Из цикла «Орхот цадиким», темы: Раб, Милосердие, Орхот цадиким, Добрые дела, Жестокость, Праведник, Долг
Жестокость /ахзериют/ противоположна милосердию, как написано: «Жестокие они, и не жалеют» (Ирмия 50; 42). Этого свойства нет у праведных. Оно в злодейских душах, как написано: «И милосердие злодеев — жестокость» (Мишлей 12; 10). А также это свойство наглых, как написано: «Наглый народ, который не уважит старца и юноши не пощадит» (Дварим 28; 50). Таким образом, наглость относится к качествам зла. Пойди же и взгляни, каков вред жестокости, ибо сказано о возмездии, которое ожидает дурного, непокорного и строптивого: «Непокорный ищет только зла, но жестокий посланец /малах/ будет послан на него» (Мишлей 17; 11). Жестокий не окажет добра ближнему, как сказано: «Творит благо душе своей человек милосердный, а жестокий вредит близким своим» (там же 11; 17).
Жестокий весьма далек от добрых качеств, ибо не жалеет бедных, не одалживает им в час нужды и ничего им не дает, а ведь написано: «Заимодавец Всевышнего — милующий бедного» (там же 19; 17), и сказано: «Благо человеку милосердному и дающему взаймы, ведет он справедливо дела свои» (Теилим 112; 5), и говорено: «Счастлив, кто заботится о бедном, в день бедствия спасет его Всевышний» (там же 41; 2), — и все, о чем это сказано, противоположно действиям жестокого. Он не сочувствует другим, не сожалеет о бедах своих ближних, и это противоположно тому, что мы читаем у царя Давида: «Когда болели они, надевал я власяницу, мучил постом душу свою» (Теилим 35; 13). И об Иове написано: «Разве я не плакал о несчастном, не болела душа моя о бедном?» (Иов 30; 25). Все это далеко от жестокости! Она свойственна лишь тем, чья природа подобна львиной, ибо львы терзают, рвут и отнимают.
Когда жестокосердие пересиливает человека, исчезает качество милосердия, и побеждает жестокость, — стремление разрушать и уничтожать, как написано: «Гнев — лютость, и ярость потоком» (Мишлей 27; 4). Нет подобного гневу жестокости! О Всевышнем ты найдешь: «В гневе Ты помнишь о милосердии» (Хавакук 3; 2), но это далеко от способностей человека — быть милосердным в состоянии гнева.
И есть свойство в душе человека — мстить своим врагам, как написано: «И не пощадит в день мести» (Мишлей 6; 34), то есть месть не знает жалости, — это есть жестокость. Но сказано: «Не мсти и не помни зла» (Ваикра 19; 18). Даже держать зло в сердце своем запрещено нам, а тем более бить другого. И если даже ты не совершил такого преступления, не отомстил, но враг твой пал, — не радуйся, ибо написано: «При падении врага твоего не радуйся, и если споткнется он, да не возликует сердце твое» (Мишлей 24; 17). Кто мстит и держит зло на ближнего своего, — не прощает тем, кто преступает против него, а это влечет за собой ссору и ненависть. А ведь тебе известно благо миролюбия, и ты знаешь, насколько приятно жить в мире.
К жестоким причисляется тот, кто отнимает что-либо у ближнего и тем самым огорчает и ранит его. Тому, кто отнимает у бедного, полагается строгое наказание; за это следует смерть, как написано: «Не обирай бедного, потому что он беден» (Мишлей 22; 22), и далее написано: «Ибо Всевышний вступится за них и отберет душу у обобравших их». И хотя есть более серьезные преступления, чем грабеж, — наказание за грабеж очень строго, как написано о поколении потопа: «Конец всего живого решен предо Мною, ибо земля наполнилась злодеянием /грабежом/» (Берешит 6; 13). Сказали мудрецы: «Мера полная преступлений, — нет большего обвинителя, чем грабеж» (Коэлет Раба 1; 13).
Кто обижает сироту и вдову, отнимая у них или посрамляя их, или обижая их иным способом, — подлежит смерти. И судьи, имеющие возможность спасти вдову и сироту от рук грабителей и не спасающие, подлежат смерти, как написано: «Ни вдову, ни сироту не обижайте» (Шмот 22; 21), и написано: «Если ты будешь его мучить, он возопит ко Мне, — и Я услышу его крик» (там же), и написано: «И пробудится Мой гнев, и вы погибнете от меча, и ваши жены станут вдовами, и ваши дети сиротами» (там же). Мера за меру — ваши жены станут вдовами за обиду вдов, и дети станут сиротами за обиду сирот.
Кто обижает любого человека, преступает запрет, как сказано «Не обижайте друг друга и страшись Всевышнего» (Ваикра 25; 17), и это «не обижайте» имеет в виду обиду словом. И сказали мудрецы: «Все врата молитвы могут быть закрыты, кроме врат обиды»[1] (Бава Мециа 59а). Поэтому каждый должен стараться не обижать ближнего ни словом, ни делом.
Кто отнимает у бедного, как бы отнимает его душу; даже если отнял немного, хотя бы даже грош, — за это полагается наказание смертью.
Кто клевещет на ближнего и тем обижает и срамит его, — жесток. Кто возводит клевету, оскорбляя семейную честь, — тому нет прощения навеки[2] (Иер. Бава Кама 8; 7).
«Не будь ему /должнику/ притеснителем /заимодавцем/» (Шмот 22; 24) — значит, не обижай должника. Если заимодавец знает, что должнику нечем платить, он не имеет права проходить там, где должник может его видеть, чтобы не напомнить о долге, — иначе он поступает с должником подобно врагу.
Нам наказано искоренить жестокость в себе, как написано: «Вдову и сироту не обижайте», и написано: «Не обижайте друг друга и страшись Всевышнего». А также следует возвращать бедному заклад, как написано: «Если ты получил в заклад платье ближнего твоего, верни его до заката» (Шмот 22; 25), и сказано: «И будет, — если он взовет ко Мне, и Я услышу, ибо Я милосерден» (там же). И сказано: «И пришельца /гера/ не притесняй и не угнетай его» (там же 22; 20).
И нельзя быть жестоким к животному, как написано: «Праведник ведает душу своей скотины» (Мишлей 12; 10), — это значит, что не следует слишком утруждать животное и нельзя морить его голодом. А также написано: «Если ты увидишь осла врага своего лежащим под ношею своею, то не оставляй его, помоги, развьючь его вместе с ним» (Шмот 23; 5). И сказали мудрецы: «Учением /де-орайта/ запрещено мучить животных» (Бава Мециа 32а).
И если тебя боятся, если ты наводишь страх на людей и они опасаются не исполнить твой приказ, — весьма остерегайся утруждать их. Не проси даже подогреть воду или выйти по твоему поручению на улицу купить хлеба. Об этом сказано в Законе: «А над братьями своими, сынами Израиля, никто да не властвует над братом своим с жестокостью» (Ваикра 25; 46). И этим нам наказано не заставлять другого исполнять тяжелую работу и приказывать ему делать то, что он не сделал бы по собственной воле и желанию.
Но «ханаанского раба[3]» можно заставлять делать тяжелую работу, но люди благочестивые ведут себя с ним милосердно, не делают его ярмо тяжелее, не дают ему непосильную работу и не срамят его ни словом, ни делом. Ибо он дан тебе Законом для работы, а не для того, чтобы ты срамил его (Нида 47а). И разговаривать с ним следует мягко, даже в момент ссоры, и выслушивать его требования и жалобы. И сказал Иов: «Если отринул я право моего раба и рабыни моей, что были в тяжбе со мною, — что я буду делать, когда Всевышний приступит /к суду/? И когда Он спросит, — что я отвечу Ему? Ведь Создавший меня в материнском чреве создал и его и сотворил нас Один в утробе» (Иов 31; 13—15). Древние мудрецы давали рабу от каждого блюда, которое они ели, и кормили рабов и скотину прежде, чем ели сами. Ибо сказано: «Вот, как глаза рабов /обращены/ к руке господ их, как глаза рабыни — к руке ее госпожи, так глаза наши — ко Всевышнему» (Теилим 123; 2). А один благочестивый человек давал рабу от каждого блюда прежде себя, и за то он удостоился того, что Элияу открылся ему и говорил с ним (Ктубот 61а).
Сказано в Торе: «Люби ближнего своего, как самого себя» (Ваикра 19; 18), — но всякий, в ком есть свойство жестокости, весьма далек от этого. Жестокого люди не любят, и он никому не нравится.
И даже если нужно упрекнуть, — нам наказано не упрекать с жестокостью, как написано: «Упрекни же своего товарища, но не так, чтобы понести грех за него» (там же 19; 17), — то есть не упрекай его грубо и жестоко, ибо этим ты срамишь его и тем грешишь.
До сих пор мы говорили об отрицательных сторонах жестокости. Но бывают случаи, когда необходимо быть жестоким, — это жестокость к злодеям, как сказал Иов: «И крушил я клыки преступные, и добычу его отнимал» (Иов 29; 17). Ибо Закон велит казнить злодеев и наказывать их плетьми, как написано: «И побей их камнями» (Дварим 17; 5). А также сказали мудрецы: «Того, кто отказывается исполнять заповедь сукка или цицит на своей одежде или мезузы на своих дверях, бьют до тех пор, пока не умрет» (Ктубот 86а). Преследовать злодеев и угнетать их, дабы вернуть их к добру, — все это требует определенной жестокости.
И требуется быть жестоким в суде, то есть не жалеть своих родственников и друзей, и бедных, — чтобы вынести судебный приговор по справедливости.
И еще сказали мудрецы: «У кого можно найти настоящую мудрость? У того, кто жесток к своим детям подобно ворону. Подобно тому, как вел себя рав Ада бар-Матна. Когда он отправлялся в бейт-мидраш, жена спросила его: “Что же я буду делать с твоими детьми?”. Он ответил: “Пусть едят траву в поле”. Это ясно: кто слишком жалеет своих детей и постоянно думает, как заработать побольше, тот не обращает внимания на пути, которыми деньги к нему попадают, путем дозволенным или путем запрещенным, — ибо любовь к детям заставляет человека вести себя не так, как полагается. А также отменяет Учение[4] тот, кто днем и ночью занят тем, что хлопочет о пропитании для детей, думая лишь о том, как удовлетворить их излишние потребности, ибо основным своим занятием он сделал эти свои хлопоты, а из-за этого все его деяния перепутаны.
И нужно быть жестоким к злодеям и не жалеть их. И сказали мудрецы: “Кто милосерден к жестоким, становится жестоким к милосердным” (Коэлет Раба 7; 16). Так царь Шауль пожалел Агага, от которого потом произошел Аман, враг евреев.
А также да будет человек жестоким к своему телу, ибо следует постоянно стараться исполнять волю Создателя. И не жалеть свое тело, не ублажать его и не поступать по своему хотению. Но быть жестоким к самому себе, дабы согнуть свое злое начало, жить со страданиями, заниматься Учением и исполнять заповеди, даже если это очень трудно.
Но и не следует быть слишком жестоким к самому себе, чтобы не испортить свое здоровье, то есть придерживаться в этом средней линии поведения.
И ты, человек, смотри за собой и удались от жестокости, но жалей бедных и нищих, и да станут бедные твоими домочадцами. И сказали мудрецы: “И даст тебе милость, и пожалеет тебя, и умножит тебя” — каждого, кто жалеет людей, жалеет Всевышний» (Шабат 151а). А потому не оставляй милосердие, но остерегайся жестокости. И сказал Шломо: «Как бы тебе не пришлось отдать другим свою славу и твои годы — жестокому» (Мишлей 5; 9). И остерегайся мести, которая происходит из жестокости. А если ты желаешь отомстить врагам, прибавь себе добрых качеств и иди по путям праведных, — этим ты отомстишь ненавистнику, ибо станет он сожалеть, что ты обладаешь добрыми качествами и добрым именем, и станет горевать, слыша доброе о тебе. Но если ты будешь поступать дурно, твой ненавистник возрадуется твоему стыду и позору, — и вот он мстит тебе.
