Из цикла «История еврейского народа», темы: Рав Моше Ойербах, История еврейского народа, Власть, Лесть
Когда Калигулу убили, Агриппа находился в Риме, где после внезапной смерти императора началась борьба за трон. Армия провозгласила новым императором полководца Клавдия, дядю Калигулы, сенат же и некоторые римские легионы противились этому, что чуть не привело к гражданской войне. Но Агриппа с необыкновенной мудростью выступил посредником между спорящими и способствовал тому, что сенат согласился на назначение Клавдия. В знак признательности император Клавдий передал Агриппе все царство его предка Ирода. Таким образом, после длительного периода жестоких преследований и бесконечных бед и страданий трон еврейского государства занял милостивый правитель.
Воспитанный в римских традициях Агриппа решил кардинально изменить свое поведение и начал вести образ жизни истинного еврейского царя. По прибытии в Иерусалим он в благодарность за сделанное ему добро принес жертву Всевышнему и по всем вопросам, связанным с алахой, советовался с иерусалимскими мудрецами. Вместо первосвященника, назначенного за взятку римскими наместниками, он поставил на этот пост человека, пользовавшегося уважением всего народа. В Шавуот, праздник первинков, он сам доставлял корзину с приношениями в помещение святого Храма, и все видели, что он выполняет эту заповедь, как это должен был делать каждый еврей. В праздник Суккот после года шмиты он, как некогда делали еврейские цари, читал Тору с особого возвышения, специально воздвигнутого по его приказу в помещении Храма. Когда он произнес: «Не позволяй управлять тобой чужестранцу», — из глаз его полились слезы, так как он знал, что его предок Ирод был эдомитянином. Но народ, настрадавшийся при предыдущих правителях, сердечно принял нового царя, вернувшегося к еврейским истокам, хотя, по закону, он не мог восседать на троне, так как не был потомком Давида. Собравшиеся приветствовали его следующими словами: «Не отчаивайся, Агриппа, ты — наш брат».
Наши мудрецы говорят, что «в час, когда евреи, заискивая, приветствовали Агриппу, они заслуживали смерти» (Coma 40а). Ибо, пойдя вслед за чувствами, народ пренебрег законом Торы и, таким образом, отделил себя от Б-га — источника жизни.
Агриппа царствовал недолго. Он умер в возрасте пятидесяти четырех лет, в 3804 году (44 год н.э.). Его правление явилось последним блестящим периодом в истории древней Иудеи.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»