Из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот», темы: Пиркей Авот, Маараль, Уважение, Работа, Власть, Богобоязненность, Комментарий
Шмайя и Авталион приняли (Тору) от них. Шмайя сказал: «Люби ремесло, ненавидь высокие посты и не знайся с начальством».
Шмайя сказал: «Люби ремесло, ненавидь высокие посты…» Эта пара тоже говорит о поведении по отношению к другим — чрезвычайно важном для каждого человека вопросе.
Выше мы уже говорили, что судья и властитель связаны с нижестоящими, и эти отношения уже определила предыдущая пара. А теперь четвертая пара наставляет в области отношений с такими людьми, с которыми человек связан еще слабее, чем в предыдущем случае. Ведь властитель, вне сомнения, связан со своими подданными, но связь эта не столь сильна, как связь судьи с его общиной. Судья ведь действует только ради общины, (его задача) — разрешать споры между ее членами. Властитель же ищет лишь собственной пользы, приближая к себе людей лишь ради собственной выгоды. Кроме того, установлению тесной связи между властителем и подданными мешают трепет и ужас, внушаемые им, — и все это совершенно ясно. Именно об этом говорит мишна: Люби ремесло и ненавидь высокие посты, — то есть, власть.
Эта пара тоже наставляет народ в том, что касается любви и трепета. Она исходит из необходимости пробуждать в народе любовь к Б-гу, согласно сказанному в Талмуде (Йома 86а): Люби Б-га — это означает, что ради тебя люди будут больше любить Б-га. Если человек изучает Письменную Тору, снова и снова повторяет Устную Тору, прислуживает мудрецам (набираясь мудрости), вежливо разговаривает со всеми, торгует честно, — что люди говорят о нем? «Блажен такой-то, изучавший Тору! Как прекрасны его обычаи, как правильны его поступки!» О нем стих говорит: И сказал мне: «Раб Мой ты, Израиль, тобой Я горжусь!» Все это разъясняется в нашей книге Нетивот олам.
Почитание Торы, почитание Б-га и любовь к Нему возникают, когда мудрец Торы не нуждается в помощи других. Ты видишь, как в (величайшем мудреце) старались найти позорные черты, не гнушаясь даже ложью.
В трактате Шкалим (5:2) сказано, что о стихе «И смотрели вслед Моше, пока он не входил в свой шатер» спорят двое амораим. Один говорит, что этот стих трактуется к почету евреев, а другой — что к позору. (Он имеет в виду, что евреи думали о Моше плохо, смотря ему вслед и говоря между собой: ) «Смотрите, какие толстые у него икры! А какие бедра! А какая шея! Сколько он съел нашей еды и сколько выпил нашего питья!» Это, вне сомнения, было ложью. На самом деле, Моше разбогател на том, что Б-г оставил ему отходы драгоценных камней, из которых он вытесал Скрижали, (и все это прекрасно знали) — и все-таки говорили! А что бы они говорили, если бы это было правдой?!
Такое отношение к мудрецам приводит, из-за многих наших грехов, к тому, что уважение к Торе теряется. А если бы мудрецы, изучающие Тору, не должны были искать материальной помощи у простых людей, Тора вознеслась бы невероятно высоко. Кроме того, тогда мудрецы могли бы упрекать общину в грехах и никому не льстить. Но сегодня, поскольку раввины нуждаются в помощи общины, получается, что каждый раввин «приобрел себе господина». Поэтому Шмайя говорит: Люби ремесло, и ненавидь высокие посты, которые не дают заниматься ремеслом. И пусть мудрец не думает, что физический труд не соответствует его высокому положению. Напротив: ремесло дарует человеку почет! Талмуд (Недарим 49б) рассказывает, что, когда раби Йеуда шел в бейт-мидраш, он нес на плече бочонок, объясняя: «Работа — великая вещь, она дает почет тому, кто ею занимается». Он имел в виду, что человек, не боящийся работы, никогда не будет опозорен необходимостью просить что-то у других. Поэтому, когда мудрец сам несет на плече бочонок, чтобы с почетом усесться на него в бейт-мидраше, в этом нет ничего, оскорбляющего его достоинство. Таким образом, занимающийся ремеслом делает то, что добавит ему уважения других.
Люби работу, — говорит Шмайя, — и ненавидь высокие посты. Если ты подумаешь, что ремесло принижает тебя, — это ошибка. Наоборот, именно оно спасает тебя от множества грехов, да еще и добавляет тебе уважения общества. А высокий пост, мешающий тебе заниматься ремеслом, ненавидь, ибо сколько раз человек оступается и совершает преступления, вынужденный к этому высоким положением! И, кроме того, за всякое преступление и всякий грех общины взыскивают с властителя, поскольку в его власти запретить им грешить.
И последний совет, который дает Шмайя: Не знайся с начальством. Это означает: вообще не имей с ними никакого дела! Лучше всего, чтобы никто из облеченных властью вообще не был знаком с тобой лично. От властей нужно держаться как можно дальше, потому что близость к властям — самое плохое, что может быть. От нее человек никогда не получит ничего хорошего, а всегда только плохое. Ведь власти всегда стремятся лишь к тому, что выгодно им самим! Они никогда не станут заботиться о благе того, кто знается с ними, поскольку (на самом деле) властитель не чувствует близости ни к кому. Сама суть власти — в ее отделенности от людей, в пресечении всяких связей с ними. Об этом и говорит мишна, когда утверждает, что власть «привлекает к себе людей лишь для собственной пользы»: никак невозможно, чтобы властитель подружился с кем-то и стал желать его блага.
Ведь (если бы у властителя возникли с кем-либо такие дружеские отношения), это означало бы, что он в каком-то отношении связан и объединен с кем-то другим. А этого никак не может быть, поскольку власть — явление самодостаточное, лишенное всяческих связей с кем бы то ни было.
Таким образом, власть предержащие никогда не устанавливают с другим человеком близких отношений ради его пользы, поскольку они неспособны ни к какой близости ни с кем. Они действуют всегда лишь ради собственной выгоды, и потому Шмайя советует: Не знайся с начальством, ни в каком отношении и ни в каком случае, поскольку ничего хорошего из этого не выйдет никогда.
И обрати внимание, как настойчиво мудрецы говорят о любви к работе и, в особенности, об удовольствии при занятии ремеслом, — ведь именно это подразумевает Шмайя, когда говорит: Люби ремесло. Он не говорит: «Найди себе работу», — поскольку главное для него — не в том, чтобы у тебя была работа, а в том, чтобы ты любил ее.
В первой главе трактата Брахот (8а) говорится: Тот, кто пользуется плодами своих трудов, более велик, чем трепещущий перед Небесами. О нем сказано: «Блажен ты, и благо тебе», — что означает: блажен ты в этом мире, и благо тебе в мире будущем. А о трепещущем перед Небесами сказано только: «Блажен муж, трепещущий перед Б-гом».
Почему же о том, кто живет своим трудом, сказано: «Блажен ты в этом мире, и благо тебе в мире будущем»? Потому что он пользуется лишь тем, что смог сделать сам, то есть, довольствуется уделом, который определил ему благословенный Б-г. Ведь если бы он не умел довольствоваться тем, что есть, он не стал бы жить лишь делами своих рук! Поэтому блажен он в этом мире. А поскольку такой человек совершенен — так как его способность довольствоваться имеющимся указывает на то, что он свободен от недостатков, — ему подобает совершенный удел в будущем мире. И в этом мире за то, что он довольствуется имеющимся и радуется своей доле, Б-г помогает ему остаться полностью совершенным и свободным от недостатков.
Известно, что слово «существование» описывает этот и будущий миры. Поэтому человеку, который может быть назван «существующим», принадлежат и этот, и будущий миры. Но это существование должно быть лишено недостатков, поскольку недостаток близок к несуществованию: то, что испытывает недостаток, вступает на путь исчезновения. А пользующийся лишь плодами своего труда свободен от недостатка, ведь «довольствоваться своим уделом» и означает «ни в чем не испытывать недостатка». Поэтому он с полным правом носит название «существующего» и обретает в удел существование, то есть, этот и будущий миры. И о нем сказано: «Благо тебе в этом мире», — что (в данном случае) обозначает обещание силы. Такой человек никогда не споткнется и не упадет, ибо радуется своему уделу и ни в чем не испытывает недостатка, — а это само по себе указывает на силу и надежность. Именно эта надежность его существования и обеспечивает ему удел в этом мире. А в будущем мире его ожидает абсолютное благо, ибо благо есть еще большее существование, как мы разъясняли во многих местах. (Например), при сотворении мира о каждом новом творении было сказано: «И увидел Б-г, что это — благо». Это значит, что этому творению подобает существование, поскольку в нем заключено благо.
Поэтому о (том, кто удовлетворяется заработанным), сказано: «…и благо тебе», — то есть, ему в удел будет дан будущий мир. И получается, что в этом мире он получит все, что только можно получить в материальном мире, а в будущем мире — все, что можно получить там.
О том же, кто трепещет перед Б-гом, только один раз сказано «блажен». Причина в том, что трепещущий перед Б-гом не обладает во всей полноте ни этим миром, ни будущим. Эта полнота доступна лишь тому, кто довольствуется плодами собственного труда. Только он пребывает в истинном существовании, и только для него предназначены этот и будущий миры во всей их полноте.
