Кто такой уважаемый человек? Тот, кто уважает других людей. Эту фразу тоже можно понять на основе того, о чем мы только что говорили. Мишна хочет сказать, что уважаемый человек — не тот, кого уважают другие люди. Уважение других — не основание для того, чтобы назвать человека уважаемым, поскольку оно не есть его собственное качество. Это внешнее уважение определяется другими людьми, которые проявляют это уважение! Значит, это свойство — быть уважаемым — заключено не в самой личности этого уважаемого человека, а ведь (в мишне речь идет) о таких качествах личности, которые должны быть присущи ей самой. Поэтому мишна говорит: Кто такой уважаемый человек? Тот, кто уважает других людей. То есть, человек, которому присуще стремление уважать (других, и будет) считаться обладающим этим качеством. Ведь когда он уважает других, в его личности проявляется уважение как одно из ее свойств. Поэтому наши мудрецы сказали (Мидраш Танхума на раздел Беаалотха): «Б-г называется Царем почитаемым, поскольку уделяет почет тем, кто трепещет перед Ним». Дело именно в том, что почитаемый (способен) уделить почет другим, и эта (склонность к уважению, проявляющаяся в нем), представляет собой черту именно его личности, а не приходит извне.
В качестве доказательства Бен Зома приводит стих из Писания (I Шмуэль 2:30) Ибо почитающих Меня Я почту, а презирающие Меня будут опозорены. По какой же причине почитающие Б-га будут почтены? Неверно было бы сказать, что стих подразумевает известное качество Б-жественной справедливости «мера за меру»: ведь тогда не было бы причины разъяснять действие этого принципа именно в применении к почету, поскольку принцип этот всеобъемлющий.
Стих на самом деле следует понимать так: «Почитающие Меня, делая это, проявляют склонность собственных личностей к уважению. А поскольку в них присутствует эта черта, Я тоже буду почитать их». Теперь ты видишь, что тот, кто почитает других, обладает почетом, и (поэтому именно) его подобает почитать.
(Почему же Бен Зома) обсуждает именно эти четыре качества и ничего не говорит о других? Дело в том, что все эти качества обладают одной общей чертой: они описывают человека, однако не обязательно представляют собой свойства его самого. Поэтому возникает необходимость разъяснить (например), какой именно человек заслуживает именоваться мудрецом: тот, кто учится у всех. Только ему подобает это название, потому что только у него мудрость становится свойством самой личности. Также (необходимо разъяснить), кто может называться богатырем: тот, кто подчиняет собственное дурное побуждение. Только такой человек является богатырем по своей собственной природе, а не тот, кто нападает на других и побеждает их, — ведь мощь такого воина нуждается в подтверждении извне! И богатым тоже называется не тот, кто хранит в сундуке огромные суммы денег, поскольку такой человек богат не сам по себе (а лишь благодаря своим деньгам). (Так назовут лишь того), кто радуется своему уделу, поскольку именно для него богатство — свойство его собственной личности. И уважаемым поистине тоже называется тот, кто сам уважает других, поскольку склонность к уважению заключена в его личности, — а не тот, кого уважают другие, ибо в этом случае уважение он обретает лишь через посредство других, и тогда это определение не связано лично с тем, кого этим словом определяют. (Таким образом) все четыре (перечисленных в мишне) качества имеют одно и то же объяснение.
