Из цикла «Книга заповедей. Запретительные», темы: 613 заповедей, Книга заповедей, Запреты, Египет, Рамбам
46-я заповедь — запрещение вновь поселяться на земле Египта. Цель этого запрета — чтобы мы не учились от жителей этой земли ереси и не перенимали их обычаев, предосудительных с точки зрения Торы. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Только чтобы он (царь)… не возвращал народ в Египет… ведь Ашем сказал вам: “Не возвращайтесь более этим путем” (Дварим 17:16). Этот запрет повторен в Торе трижды, как и указали наши мудрецы (Мехильта): “В трех местах Торы содержится запрет народу Израиля возвращаться в Египет”. Первое из этих мест мы уже упомянули. Второе — Его речение “Ты более не увидишь его (Египта)” (Дварим 28:68). А третье — Его речение “Египтян, которых вы видите ныне, более не увидите вовеки” (Шмот 14:13), и хотя, согласно простому смыслу стиха, это только обетование, устная традиция утверждает, что это также запрет.
В конце трактата Сукка (51б) разъясняется, что город Александрия тоже входит в границы земли, на которой нам запрещено поселяться. Именно от залива у Александрии отмеряются рубежи запрещенной для заселения земли: четыреста парсаот на четыреста парсаот (парса — 4608 метров).
Однако разрешено пересекать эту землю — в торговых целях или направляясь в другую страну. Ведь ясно сказано в Иерусалимском Талмуде (Санхедрин, гл.10): “Тебе запрещено “возвращаться”, чтобы поселиться там, но ты можешь “возвращаться” ради торговли или в военных целях”.
47-я заповедь — запрещение, бесконтрольно следуя своим мыслям, допускать и принимать идеи, противоречащие мировоззрению Торы. Мы должны контролировать свои мысли и определять для них запретные рубежи — в соответствии с повелениями Торы и ее предостережениями. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “И не следуйте за вашим сердцем и вашими глазами” (Бемидбар 15:39). Сказано в Сифри: “Следование за сердцем” — это ересь, а “следование за глазами” — это разврат»; «разврат»: имеется в виду погоня за наслаждениями, потакание вожделениям тела и постоянное о них размышление.
48-я заповедь — запрещение заключать союз с народами, отвергающими Б-га, — с семью народами, населявшими ханаанскую землю до народа Израиля, — и оставлять их на Земле Израиля в их безверии. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Совершенно разгроми их, не заключай с ними союза» (Дварим 7:2). И мы уже разъяснили в комментарии к 187-ой предписывающей заповеди, что войну против этих семи народов и все другие повеления Торы, связанные с этими народами, следует включать в перечень 613-ти заповедей, поскольку они не являются «заповедями, которые не относятся к последующим поколениям».
49-я заповедь — запрещение оставлять в живых кого бы то ни было из этих семи народов, чтобы они не развратили евреев и не повернули их сердца к идолослужению. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «А в поселениях этих народов, которые Ашем, твой Б-г, дает тебе в удел, не оставляй в живых ни души» (Дварим 20:16). Убивать их — заповедь «Делай», как мы разъяснили, комментируя 187-ую предписывающую заповедь; а тот, кто сохраняет жизнь представителю одного из этих семи народов, несмотря на то, что имел возможность его убить, преступает заповедь «Не делай».
Пятидесятая заповедь — запрещение проявлять расположение и симпатию к идолопоклонникам и восхвалять что-либо, принадлежащее им. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Не проявляй милости к ним» (там же 7:2). И известно нам из устной традиции: «Не проявляй к ним своего расположения: даже если идолопоклонник красиво сложен, нам запрещено говорить: “Какая красивая фигура!” или “Какое красивое лицо!”», как это разъяснено в Вавилонском Талмуде (Авода зара 20а). А в трактате Авода зара Иерусалимского Талмуда (1:9) сказано: «Не проявлять к ним расположение — заповедь “Не делай”».
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Рав Реувен Пятигорский
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.