОГ ГОВОРИЛ С МОШЕ НА ГОРЕ СИНАЙ. И ВОТ ИМЕНА СЫНОВЕЙ АЃАРОНА: ПЕРВЕНЕЦ — НАДАВ, АВИЃУ, ЭЛЬАЗАР И ИТАМАР (Бемидбар, 3:1,2)
Раши цитирует Талмуд (Санѓедрин), который поясняет, почему написано «Вот родословная Аѓарона и Моше», а упомянуты только сыновья Аѓарона. — Отсюда следует: кто учит Торе сына ближнего, как Моше (см. Эрувин), как бы дает ему рождение.
«Нет обнаженней человека, чем тот, у кого нет Торы и заслуги исполнения заповедей».
Мы обязаны одевать тех, кто наг. Тем более, обеспечивать духовной одеждой тех, кто ее лишен (Аѓават хесед).
Школа Ѓилеля учит: «Человек обязан учить Торе всех. Потому что многие были грешниками, а их дети стали праведными и благочестивыми». То есть благодаря учению изменились не только они, но и их дети и дети детей стали праведниками (Авот дераби Натан и Биньян Йеѓошуа).
И НАПИШЕТ СВЯЩЕННИК ЭТО ПРОКЛЯТИЕ НА ПЕРГАМЕНТЕ, И СОТРЕТ ЕГО В ВОДУ ГОРЕЧИ (Бемидбар, 5:23)
Пока был Храм, женщина, которую муж заподозрил в неверности, могла доказать свою чистоту. Коэн давал ей выпить воду, в которую стирал надпись с именем Бога. Если была виновна, в муках умирала. А если невиновна, вода не приносила ей вреда. Более того, в положенный срок у нее рождался ребенок, даже если прежде была бесплодна, а муж после этого испытания не мог с ней развестись. Хотя в обычных обстоятельствах имя Бога запрещено стирать, ради восстановления мира между мужем и женой Он разрешает пойти и на это.
Пеле йоэц пишет, что родители мужа и жены должны всеми силами избегать споров и ссор. Если видят неправильное поведение молодых, не должны рассказывать сыну или дочери, что невестка или зять неправильно поступили. Передача такой порочащей информации может причинить большие страдания.
ОЗАРИТ ТЕБЯ БОГ ЛИЦОМ СВОИМ И ПОМИЛУЕТ ТЕБЯ (Бемидбар, 6:25)
Мы должны уподобляться Богу, а как это возможно, исходя из этого стиха?
Шамай сказал: «Принимай каждого с приветливым выражением лица» (Пиркей авот). Это можно разделить на три части:
Бог воздает человеку мера за меру (Сота), поэтому озарит Своим лицом того, чье лицо сияет для друга (Рав Авигдор Миллер, Пойте праведники).
Рав Матия, сын Хараша, говорил: «Первым приветствуй каждого человека» (Пиркей авот).
По разным причинам человек может колебаться, приветствовать ли первым. Одни считают, что это недостойно их положения. Другие боятся из-за чувства неуверенности, опасаясь, что ответом на их дружелюбие будет ледяное молчание. Но независимо от причин так поступать не следует. Всегда надо приветствовать первым. Талмуд (Брахот) говорит, что никому не удавалось поздороваться с раби Йохананом бен Закаем первым, даже язычнику на базаре.
Это правило особенно важно при встрече с тем, кто враждебно настроен или просто не в лучших с вами отношениях. Сердечное приветствие может смягчить его враждебность, разрушить стену непонимания и горечи, которая вас разделяет. Нет силы, которая сравнилась бы с улыбкой по способности разрушать ледяную стену ненависти (Этика с Синая).
Аѓарон, первосвященник, дружескими приветствиями побуждал людей раскаиваться. Он тепло приветствовал того, кто согрешил, и в следующий раз, собираясь сделать грех, тот думал: «Аѓарон всегда так приветливо меня встречает, как же я на него посмотрю, если согрешу?» Так он отвращал людей от греха (Авот дераби Натан).
Если вы встречаете двух людей, один из которых одет богато, а другой — бедно, и первого приветствуете с большим энтузиазмом, чем второго, вы виновны в фальши. Выходит, вы приветствуете не человека, а его одежду (Ор йохэйл).
Есть обязанность отвечать на приветствие. И когда вы этого не делаете, вы виноваты в воровстве (Брахот).
С любезного разрешения переводчика и издателя Гедалии Спинаделя, изд-во Ам Асефер
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.