Кроме того, Бен Зома выбрал именно эти четыре качества по той причине, что и Писание говорит о них, причем, именно в том порядке, который предпочел Бен Зома. Стих (Йирмия 9:22) говорит: «Пусть не хвалится мудрый своей мудростью, и пусть не хвалится богатырь своей мощью, пусть не хвалится богач своим богатством…» То есть (по крайней мере) три качества из этого списка пророк перечисляет именно в этом порядке. Дело в том, что эти три качества описывают человеческую личность, ибо человек (непременно) обладает и разумом, и душой, и богатством (то есть, имуществом), и не владея этими тремя, человек существовать не может. (И вот) пророк объясняет, что мудрому человеку не следует похваляться величием своего разума, одной из частей человека; и не следует хвалиться также мощью, то есть, силой определенного качества души (другой его части). И существует также третье (качество), тоже связанное с человеком, — его богатство, то есть, имущество, которым он владеет. Без него человека тоже не бывает, хотя оно и не есть часть самого человека (в той же степени, что и) разум, и душа. Именно поэтому стих соединяет мудрость и мощь соединительным союзом «и»: (пророк хотел показать), что душа и разум объединены. Имущество же — это нечто совершено обособленное от хозяина, поэтому отрывок о богатстве записан без соединительного союза: «пусть не хвалится богач…»
(В этом стихе есть еще одна особенность: из трех отрывков) только в одном — о богатыре — использован определенный артикль. Причина в том, что обычно, когда богатырь проявляет свою мощь, (побеждая) других, его имя становится широко известным в мире. Поэтому пророк объясняет: тот самый, известный, уже прославившийся богатырь не должен гордиться своей мощью, хотя весь мир и восхваляет ее.
И мудрец Бен Зома (вначале) перечислил эти три качества, первое из которых — свойство разума, а второе — свойство души, то есть, двух различных частей человека; третье же — это богатство, то есть, имущество, которым человек владеет. И (к этим трем) он добавляет еще одно (четвертое качество), говоря: Кто такой уважаемый человек? Дело в том, что каждое из первых трех качеств представляет собою некое особое свойство человека, независимое от остальных, а четвертое, уважение, объединяет в себе первые три. Ведь уважения (человек заслуживает) лишь за обладание одним из этих трех свойств. Так, уважение подобает мудрецу, в силу сказанного (Мишлей 3:35): «Мудрые наследуют уважение». Мощь богатыря — особенно значимая причина для уважения, когда он проявляет ее, побеждая другого и становясь властителем над ним. Поэтому (как мы уже сказали) богатырь — единственный, по отношению к кому пророк Йирмия употребил определенный артикль. А в другом месте (I Диврей аямим 11:24) о великом воине говорится: «И он был именит среди (трех) богатырей». И богатство тоже вызывает уважение. Когда сыновья Лавана обвиняли Яакова в том, что он создал себе состояние на скоте, украденном у их отца, они выразились так (Берешит 31:1): «И из того, что принадлежит нашему отцу, создал весь этот почет». (То есть, словом «почет» они назвали богатство Яакова — перев.) А в Талмуде (Кидушин 49б) говорится: «Кто считается богатым? Тот, кого ради его богатства уважают все жители его города». Поэтому почет и уважение тесно связаны с этими тремя качествами.
(Есть и еще одна причина, по которой Бен Зома включил в свой список уважение в качестве четвертого качества). Она состоит вот в чем. Мудрость — это определение силы разума, богатырская мысль — силы души; богатство же — это имущество, которое человек приобрел и которое (тоже) принадлежит ему. (Но) и уважение тоже принадлежность человека, его одеяние — именно так характеризует его Талмуд (Шабат 113а). Комментируя стих (Йешая 58:13) «И почитай его, (отказываясь) от исполнения своих (обычных) путей», Талмуд говорит: Пусть твое одеяние в Шабат не будет таким же, как твое одеяние в будний день. Ведь раби Йоханан называет свою одежду «мой почет». Ты видишь, что одеяние человека называется его почетом, а поэтому и почет может быть назван одеянием. Выражение из книги Берешит (20:16) «Вот, оно для тебя покрывало для глаз» Онкелос переводит так: «Вот, это покрывало для тебя — уважение…» (Снова мы видим), что слова «одежда» и «уважение» взаимозаменяемы.
Таким образом, те четыре вещи, которые перечисляет Бен Зома, это те (качества), которые относятся к самой человеческой личности. Мы уже сказали, что первые три из них — мудрость, мощь и богатство — относятся к ней непосредственно, но и почет тоже относится к ней, ибо его можно считать как бы одеянием для человека.
И это объяснение чрезвычайно ясно, так что не оставляет места ни для каких сомнений у того, кто постиг глубины мудрости. (Такой человек) сможет понять порядок перечисления этих четырех качеств, ибо в нем заключена величайшая мудрость.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.