Темы: Трансплантация, Убийство, Бней Ноах, Смерть, Жизнь, Спасение жизни, Арье Кармель, Материалы для Бней Ноах
Не убей. — ШМОТ 20:13
... И со всякого человека, с одного за другого взыщу душу человека. Кто прольет кровь человека, того кровь прольется человеком, ибо по подобию Б-га создал Он человека. — БРЕШИТ 9:5
"... По подобию Б-га создал Он человека" — это центральная идея Торы. Б-г раскрыл нам Себя как дух и источник жизни, добра и любви; так и человек, по сути своей существо духовное, способен давать жизнь, нести людям добро и любовь. Поэтому лишить человека жизни — тягчайшее преступление. Ценность жизни неизмерима, и сократить ее хотя бы на мгновение — значит совершить убийство. Рука убийцы лишает мир присутствия Б-га. "Убивающий человека разрушает целый мир" / Мишна, Сангедрин 4:5).
Мы живем в эпоху гуманизма. О ценности человеческой жизни сказано много высоких слов, но на самом деле мы нередко видим, что жизнь человека ни во что не ставят. Есть немало "идеалистов", готовых погубить сотни ни в чем не повинных людей только для того, чтобы кому-то что-то доказать или привлечь внимание к своей особе или к какой-либо ситуации. А другие, хотя прямо их не поддерживают, но "вполне понимают". "Понимать" зло значит внутренне соглашаться с ним. Человек как один из сотен тысяч видов живых существ, населяющих вселенную, не имеет особой цены. Но ценность человека, созданного Б-гом ради высшей цели, неизмерима.
Человеческую жизнь нельзя подвергать опасности даже косвенным образом. Неосторожный водитель, с точки зрения Торы, — потенциальный убийца.
Особенно же кровь вашу, за души ваши взыщу: со всякого животного взыщу ее и со всякого человека, с одного за другого взыщу душу человека /Брешит 9:51. Даже когда человек думает, что обрывая чью-то жизнь, он совершает акт милосердия ("чтобы не мучился"), — все равно это убийство. Никто не имеет права считать чью-либо жизнь бессмысленной, в том числе и свою собственную.
Человек, который находится в коматозном состоянии, считается живым до тех пор, пока самостоятельно дышит, и прервать его жизнь значит совершить убийство.
Нельзя удалить для трансплантации ни один из органов умирающего, даже если это может спасти от смерти другого человека. Нет пока общего мнения, в какой момент можно считать человека неживым в ситуации, когда сердце продолжает работать, а мозг уже умер. В каждом таком случае необходимо обратиться к знатоку Галахи.
Спасая свою жизнь, можно убить нападающего, но оберегая свою жизнь, убить того, кто не нападает, значит совершить преднамеренное преступное убийство.
Если нет другого способа воспрепятствовать убийству или изнасилованию, человек имеет право и даже обязан убить преступника.
Разрешается вести оборонительные войны. Если стране объявлена война и ожидается нападение, допускается превентивный удар.
В нерелигиозном обществе ценность жизни определяется исходя из экономических и социальных соображений. С этой точки зрения жизнь человека, который впал в коматозное состояние, когда уже не регистрируется электрическая активность сердца, безусловно менее ценна, чем жизнь человека, который может прожить после пересадки органа еще по крайней мере несколько лет.
Но с точки зрения Торы человеческая жизнь — это дар Б-га, и ее ценность безгранична. И не нам, людям, решать, чья жизнь дороже: бедняка, например, или богатого человека.
Приняв далекую от Торы систему ценностей, мы обесцениваем человеческую жизнь, да и вообще лишаем ее всякого смысла, потому что жизнь человека, которую мы "спасаем" за счет жизни другого, уже не имеет истинной ценности.
Тора не только не "отсталое" учение, она смотрит далеко вперед и несет в себе ничем не ограниченное благо.
Один из запретов Торы, который распространяется также и на неевреев (как одна из "мицвот бней Ноах"), это — "эвер мин га-хай", то есть запрет есть "часть от живого". Мы не имеем права взять себе (для еды, пересадки и др.) часть даже от животного, пока оно еще живо, тем более — от человека. И еще сказано: "не стой на крови брата твоего" /Ва-йикра 19:16/.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Пинхас»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Следуя повелению Б-га, Моше проводит перепись евреев. Дочери Цлофхада просят удел в Земле Израиля.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смысл имени Пинхас и качества этого человека проливают свет на его биографию. Всевышний вознаградил Пинхаса за ревность.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Пересказ Мидрашей на недельную главу Торы.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Завет между человеком и Б-гом является самым гармоничным в мире союзом. Мир между людьми возможен только тогда, когда они находятся в мире с Б-гом.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Основные моменты нынешней недельной главы через призму документальных историй.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Внук Аарона не стал коэном, однако благодаря его действиям Всевышний спас народ Израиля. Биография главного еврейского ревнителя.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»