Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Вавилонский талмуд, Гемара, Амораим, Александр Кац, Абае
Абае (4038 /278/ — 4098 /338/) — руководитель ешивы в Пумбедите.
Племянник Рабы (см.); как и тот, происходил из рода коэна Эли — первосвященника из Шило (Рош ашана 18а).
Был сиротой от рождения и воспитывался в семье Рабы.
В Талмуде рассказывается: когда еще совсем маленькими детьми Абае и его друг Рава (см.) начинали изучать Тору, Раба спросил у них: «К кому обращены наши молитвы?» Малыши ответили: «К Милосердному». Наставник спросил: «А где Милосердный пребывает?» Рава показал пальцем вверх, в сторону потолка, а Абае выбежал на улицу и показал на небо. Раба предсказал, что они оба вырастут мудрецами (Брахот 48а).
Учился также у р. Йосефа бар Хии и относился к нему с великим почтением (Кидушин 33а, Недарим 41а). Позже Абае стал талмид-хавером р. Йосефа — его младшим соратником в совместном постижении Торы (Седер адорот). После смерти р. Йосефа в 4083 /323/ году Абае возглавил ешиву Пумбедиты (Гитин 60б, Раши).
Ближайшим другом и постоянным оппонентом Абае на протяжении всей его жизни был Рава — их острые аналитические дискуссии, отмеченные самыми неожиданными поворотами мысли, в значительной степени определили облик Вавилонского Талмуда.
Вавилонский Талмуд рождался в острой полемике Абае и Равы — за строительными лесами их дискуссий и споров все яснее выявлялись очертания грандиозного сооружения, вскоре ставшего на века общим домом еврейского народа в изгнании.
Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»
Читайте также: тематический обзор Абае
Тематический обзор: Что такое Талмуд и как он выглядит?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваигаш
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
То, что сказал Йосеф братьям, было не просто попыткой спасти их от угрызений совести. Йосеф видел, что братьям очень стыдно, поэтому они могли поссориться на обратном пути.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Бенцион Зильбер
По требованию Йосефа братья приводят к нему Биньямина, который обвиняется в краже кубка. Йосеф хочет, чтобы Биньямин стал его рабом. Йегуда протестует и приводит странную, на первый взгляд, аргументацию.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Евреи в Египте перестали чувствовать себя гостями. Коронация Йосефа стала отправной точкой путешествия в изгнание на более чем два века.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Всевышний поселил потомков Яакова в Египте, чтобы они стали еврейским народом, не смешиваясь с коренным населением
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Всевышний специально организовал продажу Йосефа, чтобы привести его к величию. Поэтому братья Йосефа не были наказаны.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
Биньямин украл чашу, он вор!