Темы: Богатство, Скромность, Йешива, Вавилонский талмуд, Талмуд, Амораим, С. Бернфельд, Бедность
Рав Уна — вавилонский аморай второго поколения и глава йешивы в Суре. Родился около 216 года, умер в 296 или 297 году (в 608 году селевкидской эры, согласно Раву Шрире-гаону) или в 290 году, согласно Аврааму ибн-Дауду. Он был наиболее выдающимся учеником Рава (Аббы Арики), под руководством которого приобрёл такие познания в Талмуде, что одним из трёх желаний Равы было обладание мудростью рава Уны (В. Талмуд, Моэд Катан 28а). За крайнее благочестие рава Уну звали «одним из вавилонских хасидов» (В. Талмуд, Таанит 23б), и уважение, которым он пользовался, было так велико, что, хотя он и не был коэном, по субботам и праздникам его первым приглашали в синагоге к чтению Торы.
Хотя рав Уна приходился родственником Рейш-Галута («Главе изгнания»), в начале своей деятельности он был так беден, что ему пришлось заложить пояс, чтобы купить вина на субботу (В. Талмуд, Мегила 27 б). Рав благословил его богатством, и это благословение исполнилось: ко времени свадьбы своего сына рав Уна был уже очень богат (там же). У него были многочисленные стада баранов, находившиеся под наблюдением его жены Хобы (В. Талмуд, Бава Кама 80а), и даже в дождливую погоду его носили по городу в позолоченных носилках (В. Талмуд, Таанит 20 б).
Рав Уна был очень щедр. Он за свой счёт отстраивал ветхие жилища бедняков. В голодные годы его дом всегда был открыт и его слуги выкликали: «Кто голоден, пусть войдёт и ест» (там же).
После смерти своего учителя — Рава рав Уна начал преподавать вместо него в Сурской йешиве, однако не был назначен главой йешивы, пока не умер друг Рава, Шмуэль (около 256 года). Когда рав Уна возглавил учебное заведение в Суре, носившее прежде название «сидра», оно получило название «метивта», т. е., йешива. Рав Уна, таким образом, стал первым главой йешивы.
Под руководством рава Уны престиж йешивы чрезвычайно возрос, слушатели стекались в неё отовсюду. Их число достигало восьмисот человек, и всех их рав Уна содержал за свой счёт (В. Талмуд, Ктубот 106а). Кроме рава Уны, им преподавали ещё двенадцать помощников (амораев). Во времена руководства рава Уны мудрецы Эрец-Исраэль утратили своё первенство в изучении Торы, и рав Уна несколько раз прямо заявлял, что теперь йешивы обеих стран совершенно равны между собой (В. Талмуд, Гитин 6а, Бава Кама 80а).
Пока рав Уна был жив, первенство в Вавилонии оставалось за йешивой в Суре. Сорок лет рав Уна стоял во главе йешивы. Умер он внезапно, восьмидесяти лет от роду (В. Талмуд, Моэд Катан 28а). Его останки были перенесены в Эрец-Исраэль; там его похоронили возле могилы Хии Рабба (там же, 25а).
Лучшим учеником рава Уны был рав Хисда, бывший его учеником-товарищем ещё при жизни Рава. Другими его учениками, о которых упоминается в Талмуде, были Абба б. Зевда, р. Гиллель, р. Хелбо, рав Шешет и собственный сын, Раба (там же, 25а).
Рав Уна передаёт много законов Рава, иногда без упоминания его имени (В. Талмуд, Шабат 24а и в других местах). Его собственных законов очень много в Вавилонском Талмуде, и, хотя некоторые его решения противоречили постановлениям Рава (В. Талмуд, Шабат 21, ср. 128а), он объявил Рава высшим галахическим авторитетом (В. Талмуд, Нида 24 б).
Постановления рава Уны в области семейного и гражданского права всегда отличаются оригинальностью (В. Талмуд, Ктубот 58 б, Гитин 72 б, Бава Кама 118а). Он обладал познаниями в медицине и естественной истории и использовал эти сведения для некоторых своих постановлений, а также объяснял с их помощью многие трудные слова, встречающиеся в Мишне и Барайте (В. Талмуд, Шабат 54 б, Йевамот 75 б и др.).
Рав Уна был также выдающимся агадистом, и его агадот были известны в Эрец-Исраэль — благодаря его ученикам, среди которых был и рабби Зейра (Песикта раббати 13 б, ср. также Иерусалимский Талмуд, Шабат VII , 2, где приводятся также некоторые из его галахот, переданные рабби Зейрой). Многие агадот рава Уны находятся в Вавилонском Талмуде, некоторые он передаёт от имени Рава, а другие — от своего собственного имени. В особенности он старался объяснить тексты Писания, на первый взгляд противоречащие друг другу, например, Шмуэль II , 7; 10 и Диврей а-Йамим I , 17; 10 (В. Талмуд, Брахот 7 б). Он говорит также о проблеме благополучия нечестивых и страдания праведников в этом мире, доказывая, что Всевышний карает и наказывает тех, кто грешит (В. Талмуд, Брахот 5а).
Приведём некоторые изречения рава Уны: «Выходящий из синагоги не должен делать больших шагов» (В. Талмуд, Брахот 6 б). «Кто соблюдает заповедь зажигания субботних свечей, у того в награду будут дети-учёные; кто соблюдает заповедь мезузы, будет вознаграждён красивым жилищем; кто соблюдает заповедь цицит, будет вознаграждён красивой одеждой; кто делает по субботам и праздникам кидуш над вином, будет вознаграждён мехами, наполненными вином» (В. Талмуд, Шабат 23 б).
Рав Уна отличался большой терпимостью и высказывался по разным поводам за мягкое обхождение с язычниками (В. Талмуд, Бава Мециа 70 б). Он был также чрезвычайно скромен: когда он ещё не был богат, не стыдился сам обрабатывать своё поле или возвращаться вечером с лопатой на плече (В. Талмуд, Мегила 28а). Когда две спорящие стороны просили его рассудить их, он отвечал им: «Дайте мне человека, который будет обрабатывать моё поле на то время, пока я буду судьёй между вами» (В. Талмуд, Ктубот 105 а). Рав Уна покорно перенёс суровое замечание своего учителя Рава (В. Талмуд, Эрувин 15а, Иерусалимский Талмуд I , 3), но был нетерпим к непочтительному обращению со стороны людей, стоящих ниже его в изучении Торы (В. Талмуд, Ктубот 69а, Бава Мециа 33а).
Читайте: История передачи Устной Торы
Читайте: обзор по теме Мудрецы Талмуда — Амораи
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.