Из цикла «История еврейского народа», темы: Рав Моше Ойербах, Убийство, История еврейского народа, Жестокость, Власть, Рим
Под влиянием своих советников Клавдий после смерти Агриппы не возвел на престол его юного сына Агриппу Второго. Император снова послал в Иудею римского наместника, не забыв при этом заслуг Агриппы, в память о котором он передал управление Храмом и его казной, а также право назначать первосвященников, брату Агриппы Ироду. Впоследствии эти права перешли к Агриппе Второму. Агриппа Второй и его приближенные, далекие от еврейских традиций, использовали эти права в своих интересах, нисколько не думая о благе народа и не пытаясь защитить его от своеволия римских чиновников.
Такие настроения правящей верхушки немедленно сказались на повседневной жизни евреев. Римляне начали ужесточать гнет. Малейшее подозрение позволяло наместнику предать смерти еврея. Во время правления наместника Камания один из римских солдат в Песах начал насмехаться над празднующей толпой. Когда народ потребовал, чтобы власти наказали наглеца, требование было отклонено. Кто-то из толпы стал проклинать Камания, который приказал солдатам подготовиться к бою. Началась паника, во время которой были растоптаны десятки евреев.
В другой раз, когда кто-то убил римлянина, Каманий приказал разорить все деревни, находящиеся поблизости от места, где было совершено убийство. Только один раз Каманий счел нужным пойти навстречу евреям. Это случилось, когда римский солдат, нашедший свиток Торы, сжег его на глазах народа. Чтобы успокоить оскорбленных евреев, солдата сурово наказали.
Во время раздоров между евреями и самаритянами Каманий принял сторону самаритян и приказал казнить сотни евреев. Это привело к тому, что в народе возникло повстанческое движение.
Лишь благодаря вмешательству Агриппы, Клавдий отстранил Камания от наместничества в Иудее; тогда же многие враги евреев понесли заслуженное наказание. Однако, как правило, самые влиятельные лица — Агриппа и первосвященники — не выступали перед римскими властями в роли защитников евреев.
Наместники, правившие страной после Камания, были нисколько не лучше его. Ненависть евреев к римским угнетателям росла, начали организовываться отряды так называемых «ревнителей» (по-гречески — зелотов). Они устраивали засады, перехватывали римские транспорты, а по ночам нападали на римлян. С неимоверной жестокостью наместники преследовали не только народных мстителей, но и каждого, кто был заподозрен в симпатии к ним.
Во многих городах, и в особенности в Иерусалиме, появились отряды сикариев. Их называли так из-за короткого ножа (по-латыни — сика), которым они убивали врагов. Нередко сикарии мстили не только римлянам, но и евреям, подозреваемым в сотрудничестве с ними. Были среди них и самые обыкновенные преступники, готовые за плату убить кого угодно. Тот, кто хотел уничтожить врага, нанимал сикария, совершавшего убийство. Римские наместники также пользовались услугами сикариев, чтобы избавиться от людей, которых они хотели убить без суда и следствия.
И все же до тех пор, пока был жив император Клавдий, у евреев теплилась надежда на то, что самые жестокие выходки наместников не останутся безнаказанными. Клавдия сменил император Нерон, и во время его правления преследования наместников еще более усилились.
Последним, и самым жестоким среди них, был Гессий Флор, совершенно лишенный всякого представления о справедливости. Весь смысл его правления сводился к скорейшему обогащению. Он разрушал города, чтобы грабить их, арестовывал знатных граждан, требуя за них выкуп. Напрасно евреи жаловались на притеснения римскому наместнику в Антиохии. Когда их терпение истощилось, они восстали.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Арье Кармель
Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.
Рав Цви Вассерман
Мир открыл Творца, сыны Израиля стали еврейским народом
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Дварим»
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
«Не делай другому того,что ненавистно тебе. Все остальное — толкование. Иди и учись». Как этот принцип воплощается на практике?
Рав Давид Кантарович
На человека, который водит машину, нарушая правила дорожного движения, и этим создает опасные ситуации на дорогах, можно пожаловаться в полицию
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Шофтим»
Рав Элияу Тавгер
Оказывается, есть случаи, когда для пользы дела можно злословить, хотя до того как Хафец Хаим написал одноименную книгу, прославившую его во всем еврейском мире, эту тему никто из наших законоучителей не обсуждал.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Законы, определяющие как взаимоотношения между человеком и его ближним, так и жизнь общины в целом.
Мирьям Климовская,
из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов»
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
"Не отзывайся о своем ближнем ложным свидетельством".
р. Ури Калюжный
Не хочется удовлетворять беспочвенные претензии. Хочется надеяться на светлое будущее...
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев.