Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Земля Израиля, Талмуд, Амораим, Алия, Александр Кац
Раби Зейра — выдающийся праведник и мудрец, оказавший влияние на поколение знатоков Торы и в Земле Израиля, и в изгнании.
Родился в Вавилонии; учился у р. Уны (см.), руководителя ешивы в Суре, и у р. Йеуды бар Йехезкеля (см.), руководителя ешивы в Пумбедите (Менахот 29а, Брахот 39а).
Р. Зейра стремился совершенствоваться в познании Торы на Святой Земле. Вопреки запрету своего наставника р. Йеуды, он тайно покинул Пумбедиту и, добравшись до Йордана, переправился через него, ухватившись за веревку, протянутую прямо над водой от одного берега до другого — он вступил на Святую Землю мокрым до нитки. На вопрос, почему он действовал настолько поспешно, что даже не нашел перевозчика или мост, р. Зейра ответил: «Кто мог мне гарантировать, что я удостоюсь войти в страну, в которую не удостоились попасть даже Моше и Аарон» (Ктубот 110б-111а, 112а; ИТ Швиит 4:7).
Р. Зейра пришел в Тверию; он учился у р. Йоханана (см.) и р. Шимона бен Лакиша (см.), а затем и у их преемников — р. Ами бен Натана (см.) и р. Аси (см.).
Рассказывается, что р. Зейра держал сто постов с целью «забыть пути изучения Торы, принятые в Вавилонии» (Бава меция 85а) — чтобы навыки, полученные в ешивах Суры и Пумбедиты, не мешали ему в полной мере овладеть методами анализа, принятыми в Святой Земле. Объясняя столь существенное изменение своих подходов к постижению законов Торы, р. Зейра говорил: «Сам воздух Земли Израиля умудряет» (Бава батра 158б).
Р. Зейра получил смиху от мудрецов Тверии (Ктубот 43б, Раши; Санхедрин 14а).
Талмуд повествует: р. Зейра молился, «чтобы над ним не властвовал огонь Геинома» — ради этого он выдержал еще сто постов. Каждые 30 дней он устраивал испытание обыкновенным, земным огнем: «р. Зейра разжигал печь, заходил в нее — и огонь не причинял ему вреда» (Бава меция 85а).
Раби Зейра удостоился исключительного долголетия. На расспросы учеников, в заслугу чего он получил этот дар, р. Зейра перечислил несколько самых «простых» причин: он сказал, что «никогда в жизни не придирался к своим домашним, …и никогда не проходил четырех локтей без тфилин и не размышляя о Торе, и ни разу в жизни не задремывал в доме учения, и не разу не радовался несчастью своего ближнего» (Мегила 28а).
Ближайшим учеником р. Зейры был р. Ирмия (см.), один из лидеров следующего поколения мудрецов Земли Израиля.
Публикуется с разрешения издательства Швут Ами
Рав Шауль Вагшал
В полупраздничные дни нельзя заниматься бизнесом. Исключение составляют случаи, когда отказ от профессиональной деятельности обернется убытками. Это касается как наемных работников, так и владельцев частных предприятий.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В такую субботу принято радоваться больше обычного и подавать на стол дополнительные блюда.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Тора заповедала нам оказывать помощь навьюченным животным. Кроме того, нам запрещено мучить их и издеваться.
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Человек, который уповает на Всевышнего, верит в то, что Творец пошлет ему пропитание. История из Талмуда, которая иллюстрирует это правило.
Рав Арье Кармель
...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Работу, не терпящую отлагательства, разрешается выполнить в Холь аМоэд
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
После того, как пророчество исчезло, моральным ориентиром для евреев стали ешивы. К сожалению, их духовный потенциал многими отвергался.
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»
Притчи Хафец Хаима
Йегуда Авнер
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Массовая безработица, закрытие крупных предприятий и миграция обедневших жителей — явления одного порядка. Их причиной является отказ от субсидирования изучения Торы.
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»