Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Раба, Вавилонский талмуд, Гемара, Амораим, Александр Кац
Рав Аба бар Нахмани (в Талмуде назван просто Раба, сокращение от «рав Аба»; 4042 – 4082 /282 – 322/ гг.) – руководитель ешивы в Пумбедите, один из величайших «архитекторов» Вавилонского Талмуда. Происходил из рода коэнов, восходящего к первосвященнику Эли из Шило.Учился в Суре у р.Уны (см.) и в Пумбедите у р. Йеуды бар Йехезкеля (см.); после смерти р. Йеуды, последовавшей в 4060 /300/ году, Раба в возрасте 18 лет возглавил ешиву в Пумбедите (Седер адорот).
Ближайшим его другом и помощником в руководстве ешивой был р. Йосеф бар Хия (см.); они очень дополняли друг друга: р. Йосефа отличала колоссальная эрудиция, а Рабу – острота и точность анализа (Брахот 64а, Раши). Многочисленные алахические дискуссии между ними, собранные в Вавилонском Талмуде, в значительной степени определили облик этого грандиозного свода Устной традиции, – и в большинстве случаев, кроме трех исключений, законодательное решение принималось в соответствии с точкой зрения более молодого Рабы (Тосафот, Бава батра 114б; Седер адорот). Талмуд называет Рабу «колебателем гор» (Орайот 14а) – настолько острым и неожиданным был его подход к решению любой проблемы.
Ближайшими учениками Рабы были его племянник Абае (см.) и его друг Рава (см.) – лидеры четвертого поколения мудрецов Вавилонии.Под руководством Рабы ешива в Пумбедите стала самым авторитетным центром изучения Торы: в ней одновременно занимались несколько сотен учеников (Ктубот 106а, Раши), а на ежегодные открытые конференции – ярхей кала – собиралось до 12 тысяч слушателей (Бава меция 86а).
Персидский царь Шабур II, запретив евреям устраивать такие многолюдные съезды, повелел схватить их главного вдохновителя. Рабе удалось бежать, но, скрываясь от преследования, он умер – в возрасте 40 лет (там же; Моэд катан 28а).
Публикуется с разрешения издательства "Швут Ами"
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.