Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Кто соблюдает заповедь зажигания субботних свечей, у того в награду будут дети-учёные; кто соблюдает заповедь мезузы, будет вознаграждён красивым жилищем; кто соблюдает заповедь цицит, будет вознаграждён красивой одеждой; кто делает по субботам и праздникам кидуш над вином, будет вознаграждён мехами, наполненными вином». История жизни великого мудреца Талмуда, «Хасида Вавилонии», рава Уны

Рав Уна — вавилонский аморай второго поколения и глава йешивы в Суре. Родился около 216 года, умер в 296 или 297 году (в 608 году селевкидской эры, согласно Раву Шрире-гаону) или в 290 году, согласно Аврааму ибн-Дауду. Он был наиболее выдающимся учеником Рава (Аббы Арики), под руководством которого приобрёл такие познания в Талмуде, что одним из трёх желаний Равы было обладание мудростью рава Уны (В. Талмуд, Моэд Катан 28а). За крайнее благочестие рава Уну звали «одним из вавилонских хасидов» (В. Талмуд, Таанит 23б), и уважение, которым он пользовался, было так велико, что, хотя он и не был коэном, по субботам и праздникам его первым приглашали в синагоге к чтению Торы.

Хотя рав Уна приходился родственником Рейш-Галута («Главе изгнания»), в начале своей деятельности он был так беден, что ему пришлось заложить пояс, чтобы купить вина на субботу (В. Талмуд, Мегила 27 б). Рав благословил его богатством, и это благословение исполнилось: ко времени свадьбы своего сына рав Уна был уже очень богат (там же). У него были многочисленные стада баранов, находившиеся под наблюдением его жены Хобы (В. Талмуд, Бава Кама 80а), и даже в дождливую погоду его носили по городу в позолоченных носилках (В. Талмуд, Таанит 20 б).

Рав Уна был очень щедр. Он за свой счёт отстраивал ветхие жилища бедняков. В голодные годы его дом всегда был открыт и его слуги выкликали: «Кто голоден, пусть войдёт и ест» (там же).

После смерти своего учителя — Рава рав Уна начал преподавать вместо него в Сурской йешиве, однако не был назначен главой йешивы, пока не умер друг Рава, Шмуэль (около 256 года). Когда рав Уна возглавил учебное заведение в Суре, носившее прежде название «сидра», оно получило название «метивта», т. е., йешива. Рав Уна, таким образом, стал первым главой йешивы.

Под руководством рава Уны престиж йешивы чрезвычайно возрос, слушатели стекались в неё отовсюду. Их число достигало восьмисот человек, и всех их рав Уна содержал за свой счёт (В. Талмуд, Ктубот 106а). Кроме рава Уны, им преподавали ещё двенадцать помощников (амораев). Во времена руководства рава Уны мудрецы Эрец-Исраэль утратили своё первенство в изучении Торы, и рав Уна несколько раз прямо заявлял, что теперь йешивы обеих стран совершенно равны между собой (В. Талмуд, Гитин 6а, Бава Кама 80а).

Пока рав Уна был жив, первенство в Вавилонии оставалось за йешивой в Суре. Сорок лет рав Уна стоял во главе йешивы. Умер он внезапно, восьмидесяти лет от роду (В. Талмуд, Моэд Катан 28а). Его останки были перенесены в Эрец-Исраэль; там его похоронили возле могилы Хии Рабба (там же, 25а).

Лучшим учеником рава Уны был рав Хисда, бывший его учеником-товарищем ещё при жизни Рава. Другими его учениками, о которых упоминается в Талмуде, были Абба б. Зевда, р. Гиллель, р. Хелбо, рав Шешет и собственный сын, Раба (там же, 25а).

Рав Уна передаёт много законов Рава, иногда без упоминания его имени (В. Талмуд, Шабат 24а и в других местах). Его собственных законов очень много в Вавилонском Талмуде, и, хотя некоторые его решения противоречили постановлениям Рава (В. Талмуд, Шабат 21, ср. 128а), он объявил Рава высшим галахическим авторитетом (В. Талмуд, Нида 24 б).

Постановления рава Уны в области семейного и гражданского права всегда отличаются оригинальностью (В. Талмуд, Ктубот 58 б, Гитин 72 б, Бава Кама 118а). Он обладал познаниями в медицине и естественной истории и использовал эти сведения для некоторых своих постановлений, а также объяснял с их помощью многие трудные слова, встречающиеся в Мишне и Барайте (В. Талмуд, Шабат 54 б, Йевамот 75 б и др.).

Рав Уна был также выдающимся агадистом, и его агадот были известны в Эрец-Исраэль — благодаря его ученикам, среди которых был и рабби Зейра (Песикта раббати 13 б, ср. также Иерусалимский Талмуд, Шабат VII , 2, где приводятся также некоторые из его галахот, переданные рабби Зейрой). Многие агадот рава Уны находятся в Вавилонском Талмуде, некоторые он передаёт от имени Рава, а другие — от своего собственного имени. В особенности он старался объяснить тексты Писания, на первый взгляд противоречащие друг другу, например, Шмуэль II , 7; 10 и Диврей а-Йамим I , 17; 10 (В. Талмуд, Брахот 7 б). Он говорит также о проблеме благополучия нечестивых и страдания праведников в этом мире, доказывая, что Всевышний карает и наказывает тех, кто грешит (В. Талмуд, Брахот 5а).

Приведём некоторые изречения рава Уны: «Выходящий из синагоги не должен делать больших шагов» (В. Талмуд, Брахот 6 б). «Кто соблюдает заповедь зажигания субботних свечей, у того в награду будут дети-учёные; кто соблюдает заповедь мезузы, будет вознаграждён красивым жилищем; кто соблюдает заповедь цицит, будет вознаграждён красивой одеждой; кто делает по субботам и праздникам кидуш над вином, будет вознаграждён мехами, наполненными вином» (В. Талмуд, Шабат 23 б).

Рав Уна отличался большой терпимостью и высказывался по разным поводам за мягкое обхождение с язычниками (В. Талмуд, Бава Мециа 70 б). Он был также чрезвычайно скромен: когда он ещё не был богат, не стыдился сам обрабатывать своё поле или возвращаться вечером с лопатой на плече (В. Талмуд, Мегила 28а). Когда две спорящие стороны просили его рассудить их, он отвечал им: «Дайте мне человека, который будет обрабатывать моё поле на то время, пока я буду судьёй между вами» (В. Талмуд, Ктубот 105 а). Рав Уна покорно перенёс суровое замечание своего учителя Рава (В. Талмуд, Эрувин 15а, Иерусалимский Талмуд I , 3), но был нетерпим к непочтительному обращению со стороны людей, стоящих ниже его в изучении Торы (В. Талмуд, Ктубот 69а, Бава Мециа 33а).

Читайте: История передачи Устной Торы

Учить Талмуд по Интернету

Читайте: обзор по теме Мудрецы Талмуда — Амораи


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше