Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Появлением на свет Вавилонского Талмуда, этого кладезя еврейской мысли мы обязаны раву Аши. Он скрупулезно систематизировал наследие мудрецов и расположил их согласно порядку законов Мишны.

Рав Аши (4112—4186 /352—426/ гг.) — один из величайших мудрецов Израиля всех поколений; составитель и редактор Вавилонского Талмуда. Родился в день, когда умер Рава (см.), основатель ешивы в Махозе: именно Рава был учителем р. Папы (см.), ставшего впоследствии основным наставником р. Аши (Седер адорот).

В талмудическом трактате Кидушин (72б) сказано: «Когда умер р. Акива, родился Раби (р. Йеуда Анаси — составитель Мишны); когда умер Раби, родился рав Йеуда (р. Йеуда бар Йехезкель — основатель ешивы в Пумбедите); когда умер рав Йеуда, родился Рава; когда умер Рава, родился рав Аши — отсюда мы видим, что не покидает мир праведник прежде, чем рождается праведник, подобный ему».

Принял устную традицию от р. Папы. После смерти наставника, последовавшей в 4136 /376/ году, р. Аши возглавил ешиву в Суре. Он руководил ешивой около полувека — за эти годы Сура вновь стала мировым центром еврейской мысли (Раавад, Седер акабала; Седер адорот).

Вместе со своими учениками р. Аши начал работу по сбору и систематизации многовекового наследия мудрецов прошлых поколений. Весь накопленный материал он располагал в соответствии с порядком законов в Мишне. Первоначально каждый раздел Талмуда подвергался публичному обсуждению на открытых конференциях — ярхей кала, на которые дважды в год, в месяцы нисан и тишрей, в Суру собирались сотни знатоков Торы из различных общин диаспоры. Полный цикл обсуждения всего Талмуда занял 30 лет, и при жизни р. Аши он был повторен дважды (Рашбам, Бава батра 157б). Результаты обсуждений записывались.

Составляя краткую историю еврейской мысли, Рамбам (см.) так подвел итоги этой многолетней работы: «Рав Аши записал Талмуд — все, сказанное мудрецами, жившими после р. Йеуды Анаси, подобно тому, как в свое время р. Йеуда Анаси записал слова мудрецов, живших после Моше. Рав Аши собрал все комментарии к Мишне и все установленные к тому времени законы — все это впитала в себя его мудрость, полученная им от Всевышнего, — и так рав Аши создал Вавилонский Талмуд» (Рамбам, Введение ккомментарию на Мишну).

Рав Аши пользовался большим влиянием при дворе персидского царя Йездегерда I (Ктубот 61а); к тому же он обладал значительным состоянием. Наряду с его высочайшим авторитетом законоучителя, все эти факторы способствовали тому, что составленный им Талмуд был принят общинами Вавилонии, а затем и всей диаспоры в качестве основного свода законов.

По свидетельству мудрецов, «со дней Моше и до Раби (составителя Мишны) величие в познании Торы и власть не соединялись в одном человеке; … и со дней Раби и до рава Аши величие в Торе и власть не соединялись в одном человеке» (Гитин 59а).

При р. Аши завершился цикл дарования Торы: Моше, получивший Тору от Б-га, передал толкования законов устно, р. Йеуда Анаси — Раби — записал их кратко, а р. Аши и его ученики развернуто и подробно. По словам Рамбама, «р. Аши, составив Вавилонский Талмуд, …объединил в нем все законы и толкования со времен Моше и до своего времени — таким образом, рав Аши и его соратники завершили кодификацию Устной Торы» (Предисловие к Мишнэ Тора).

Сам р. Аши не успел довести свой гигантский труд до конца; запись и редактирование Талмуда продолжили его ближайший ученики, и среди них его сын — Мар бар рав Аши (см.).

Рассказывается, что когда явился ангел смерти, р. Аши попросил у него месячную отсрочку, чтобы еще раз повторить весь огромный материал, собранный им в Талмуд. Он сказал: «Благо тому, кто приходит в этот (посмертный) мир с руками, полными знаний» (Моэд катан 28а).

Что такое Талмуд? Тематический обзор

Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»