Из цикла «История еврейского народа», темы: Иерусалим, Рав Моше Ойербах, История еврейского народа, Рим, Кейсария, Жадность
Незначительный, казалось, случай истощил терпение евреев и вызвал их открытое восстание. В Кейсарии — городе, построенном Иродом, — давние распри между евреями и греками особенно усилились после того, как Нерон провозгласил ее греческим городом. Каждое, даже самое маленькое недоразумение приводило к стычкам между двумя народами.
Одна из синагог была построена на территории, принадлежавшей греку, и, чтобы разозлить евреев, грек построил рядом мастерские, загородившие подход к синагоге. Еврейская молодежь попыталась разрушить мастерские, но греки обратились с жалобой к римскому наместнику Флору и, подкупив его, просили решить спор в их пользу. Флор деньги взял, но не предпринял никаких мер. В одну из суббот, когда молящиеся вышли из синагоги, греки начали издеваться над ними. Издевательства перешли в настоящее побоище, в результате которого евреям пришлось покинуть город. Они захватили с собой свитки Торы и отправили к Флору делегацию с жалобой на издевательства греков. Но наместник арестовал делегатов, обвинив их в том, что они без позволения унесли священные книги. Таким образом Флор хотел спровоцировать восстание, подавив которое, он смог бы обогатиться еврейским имуществом. С этой же целью он потребовал выдать ему семнадцать талантов серебра из сокровищницы Храма. Евреи отклонили это наглое требование и наняли клоунов, которых послали на иерусалимские улицы собирать подаяние для «нищего Флора». Взбешенный наместник решил жестоко отомстить евреям. Во главе огромной армии он вошел в Иерусалим и потребовал выдать ему тех, кто посмел насмехаться над ним. Когда городские власти ответили, что их невозможно найти, наместник приказал своим солдатам нападать на жителей города, грабить и убивать их. Множество несчастных были распяты на крестах. В тот день было убито более трех тысяч человек. Трагедия переполнила чашу терпения: многие жители Иерусалима стали открыто призывать к восстанию. С огромным трудом лидеры народа, понимавшие опасность прямой конфронтации с Римом, сумели отговорить их от этого намерения. Флор потребовал, чтобы горожане приветствовали новые римские отряды, подтягивающиеся к городу. Но когда народ вышел встречать римлян, он отдал солдатам приказ не реагировать на приветствия, прекрасно зная, что это вызовет возмущение в народе. Так оно и произошло. Когда кто-то из толпы начал проклинать римлян, Флор приказал солдатам напасть на евреев.
Последняя капля
Под предлогом защиты интересов Рима Флор ввел войска на территорию Храма, чтобы захватить его сокровища. Однако тысячи евреев решили во что бы то ни стало защитить Храм. Флор понял, что на этот раз ему придется уступить и решил убраться из Иерусалима.
Желая отомстить евреям, Флор сообщил римскому наместнику в Антиохии Цестию Галлу о бунте иерусалимцев. Но и иерусалимская знать направила в Антиохию делегатов просить защиты от Флора. Галл послал своего представителя в Иерусалим, и вместе с ним в Иерусалим прибыл Агриппа Второй. Римский посланец убедился в беспочвенности сообщений Флора, с чем и возвратился в Антиохию. После отъезда посланца народ обратился к Агриппе с жалобой на притеснения Флора. Но упования евреев были тщетными. Управляя делами в отсутствие Флора, Агриппа Второй оказался прекрасным защитником римских интересов.
Агриппа взимал с евреев столь высокие налоги, каких еще не бывало, но когда он заявил, что они вновь должны подчиниться Флору, народ потребовал, чтобы и Агриппа убрался из города. На этот раз и миротворцы не смогли удержать народные массы.
Улицы Иерусалима наполнились восставшими. Сторонники Агриппы забаррикадировались в Верхнем городе, и Агриппа выслал войска им в поддержку. Но через восемь дней туда вошли восставшие, они сожгли дворец Агриппы и городской архив, в котором хранились долговые расписки. Римский отряд и солдаты Агриппы поняли, что им не выстоять против восставших, и обратились с просьбой позволить им выйти из города. Сподвижникам Агриппы разрешили покинуть город, а римлянам, укрывшимся во дворце Ирода, позволили уйти при условии, что они сдадут оружие. Но когда римляне вышли из дворца, толпа напала на них и убила всех, кроме одного офицера, пообещавшего перейти в еврейство.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.