Из цикла «История еврейского народа», темы: Рав Моше Ойербах, Убийство, История еврейского народа, Жестокость, Власть, Рим
Под влиянием своих советников Клавдий после смерти Агриппы не возвел на престол его юного сына Агриппу Второго. Император снова послал в Иудею римского наместника, не забыв при этом заслуг Агриппы, в память о котором он передал управление Храмом и его казной, а также право назначать первосвященников, брату Агриппы Ироду. Впоследствии эти права перешли к Агриппе Второму. Агриппа Второй и его приближенные, далекие от еврейских традиций, использовали эти права в своих интересах, нисколько не думая о благе народа и не пытаясь защитить его от своеволия римских чиновников.
Такие настроения правящей верхушки немедленно сказались на повседневной жизни евреев. Римляне начали ужесточать гнет. Малейшее подозрение позволяло наместнику предать смерти еврея. Во время правления наместника Камания один из римских солдат в Песах начал насмехаться над празднующей толпой. Когда народ потребовал, чтобы власти наказали наглеца, требование было отклонено. Кто-то из толпы стал проклинать Камания, который приказал солдатам подготовиться к бою. Началась паника, во время которой были растоптаны десятки евреев.
В другой раз, когда кто-то убил римлянина, Каманий приказал разорить все деревни, находящиеся поблизости от места, где было совершено убийство. Только один раз Каманий счел нужным пойти навстречу евреям. Это случилось, когда римский солдат, нашедший свиток Торы, сжег его на глазах народа. Чтобы успокоить оскорбленных евреев, солдата сурово наказали.
Во время раздоров между евреями и самаритянами Каманий принял сторону самаритян и приказал казнить сотни евреев. Это привело к тому, что в народе возникло повстанческое движение.
Лишь благодаря вмешательству Агриппы, Клавдий отстранил Камания от наместничества в Иудее; тогда же многие враги евреев понесли заслуженное наказание. Однако, как правило, самые влиятельные лица — Агриппа и первосвященники — не выступали перед римскими властями в роли защитников евреев.
Наместники, правившие страной после Камания, были нисколько не лучше его. Ненависть евреев к римским угнетателям росла, начали организовываться отряды так называемых «ревнителей» (по-гречески — зелотов). Они устраивали засады, перехватывали римские транспорты, а по ночам нападали на римлян. С неимоверной жестокостью наместники преследовали не только народных мстителей, но и каждого, кто был заподозрен в симпатии к ним.
Во многих городах, и в особенности в Иерусалиме, появились отряды сикариев. Их называли так из-за короткого ножа (по-латыни — сика), которым они убивали врагов. Нередко сикарии мстили не только римлянам, но и евреям, подозреваемым в сотрудничестве с ними. Были среди них и самые обыкновенные преступники, готовые за плату убить кого угодно. Тот, кто хотел уничтожить врага, нанимал сикария, совершавшего убийство. Римские наместники также пользовались услугами сикариев, чтобы избавиться от людей, которых они хотели убить без суда и следствия.
И все же до тех пор, пока был жив император Клавдий, у евреев теплилась надежда на то, что самые жестокие выходки наместников не останутся безнаказанными. Клавдия сменил император Нерон, и во время его правления преследования наместников еще более усилились.
Последним, и самым жестоким среди них, был Гессий Флор, совершенно лишенный всякого представления о справедливости. Весь смысл его правления сводился к скорейшему обогащению. Он разрушал города, чтобы грабить их, арестовывал знатных граждан, требуя за них выкуп. Напрасно евреи жаловались на притеснения римскому наместнику в Антиохии. Когда их терпение истощилось, они восстали.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.