А если ты захочешь пожалеть своих детей и родственников, оказать им великие почести, занимайся Учением и добрыми делами, помогай ближнему, — это им великая честь и великое благо, ибо они гордятся тобой и не стыдятся за тебя. Нет большего стыда, чем стыд того, чьи предки и родственники — злодеи. Если отец вор или грабитель, или совершил известные всем преступления[5], отвратительные в глазах общества, — все его потомки достойны порицания на веки вечные. Ибо скажут: это потомки того злодея! За преступления отцов умирают дети, как написано: «За вину отцов Карающий детей до третьего и четвертого поколения, тех, кто ненавидит Меня» (Шмот 20; 5). Взгляни и пойми! Кто более жесток, чем отец, чьи дети умирают из-за его преступлений! И нет более милосердного, чем праведник, ибо его заслуги засчитываются на тысячу поколений потомков. Ибо Авраам возложил своего сына на жертвенник, и Всевышний поклялся эту заслугу помнить его потомкам на веки веков. А когда евреи согрешили на горе Синай, Моше Рабейну молил: «Вспомни Авраама, Ицхака и Израиля, рабов Твоих» (Шмот 32; 13), и также Шломо сказал: «Вспомни благочестие Давида, раба Твоего», — и их молитва была услышана. Также и мы каждый день упоминаем заслуги своих праотцев. Поэтому знай, что нет более жестоких, чем те, кто совершает преступления, ибо из-за греха беспричинной ненависти был разрушен Второй Храм. И все несчастья обрушиваются на мир из-за преступлений; как сказали мудрецы: «Из-за неотделения халы[6] нет благословения в том, что собрано; из-за отмены трумот и маасрот[7] нет дождей» (Шабат 32б). Из-за задержки суда и неправедного суда, и отмены изучения Торы приходит война и великий грабеж, чума и засуха (там же ЗЗа), и о том же сказано во многих других местах.
И действительно: виновники несчастий и бед, они жестоки к себе и к детям своим, и к своим современникам. А праведники милосердны к себе, к детям своим и к своим современникам, как сказано: «Весь мир кормится заслугами рабби Ханины бен-Досы» (Брахот 17б). В этом содержится также ответ бедным, которые говорят: «Как можем мы оказать благо другим? У нас ведь ничего нет, из чего можно дать милостыню нищим!» Это пустые слова! Бедный может оказать милость своими добрыми делами и исполнением заповедей. Пусть будет осторожен и внимателен в служении Создателю всеми своими силами, — благодаря заслугам добродетельных и праведных Всевышний посылает миру добро и кормит мир. Существует ли в мире милостыня большая, чем эта? Но бедный должен также дать небольшое пожертвование нищим, даже если сам кормится милостыней (Гитин 7б). И его награда преумножится вдвойне, ибо его малое равноценно многому богатого. И сказали мудрецы: «Дающий много и дающий мало равны, — если сердце свое они направляют ко Всевышнему» (Брахот 17а).
[1] Когда обиженный молится, его молитва принимается.
[2] Так как от этой клеветы страдают все последующие поколения.
[3] То есть раба-нееврея. Всех рабов относят к Ханаану, сыну Хама, потому что Ной проклял его: «рабом будешь братьям своим» (Берешит 8; 25, так же см. Кидушин 14б и далее).
[4] То есть человек не имеет времени для изучения Торы.
[5] То есть его нельзя оправдать тем, что он не знал, что это преступления.
[6] Части теста, которую перед выпечкой хлеба полагается отдать коэну.
[7] Часть урожая, которую нужно отдать коэнам, левитам и бедным.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»
Инженеры Междуречья и Египта умели планировать и воздвигать огромные сооружения: храмы, пирамиды, дворцы, водоводы, строили корабли, колесницы. Астрономы и астрологи с высокой точностью определяли орбиты Солнца, Луны, планет.
Журнал «Мир Торы»
Из многих книг еврейских мудрецов известно, что ешивы существовали в мире с самых древних времен. Еще до рождения наших праотцев: Авраама, Ицхака и Яакова, до начала истории еврейского народа
Раби Авигдор Миллер
Третья глава книги "Распад над бездной"
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
О Ноахе сказано, что он ходил с Богом. Современники высмеивали его, он же прилепился к Богу и стал נ ח, одним из тех, благодаря кому человечество обрело будущее
Редакция Толдот