Вкратце: когда человек сам по себе совершенен, он обладает полным, неограниченным существованием. Таков человек, живущий делом своих рук: его совершенство лишено недостатка. Поэтому ему дано в удел неограниченное существование, то есть, этот и будущий миры полностью. Талмуд разделяет эти два обещания, говоря: «Блажен ты в этом мире, и благо тебе в мире будущем», — поскольку сами эти миры различны. И совсем не так обстоит дело с тем, кто только трепещет перед Небесами. Хотя он и стоит на самой высокой ступени, этот мир не является его уделом, то есть, этот мир не принадлежит ему таким, каков он есть. И будущий мир целиком, как он есть, тоже не принадлежит ему. Ведь он сам по себе не полностью совершенен! Поэтом ему даны не два обещания, а только одно: два обещания даны только тому, кто обладает в полной мере и этим миром, и будущим. (А в чем несовершенство его удела в будущем мире?) Суть будущего мира — в наслаждении сиянием Шехины, которое сродни наслаждению плодами своего труда и представляет собой такую же радость и такое же удовольствие. Именно эта суть будущего мира трепещущему перед Б-гом и недоступна! Поэтому в обещании, которое ему дано, этот и будущий мир объединены в одно, так как ни один из этих миров не принадлежит ему целиком. Хорошенько вдумайся во все это; и мы будем еще говорить об этом в мишне о Бен Зоме.
И тебе следует знать, что способность наслаждаться плодами своего труда непременно дает человеку и способность любить Б-га. Ведь если он радуется своей доле, он непременно будет любить и Того, Кто ее даровал! Если некто сделал человеку подарок, драгоценный и желанный, как может быть, чтобы тот не полюбил всем сердцем этого дарителя?! И мы уже говорили, что любовь выше трепета (хотя бы потому), что о любящих Б-га сказано: «И оказывает милости тысячам (поколений) тех, кто любит Его и исполняет Его заповеди», — а о трепещущем перед Ним сказано: «И оказывает милости исполняющему его заповеди (всего лишь) на тысячу поколений».
Довольствующийся делами своих рук непременно любит Б-га. Поэтому стих говорит одновременно о нем и о том, кто трепещет перед Б-гом, поскольку они соответствуют качествам любви и трепета.
Таким образом, истинная любовь встречается лишь у того, кто довольствуется делами своих рук, так как вся жизнь его — радость и довольство. И это и есть любовь, которой недостает трепещущему. Поэтому мишна говорит: Люби ремесло, — так как любящему работу обещано счастье в этом мире и благо в мире будущем, как мы уже объясняли.
А любовь к власти — прямая противоположность этому. О ней сказано (Псахим 87б): «Горе власти, которая умертвляет тех, кто к ней приближается! Нет ни одного пророка, который не пережил бы четырех царей!» И в трактате Сота (13б) раби Йоханан сказал: «Почему Йосеф умер раньше своих братьев? Потому что вел себя, как царь». То есть, власть, наоборот, сокращает существование человека в этом мире. А причины того, что власть укорачивает жизнь человека, мы разъяснили там же, на месте.
Суть в том, что властитель одинок и отделен от общества; он живет только для себя. Потому-то мишна говорит: Не знайся с начальством, — поскольку оно приближает к себе человека лишь ради собственной выгоды. А всем известно, что у человека, который все время один, меньше силы, чем у того, кто является (частью) общества. Каждому ясно, что вода в реке гораздо сильнее, чем взятая оттуда и налитая в сосуд. А властитель замкнут сам в себе и не входит в общество других людей, и поэтому мудрецы сказали: «Горе власти, которая убивает тех, кто к ней приближается». И ясно, что у общины больше жизненной силы, чем у любого отдельного человека: ты сам видишь, Небеса поддерживают общности. А у кого есть сила, тот и может существовать. По этой причине следует любить ремесло и ненавидеть высокие посты, а с начальством знаться не следует вовсе. В ремесле заключено совершенство человека, как мы уже разъясняли; высокое же положение следует ненавидеть, поскольку, хотя в нем и есть определенное совершенство, убыток от него превосходит выгоду, — и это мы тоже разъяснили. А о дружбе с властителями даже думать не следует, поскольку в этом нет вообще ничего хорошего: властитель приближает к себе человека только для собственных целей. Таков смысл слов Шмайи.
Мы уже говорили, что каждая пара дает наставление, касающееся некоего важного принципа: насколько велик человек, настолько же велико будет и его поучение. Поэтому Шмайя говорит о любви к ремеслу — важнейшей вещи, с которой очень многое связано, в особенности, для мудреца. Работа не только дает совершенство человеку, который ее любит, — она служит прославлению имени благословенного Б-га. А ведь чрезвычайно важно, чтобы люди делали что-то ради того, чтобы имя Б-га было любимо в мире, а в особенности — если это делают мудрецы Торы.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»