Из цикла «История еврейского народа», темы: Ешива, Вавилонский талмуд, Талмуд, Рав Моше Ойербах, Вавилон, История еврейского народа, Амораим, Диаспора
Еще во времена танаев в Вавилонии существовали большие ешивы. Однако тогда все мудрецы признавали Эрец Исраэль центром Торы. Великие законоучители, подобно Гилелю и р. Хие, покинули Вавилонию, чтобы изучать и преподавать Тору в Святой Земле. В конце эпохи танаев центром иудаизма в Вавилонии стал город Неардея. Ешива Неардеи называлась Сидра, а возглавлял ее Рейш Сидра. Во времена р. Хии этот пост занимал р. Шела.
В 3979 (219) году из Эрец Исраэль в Вавилонию возвратился р. Аба — ученик Раби и р. Хии. В Вавилонии р. Абу называли просто Рав. После смерти р. Шелы мудрецы Неардеи собирались сделать Рава главой ешивы, но он предложил назначить на эту почетную должность Шмуэля, уроженца Неардеи. Сам Рав переехал в город Суру, где и основал свою ешиву. Сура располагалась на юге Вавилонии. До приезда туда Рава в тех краях не было ни одной ешивы. Благодаря ему Сура стала одним из важнейших центров изучения Торы. После того как ешива в Тверии утратила главенствующую роль, центральное место в изучении Торы заняли ешивы Неардеи и Суры, которыми руководили Шмуэль и Рав. Эти ешивы назывались по-арамейски метивтами.
Хотя в ешивах круглый год было многолюдно, особенно большое количество учеников съезжалось в месяцы элуль и адар, которые назывались месяцами собраний. Это время посвящали интенсивному изучению определенного трактата Мишны. В конце такого месяца глава метивты объявлял название трактата, который будет изучаться на протяжении следующей половины года. Мудрецы должны были изучать этот трактат дома, чтобы на следующей сессии обсудить его под руководством главы метивты. Месяцы адар и элуль были выбраны потому, что в это время прерывались земледельческие работы и это облегчало приезд в метивту мудрецов, зарабатывавших себе на жизнь обработкой земли.
Рав и Шмуэль были большими друзьями, однако это не мешало им вести жаркие алахические дискуссии. По вопросам алахических запретов и разрешений преобладала точка зрения Рава, который учился у последнего поколения танаев Эрец Исраэль. Шмуэль же был признанным авторитетом в вопросах, связанных с имущественными спорами. Он также врачевал и хорошо разбирался в законах природы. Шмуэль учился в ешиве Раби, который хотел дать ему смиху. Однако каждый раз что-то мешало Раби выполнить свое решение. Поэтому Шмуэль так и не получил титула раби, и его называют просто Шмуэль или Map Шмуэль.
Рав и Шмуэль составили новые молитвы, а также ввели в службу некоторые молитвы своих предшественников. В тот самый шабат, когда евреи благословляют наступающий месяц, ашкеназские общины произносят молитву «Дай нам долгие дни», которую Рав произносил каждый день по окончании молитвы. От Рава и его учеников идет традиция строения молитвы Мусаф Рош ашана. Хотя основы этой молитвы установлены еще Мишной, Рав и его ученики расширили ее рамки и изложили ее величественным языком, соответствующим святости этого дня.
После смерти Рава в 4007 (247) году Шмуэль на протяжении семи лет был руководителем мудрецов Вавилонии. Некоторые из учеников Рава переехали в Неардею, чтобы продолжать учиться у Шмуэля (Рав Йеуда бен Ехезкель). Ученики, оставшиеся в Суре, для разрешения сложных вопросов также обращались к Шмуэлю.
Во времена Рава и Шмуэля политическое положение в Вавилонии изменилось. Власть в стране захватил царь Ардэшир из Сасана. Языческие священники-огнепоклонники (хабарей на языке Талмуда) помогли Ардэширу установить свое господство. Евреям было запрещено пользоваться огнем (поэтому евреи часто не могли зажигать свечи Хануки на улице, как положено по закону). Персы не хоронили умерших в земле, а клали их на высокие башни, оставляя на съедение птицам. Они полагали, что захоронения оскверняют землю, и поэтому запретили евреям хоронить умерших и разрушили еврейские кладбища. К счастью, вскоре Ардэшира сменил на престоле Шабур, и преследования евреев прекратились. Языческие священники не имели влияния на Шабура. Царь очень уважал Шмуэля, и благодаря этому положение евреев значительно улучшилось.
Прошло около пяти лет после кончины Шмуэля, и Неардея была разрушена военачальником Пальмиры Папой бар Нацаром. Еще до разрушения города ешива Неардеи переехала в Пумбедиту. На протяжении почти восьми веков Пумбедита являлась центром изучения Талмуда.
После смерти Шмуэля главой еврейских мудрецов стал р. Йоханан, живший в Эрец Исраэлъ. С его смертью центр изучения Торы снова переместился в Вавилонию. Лидером поколения являлся р. .Уна, ученик Рава и руководитель сурской ешивы. В это время рав Йеуда бар Ехезкель руководил ешивой в Пумбедите и после смерти р. Уны наследовал ему как глава еврейских мудрецов. Он обладал необыкновенно проницательным умом (хариф) и старался привить своим ученикам это ценное качество. Поэтому мудрецов Пумбедиты также называют харифей Пумбедита. Ко второму поколению амораев причисляют также рава Хисду и рава Нахмана бар Якова.
Руководителями третьего поколения являлись Раба бар Нахмани и р. Йосеф из Пумбедиты. Рабу бар Нахмани за его острый и проницательный ум называли Окер арим (вырывающий горы), а р. Йосефа — Синай за его всеобъемлющие знания.
Должность руководителя ешивы не приносила доходов. Лишь немногие, подобно раву Уне и раву Хисде, обладали значительным состоянием. Остальные бедствовали. В доме у Рабы зачастую не было даже черного хлеба. Завистники Рабы донесли на него персидскому царю, и тот отдал приказ арестовать мудреца. Раба был вынужден бежать, долго скрывался от преследования и умер в своем укрытии среди зарослей тростника. После его смерти ешивой руководил друг Рабы — рав Йосеф.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Читайте: обзор по теме Мудрецы Талмуда — Амораи
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В чем виноват Эйсав?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Дети похожи на стрелы. Их легко выпустить из рук, но тяжело догнать и скорректировать ошибки в воспитании.