Из цикла «История еврейского народа», темы: Христианство, Эрец Исраэль, Антисемитизм, Рав Моше Ойербах, История еврейского народа, Амораим, Власть, Рим
После смерти Раби положение евреев в Святой Земле ухудшилось. Многочисленные распри и войны между командирами римских легионов, а также между римлянами и персами тяжелым бременем ложились на провинции Империи, которые были обязаны снабжать римские легионы, находящиеся на их территории. Опасаясь недовольства солдат, власти облагали население обременительными налогами. Если какой-нибудь город не поставлял в срок требуемую подать, его населению грозила серьезная опасность. Налоги непрерывно возрастали, поэтому мудрецы Святой Земли были вынуждены иногда разрешать печь хлеб в шабат и обрабатывать землю в год шмиты (седьмой субботний год, когда запрещена обработка земли), чтобы исполнить требования римлян.
Император Каракала (3971—3977/211—217) издал указ, по которому все население провинций получало римское гражданство. Этот указ привел к нормализации отношений римлян и евреев. Римляне больше не преследовали евреев, а те, в свою очередь, были верными гражданами Римской империи. Когда персидский царь Шабур вторгся в Сирию, евреи помогали римлянам в войне против персов. Много евреев погибло в ту войну, принесшую победу римлянам.
На закате владычества Сирийского царства на политической арене появился город Тадмор (Пальмира), расположенный в Сирийской пустыне. Некоторое время правители Пальмиры контролировали Сирию и территорию Эрец Исраэль. Они ненавидели евреев и жестоко преследовали их. Однако в 4032 (272) году император Аврелий разрушил Пальмиру и восстановил римское владычество в Сирии.
Войны в Передней Азии не прекращались вплоть до царствования Диоклетиана (4044/284), который, будучи сильным и мудрым правителем, сумел восстановить мир во всей империи. Сначала он относился к евреям с подозрением. Рассказывали, что эта неприязнь возникла у него еще в юности. Будущий император был в то время свинопасом, что вызывало насмешки еврейских детей. Однако еврейским мудрецам удалось убедить императора забыть юношеские обиды, и постепенно его отношение к евреям изменилось. Вместе с тем, император преследовал христиан, которые пытались установить свое влияние в Римской империи. После двадцати лет царствования Диоклетиан решил уйти в отставку и провести остаток своих дней в покое.
Перед своей отставкой он постановил, что полководцы римских легионов будут править по очереди. Но они начали вести междоусобные войны, в результате которых к власти пришел Константин. Новый император понимал, что христианство приобретает влияние в армии, и для привлечения солдат на свою сторону предоставил ему равные права с остальными религиями. Впоследствии он постепенно даровал христианам больше прав, чем евреям и язычникам. Сам император не был поборником христианской религии, но умело использовал ее для достижения своих политических целей. По мере роста влияния христиан Константин расширял их права за счет евреев и язычников, пока, наконец, не признал христианство государственной религией Империи.
Под покровительством императора в 4085 (325) году в городе Никее собрались кардиналы и епископы христианской церкви. Этот собор принял основные каноны христианской церкви, а также предал анафеме последователей Ариуса, который учил, что Ешу (Иисус) был человеком. Решения Никейского собора способствовали отделению христианства от иудаизма. Так, например, собор передвинул выходной день с субботы на воскресенье и изменил дату празднования христианской Пасхи.
Вскоре Константин сделал столицей Римской империи город Византию, переименовав его в Константинополь.
После смерти Константина влияние христианской церкви в империи еще более возросло. Священники добились принятия законов, позволяющих лишать евреев римского гражданства и подстрекали население нападать на евреев. В 4111 (351) году римляне разрушили еврейские центры в Ципори, Тверии и Лоде. Многие мудрецы бежали из Эрец Исраэль в Вавилонию.
Следующий император, Юлиан, вернул империю к культам римских языческих богов. Одним из последствий его борьбы с церковью за власть было прекращение преследований евреев. Перед началом войны с персами император обещал, что по ее окончании он разрешит евреям вернуться на родину и построить Храм. Однако он погиб на войне и не успел выполнить своего обещания.
Наследовавшие Юлиану императоры снова сделали христианство — теперь уже окончательно — государственной религией. Долгое время обретшая силу церковь боролась с императорами за власть. Священники подстрекали народ против евреев, императоры же, в целом, старались защитить евреев, которые продолжали оставаться римскими гражданами. В конце концов, церковь победила: гражданские права евреев были аннулированы. Евреи христианской Европы вступили в трагическую пору кровавых преследований.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Читайте: обзор по теме Мудрецы Талмуда — Амораи
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Как строить и украшать сукку? Законы и обычаи.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Избранные главы из «Кицур Шулхан Арух»»
Когда и как нужно находиться в Сукке (праздничном шалаше), чтобы выполнить заповедь? При каких условиях необходимо говорить при исполнении этой заповеди специальное благословение?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Б-гобоязненный человек позаботится, чтобы за его столом каждый день сидел бедняк; он будет относиться к нему так, словно это один из праотцев, и подаст ему лучшие блюда, как подал бы их небесным гостям.
Арье Шерцер
В этот праздник евреи едят и пьют в шалашах, встречают гостей и учат Тору тоже в шалашах. Даже спать положено в шалаше
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Избранные главы из «Кицур Шулхан Арух»»
из книги "Кицур Шулхан Арух"
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Когда человек пребывает во временном жилище, под кровом Вс-вышнего, Шхина простирает над ним свои крылья, и Авраам и другие ушпизин находятся в суке вместе с ним.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Из книги "Дерех Ашем". Внутренний смысл праздников.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Из Раамсеса — в Суккот
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Возвышенный урок упования на Всевышнего
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тора предписывает жить в суке семь дней точно так же, как все остальное время человек живет в своем доме.